Инна ЖЕЛАННАЯ. "Изворот" (Inasound Records).
Первую публикацию о творчестве Инны Желанной я прочитал именно в газете "День" в 1992 году, песни встречал чуть раньше по телевизору — тогда это было возможно. Пожалуй, с тех пор Инна Желанная гнёт внятную линию, которая вывела её в ряд главных лиц отечественного фолк-движения. Тут и знаменитый сольный альбом середины 90-х "Водоросль", и десятилетие с группой Farlаnders, и эксперименты нулевых. "Изворот" — альбом, который совсем не теряется в представительной дискографии Инны Желанной, но уверенно занимает место "одного из лучших".
Наблюдая за Желанной в социальных сетях констатирую неравнодушие, но заметную дистанцию от "лагерей" и митингов. То есть, если Инна высказала понимание одному явлению, совсем не значит, что следом будет обязательное одобрение дальнейшего. Уже вызывает уважение, благо в публичном пространстве хватает известных граждан, готовых отстаивать "чистоту идейных знамён", невзирая на факты или этику. У Желанной взгляд спокойный, внимательный, колкий и в подходе к музыке он, несомненно, отражается. Широта, характер и умение отсечь лишнее — обязательные пункты для художника.
Работа с материалом идёт аккуратно и адекватно. Есть материи, к которым Желанная пока не подступается, дабы не быть "слоном в посудной лавке" — например, духовные песнопения.
"Изворот" собирался порядка пяти лет. Есть и песни, что входили ещё в цикл "Кокон", но здесь получили новое прочтение. Уже в названии пластинки заложено двойное дно — это и начало песни "Из ворот, ворот на улицу выходили красны девушки", и новый поворот, этап в творчестве.
Музыкальный изворот произошёл от электронно-сумрачного альбома "Кокон" до триумфального этнопрогрессива, в котором все земные дрязги растворяются перед мощью народного космоса.
В основе композиций — народные песни. Обрядовые, свадебные, рекрутские. Региональная палитра стала ещё богаче — использован фольклор Курской, Смоленской, Белгородской, Брянской, Могилевской, Киевской, Полтавской областей. В непростые времена "Изворот" словно фиксирует общее культурное поле России, Украины и Белоруссии.
Началось всё с винилового мини-альбома из шести номеров — "для эстетов". (Хотя в некотором смысле это "лучшее" по мнению самих музыкантов: "Татары", "Стрела", "Ветерок", "Павлин"). Полноценный же альбом — это целых девятнадцать песен, длится он более двух часов. Желанная со товарищи явно не боятся "загрузить" слушателя.
Музыка здесь, с одной стороны, сложносочинённая — современный и своевременный прогрессивный рок; множество живых инструментов, в том числе этнических, но с привлечением электроники; отголоски нью-эйджа, джаза, психоделики, с другой — достаточно открытая большой аудитории, стоит только сделать шаг в сторону от навязанного телевизионно-радийного формата звучания. (Тем более в последнее время можно с интересом наблюдать некое новое пришествие прогрессива — не как закрытого холёного клуба для олдовых меломанов, но как свежей, дающей возможность полноценного объёмного высказывания, музыки). Яркий вокал, в котором народная сила сочетается с рок-энергетикой, неповторимый гипнотический бас Калачёва-Гребстеля, шквал духовых Олега Маряхина, интересные привлечённые музыканты.
Мир "Изворота" — красивый, многоплановый, не без противоречий, схваченных в развитии и взаимопроникновении. Древнее и сверхновое, необычное, волшебное и бытовое, обыденное, природное и человеческое, внутреннее как часть внешнего.
Вновь вспоминаю старую статью из "Дня": "Слушаешь её, тянешься туда, ввысь — в безграничность и неизвестность, где тревога, но и свобода, и полёт души".