ДДТ. "Прозрачный" ("Navigator records")
Два с половиной года назад, откликаясь на альбом "Иначе", я честно признался — невозможно писать о "ДДТ" вне контекста отношения к группе и её лидеру Юрию Шевчуку. И это отношение чуть ли не наверняка формирует положительный/негативный отзыв на очередное творение.
Не исключаю, что будь политическая позиция Шевчука более охранительской или же национал-патриотической, уважительные аттестации последних шевчуковских опусов в "продвинутой" музыкальной прессе сменились бы на высокомерно-ироничные. В Шевчуке много того, что в иных случаях квалифицируется на постмайданном сленге как "ватничество". Достаточно вспомнить, как несколько лет назад Шевчук и Артемий Троицкий периодически вели в прессе "перестрелку", обмениваясь колкостями на тему эстетического — этического. И выпады Шевчука были достаточно наивны на фоне отборного цинизма критика.
Появление "Прозрачного" после кипящего "Иначе" нельзя назвать неожиданным: чередование громогласного эксперимента и лирики уже случались на рубеже веков, когда вслед за "индустриальной" программой "Мир номер ноль" появилась лиричная пластинка "Метель августа". Да и окопная правда альбома "Пропавший без вести" середины нулевых сменилась бардовско-шансонной историей "Прекрасной любви" (пусть по текстам в альбоме хватало социалки).
В "Иначе" был единый лирический герой — "Гамлет XXI века", "примеряющий на себя различные социальные маски и политические убеждения, а в финале обретающий внутреннюю свободу", "Прозрачный" — скорее набор состояний, размышлений, близких самому Шевчуку, с непременной дидактикой, проповедничеством, морализаторством.
Прозрачный — стало быть, пропускающий свет. Но тут много тумана, фирменной иероглифики в текстах — странноватые пассажи, спорные рифмы, обладающие несомненной ценностью для поклонников, но с большим трудом воспринимаемые извне.
Для бюрократов — мертвец, для радикалов — кефир.
Мне б с партизанами в лес, и там беречь этот мир.
Мы для дальтоников — ересь, мы — разноцветные сны.
Им не досталось трофеев, ведь в нас нет войны.
"Прозрачный" — весь какой-то необязательный, нецепляющий, призрачный. Когда обычно слушаешь пластинку, то мелодии, строки неизбежно вторгаются в сознание, вплоть до возникновения своеобразного "стокгольмского синдрома". В "Прозрачном" с коммуникацией большие сложности. По мне, это очень растерянный альбом, весь позитив которого носит вымученный характер
Как водится, хватает намёков, цитат — от литературных до сугубо музыкальных, вплоть до британского пост-брит-попа и Rammstein. Это характерно для "ДДТ" во все времена — можно вспомнить Игги Попа в "Предчувствии гражданской войны" и кусок Челентано в "Что нам ветер". Сие не плагиат, скорее речь идёт об открытости по принципу "нам внятно всё". И неожиданная обложка, напоминающая альбомы инди-электроники, нежели посконный рок.
Насчёт звучания, видно, что шевчуковская команда цепляет современные тренды, но нельзя сказать, что они играют значительную роль. "Прозрачный" — вполне альбом "ДДТ" второй половины восьмидесятых, переупакованный в относительной современный звук. Играть по-западному всё равно не получается, поэтому на выходе имеем мейнстримный русский рок. И при всех рассказах о хороших отзывах в "британской и финской прессе", очевидно, что эффект группы не уходит дальше бывшего СССР и кругов постсоветской эмиграции.
Шевчук всегда декларировал, что терпеть не может радикалов как заведомых разрушителей. Однако именно "экстремисты" формируют повестку дня. Умершая на днях Новодворская это хорошо продемонстрировала. Извечный маргинал в либеральной среде может торжествовать с того света: её оголтелый дискурс всё больше и больше захватывает "болотную" аудиторию. А излюбленные хиппово-пацифистские лозунги Шевчука сегодня, пожалуй, наименее адекватны реальности, звучат как дежурные заклинания неуверенного человека. Слава Богу, у Шевчука хватило адекватности не присоединиться к не столь многочисленному, сколь горластому пулу, что митинговал против войны, когда шли политические игры, но после начала кровавых боевых действий превратился в поборников "антитеррористической операции". И ведь почти двадцать лет назад в "постчеченской" песне "Пацаны" Шевчук предчувствовал грядущие трагедии: "Здесь я видел, что может быть будет с Москвой, Украиной, Уралом".
Читайте также: ДДТ. "Иначе/P.S." http://zavtra.ru/content/view/muzon-2/