Саша Матросов VS Вова «Адидас»
В качестве прелюдии надо сказать, что попасть в образовательные учреждения с подобным программой, ещё недавно было совсем не просто. Со слов председателя Совета Ветеранов нашего поселения в Новой Москве, неоднократно ставившей этот вопрос перед директором ближайшей МОУ СОШ, та просто блокировала подобные предложения, находя для этого различные отговорки. Чувствовалось что лично ей всё это не надо, а по отчётам у неё всё, итак, било! А тут вдруг директор сама позвонила председателю и любезно зазывала кого-нибудь из ветеранов провести урок Мужества перед учениками 7-8 классов! Так выбор пал на меня!
Очевидно, что накануне дня защитника Отечества где-то «там» в высоких педагогических кабинетах вспомнили, что под праздничек надо что-то провести, а то как-то неудобно, вдруг где-то «ещё выше» поинтересуются и могут не понять! Это, впрочем, мои догадки, однако с большой долей вероятности оно вполне так могло и быть, тем более что у меня есть некоторый в основном печальный опыт общения с педагогами новой формации.
Готовился серьёзно. Вспоминал уроки Мужества, которые в мои школьные времена были вполне привычными и проходили по обкатанной схеме. Приходил, позвякивая медалями, кто-то из участников Великой Отечественной войны и рассказывал нам пионерам-октябрятам то, что в общем-то мы уже знали из школьной программы, кинофильмов или рассказов своих дедушек. Мой – инвалид и ветеран войны, воевавший с декабря 1941 года в составе Юго-Западного фронта, переживший Харьковскую катастрофу лета 1942 года, впрочем, рассказывал по-другому, часто очень живо, буквально «со слезами на глазах». Именно потому его рассказы мне запомнилось на всю жизнь, а вот что говорили приглашенные ветераны, хоть убей не помню. У меня такого богатого боевого опыта, как у дедушки, несмотря на имеющиеся госнаграды и соответствующий статус, не было, поэтому надо было найти правильную подачу темы.
Для начала решил выяснить с ребятами что такое «Мужество»? Как они его понимают, что вкладывают в этот термин? К слову, они оказались молодцы, дав ему вполне удовлетворительную формулировку и мне не пришлось им доказывать обратное, к чему я был готов. Далее, вспомнил про сериал «Слово пацана», о котором было столько споров и шума, а ведь его почти наверняка, несмотря на гриф «18+» видели мои 13-14 летние школьники-ровесники тех пацанов. Решил тоже глянуть. Хватило трёх серий, чтобы понять, что это настоящая идеологическая диверсия, которой по непонятно каким причинам ошалевшие или одуревшие от безнаказанности киночиновники дали «зелёный свет» и соответствующую рекламу.
Особенно меня покоробил воин-интернационалист Володя «Адидас», отслуживший в разведподразделении ВДВ и по сюжету потерявший там товарищей. Вернувшись живым с войны, 20-летний герой Афгана возглавляет… группировку 13-16 - летних пацанов, чтоб устраивать драки с такими же «малолетками» и творить беспредел в своём районе. Оскорбительно показана и казанская милиция, состоящая по сюжету из недалёких, примитивных, случайных, по сути, в органах людей. К счастью, в свою бытность в служебной командировке в Казани, изучая в том числе эту тему, с интересом прочёл, подаренную мне тогда книгу бывшего министра внутренних дел Татарстана генерала милиции А.А. Сафарова «Закат Казанского феномена». В ней он подробно разбирает тот сложный период, из которого победителями вышли те самые «мусора», обезглавившие молодёжные татарские ОПГ, закрыв тему. Книгу решил взять с собой и готов был оставить педагогам для профилактической работы.
Чтобы переломить влияние таких «героев» на школьную молодёжь, решил отобрать для урока несколько куда более достойных примеров из нашей богатой военной истории. Остановился на подвиге экипажа крейсере «Варяг», 120-летие которого отметили 9 февраля т.г. Мне посчастливилось побывать в тот день на панихиде по морякам героического корабля, именные списки которых оказывается сохранились. Скачал на флэшку прекрасный видеоклип из одноименного кинофильма на известную песню «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг…», порылся в интернете ища интересные факты того славного боя. Оказалось, например, что капитан крейсера каперанг Всеволод Руднев был членом Союза Русского Народа, что, безусловно, оказало влияние на то его решение. А еще его, спустя три года после подвига, японский микадо наградил высшим орденом Империи – небывалый случай в истории!
Вторым примером мужественного человека я взял Героя Советского Союза Александра Матросова, хорошо известного советским школьникам, который совершил свой подвиг 27 февраля 1943 года. Выбрал его, потому что он, как и многие герои пацанского сериала, считался в их возрасте неблагополучным подростком, стоял на учёте в детской комнате милиции, а в дальнейшем оказался в колонии для несовершеннолетних. С началом войны Саша рвался на фронт, ему хотелось совершить подвиг – прославиться, и такой случай ему предоставился, он бросился на амбразуру вражеского пулемёта, когда были израсходованы все гранаты…Чем же это не пример личного мужества в пику мутным понятиям геров сериала о «пацанской чести», которая позволяет толпой бить одного или отобрать понравившуюся вещь у заведомого слабого и к тому же «чужого» ребёнка – «чушпана» по терминологии «правильных пацанов»?
Далее перешёл к Афганской эпопее. Во-первых, урок Мужества проходит накануне её окончания 15 февраля 1989 года, во-вторых, мне хотелось показать школьникам, что такие, как Вова «Адидас» редкое исключение и недоразумение из числа сотни тысяч ветеранов, прошедших Афганистан. Выбор остановил на последнем Герое Советского Союза, полковнике в отставке Валерие Буркове, лишившемся обоих ног, но продолжившем служить Отечеству. В настоящее время он, выйдя в отставку, принял монашество и активно участвует в СВО, регулярно выезжая туда не только, как проповедник, но и как музыкант – исполнитель. Не обходит он стороной и госпиталя, где ему – инвалиду есть что рассказать лишившимся конечностей молодым воинам. Он лучше других знает, как приободрить их, вернув им веру в будущее. Вообщем, уникальный человек – пример для урока Мужества!
Ну а завершить урок я планировал аналогичными примерами из дня сегодняшнего, благо они происходят в зоне проведения СВО и рядом с ней. Как наиболее показательный, я отобрал подвиг экипажа танка «Алёша», вошедший в анналы военной истории своей дерзостью, профессионализмом и результативностью, ведь победа была одержана при соотношении сил 1:8 в пользу героического экипажа танка! После этого планировал перевести разговор в русло текущего момента: насколько готовы нынешние ребята к защите Отечества, к подвигу? По случаю у меня на руках имелся трофейный FPV-дрон, который я намеревался пустить по рядам, спрогнозировав ситуацию: что будете делать, если завтра такая «птичка» прилетит к вам во двор и сбросит что-нибудь, вызвав, например, пожар?
Вопрос на мой взгляд отнюдь не праздный, учитывая имевшие место быть аналогичные случаи как раз в Новой Москве и заявления украинской стороны нарастить производство подобных дронов до миллиона штук. Правильный ответ подразумевал своевременное укрытие в безопасное место, оповещение других об опасности любым возможным способом и принятие посильное участие в ликвидации последствий. В завершении хотел предложить им принять участие в волонтёрских проектах помощи участникам СВО, которые осуществляются в поселении. Была у меня с собой и соответствующая теме урока литература, полезная юным патриотам.
С таким багажом и планами я прибыл, как полагается в военной форме в школу в назначенный час, познакомился с завучем, которой было поручено курировать урок. Тут и пошли один за другим «нежданчики», укрепившие меня в мысли, что данный урок Мужества вызван ничем иным, как желанием лишь поставить «галочку» о спущенном сверху мероприятии, приложив в качестве доказательств фото с моим участием. И ничего более.
Антипедагогическая поэма
Мне с порога решительно было заявлено, что никакое упоминание СВО на уроке Мужества НЕДОПУСТИМО! Я не мог поверить своим ушам! Чье распоряжение? Почему? Чем вызвано? Завуч ссылалась на указание Департамента образования г.Москвы (!) и даже возможно ещё выше – Министерства просвещения… Нет, не Украины, России! Как провести урок Мужества в школе страны, где завершается второй год тяжелейшей СВО, не затронув героев этой операции, стыдливо и обтекаемо пряча эти три буквы в потоке красивых слов о патриотизме и мужестве? Я не мог себе представить! Понятно, что сбитый дрон и брошюры «Боевой листок бойца СВО» принес зря, а вот чем провинился перед педагогами экипаж героического «Алёши», о котором все лето восторженно рассказывали все наши СМИ? Или Департамент образования не владеет ситуацией в стране, живя в своём изолированном мирке?
Завуч привела мне много раз слышанный и до боли знакомый аргумент, что «онижедети» с очень тонкой и ранимой психикой, которую ни в коем случае нельзя травмировать! К тому же у некоторых школьников на СВО находятся родственники (!) и по мнению педагога, лишнее (!) упоминание об этом так же травмирует их! Во как! А как же популярные в сетях ролики, где возвратившиеся с фронта отцы идут в школы к своим детям и какая у тех реакция? Или и эти сюжеты прошли мимо чиновников от образования?
К слову нельзя, оказалось, говорить с молодёжью и о «Слове пацана», т.к. этот сериал запрещен к просмотру несовершеннолетним. Я уверен, что большинство 14-летних подростков всё равно тайком его посмотрели и обсуждают в своём круге, ведь он на них по большом счёту и рассчитан. Но какое дело до этого педагогам? Наложили табу на проблему подростковой преступности и её (оба-на!) нет. То, что происходит за стенами школы их, очевидно, не касается! Ещё один «прекрасный» пример понимания учителями своей роли в воспитании подрастающего поколения граждан России: замолчать неудобную тему, купировав её подачу в любом виде, бодро рапортуя «наверх», что у них в школе «всё идёт по плану». А по выпуску переложить граждански незрелых «онижедетей» на плечи военкомов и правоохранительных структур и «умыть руки»!
Так просто мне сдаваться не хотелось! Попытался привести контраргументы из нашей же ближайшей истории. В советское, мирное время был даже такой «страшный предмет» - начальная военная подготовка, когда ученики изучали основы военного дела и мне не известно о каких-то психологических заболеваниях у учеников, возникших от общения с преподавателями офицерами запаса или от взятого в руки учебного автомата Калашникова. С октябрятского, младше-классного возраста все мы учили биографии пионеров-героев, которые все (о ужас!) погибли от рук врагов, получив посмертно звания Героев Советского Союза.
Что уж говорить о школе военного и послевоенного времени, когда учителями были солдатские вдовы или сами фронтовики, вернувшиеся с войны калеками, понятия не имевшие, ни о толерантности, ни о том, что они могут одним своим видом травмировать своих учеников! Разве сейчас не идёт, по сути, война со всеми её сопутствующими ужасами? Мы всё чаще узнаем о вражеских налётах и обстрелах Белгорода, населенных пункты Брянской, Ростовской, Воронежской, Курской областей, Крыма. География постепенно расширяется на восток, и никто не даст гарантий, что под ударами тех же беспилотников (один из которых я специально притащил) в очередной раз не окажется Новая Москва, включая (не дай Бог!) эту самую школу.
Когда и кто начал прятать от детей подвиги народа и скрывать героев, прикрываясь мнимой заботой об их психическом здоровье? Страшно подумать, но это делают те, кто призваны обществом воспитывать граждан России – патриотов Родины! Ведь мне запретили говорить даже о привлечение учеников к волонтерской деятельности! Чем же травмировало бы старшеклассников плетение маскировочных сетей, изготовление окопных свечей, ручная сборка необходимых фронту мелких деталей, распечатанных на принтерах для сапёров, артиллеристов, стрелков, санитаров? Все эти виды добровольной помощи организованы в поселении и проходят на базе культурно-спортивного центра, расположенного буквально в 100 метрах от школы! Запрет педагогов на подобную деятельность был бы как-то оправдан, если бы я от них требовал сдать деньги или кровь, но об этом даже не могло быть и речи!
Завуч подчеркнула, что нельзя в школе и в т.ч. на уроке Мужества говорить и о… политике, соблюдая некий нейтралитет. Знакомая песня ещё недавнего мирного времени, когда в угаре навязанной нам извне толерантности (терпимости, приводящей в конечном итоге к смерти организма), нельзя было давать чёткие определения и проводить границы между добром и злом, запутывая и обессиливая самих себя! Поразительно, что ко второй годовщине СВО эта изначальна дебильная установка в наших школах, что очевидно, не претерпела по сути никаких изменений! Нужно ли здесь рассказывать, к каким печальным последствием приведет и привела уже нас эта беззубая, вялая и антигосударственная по духу, страусиная и выжидательная позиция? Трудно себе представить схожую позицию советских педагогов в годы Великой Отечественной войны, с которой всё больше сегодня сравнивается СВО!
В основе, конечно, лежит отсутствие идеологии, от которой мы отказались на самом высшем уровне, «выстрелив себе в ногу». Но с 24.02. 2022 года, сам Верховный главнокомандующий, министры и главы профильных ведомств, Патриарх Кирилл, не раз обозначили и обосновали её начало, как необходимость защиты интересов России от коварного и вероломного врага, олицетворенного коллективным Западом, которому удалось натравить на нас некогда братскую Украину, пользуясь нашим подслеповатым благодушием: «да быть такого не может!».
Не вселяет оптимизма и телепроект Министерства просвещения России «Разговоры о важном», направленный, прежде всего, на учащихся. Там нет тем, напрямую посвященных СВО, её героям, актуальным политическим вопросам, весьма обтекаемо говорится о целях, задачах операции, как будто это частное дело Министерства обороны. Вместо расставления чётких акцентов, где свой, а где чужой, ведутся разговоры о партнёрстве и дружбонародности. Исключение, пожалуй, составил тот же инок Киприан (Герой Советского Союза полковник в отставке Валерий Бурков), который в февральской программе прошлого года, чётко по-солдатски, уложившись в отведенные ему 8 минут, дал недвусмысленное определение происходящему на западных границах России.
Только объединив усилия
Начав разбираться, почему такое возможно, провел небольшое независимое расследование, придя к неутешительным выводам, которыми готов поделиться с читателями. Очевидно, что руководство школы, где я всё-таки провёл свой урок Мужества, не взяло бы на себя смелость так откровенно вмешиваться в мой план его проведения. Как несколько подчеркнула завуч, эта установка транслируется из Департамента образования Москвы. Мне не удалось обнаружить каких-либо письменных указаний на этот счёт на сайте ведомства. Очевидно, указания директорам школ давались в устной форме и как минимум с молчаливого одобрения начальства. Мне не составило труда ознакомиться с биографиями руководителей Департамента.
Я не ошибся в своих предположениях. Только сам его глава отслужил в армии хотя бы минимальный годовой ценз. Все остальные четыре представителя мужского пола из 12 его заместителей, ни дня не служили в армии! Ещё более удручающая картина в самом министерстве просвещения России, возглавляемым, к слову, тоже мужчиной! Но ни сам министр, ни один из четырёх из шести его замов-мужчин, если верить представленной на официальном портале информации, тоже не отдали почётный долг Родине. Случайность? Не думаю. Скорее закономерность. Дело в том, что с 1991 года, с распадом СССР было принято немало различных законодательных актов, направленных на демонтаж прежней (далеко небезупречной) системы образования под видом борьбы с тоталитаризмом и идеологизацией. Параллельно с этим шёл схожий болезненный процесс и в Вооруженных силах, направленный на их сокращение, что сопровождалось дискредитацией силовых структур. Я это время прекрасно помню, пережив несколько сокращений, многомесячные задержки денежного довольствия, вынужденные ночные подработки и прозябания в переполненных общагах.
Одним из таких популистских решений стал Закон РФ от 11.02.1993 N 4455-1 “О воинской обязанности и военной службе” (ст.21), освобождающий сельских учителей от службы в армии. Имелись для студентов педвузов и другие отсрочки, и лазейки, позволявшие им долгое время уклоняться от призыва. Позже данная статья была отменена, однако, лоббисты - пацифисты снова пытаются её вернуть в правовое поле и в данный момент вопрос возращения отсрочки для педагогов-мужчин проходит согласование в Государственной Думе. На практике же за те годы, когда работала статья, мы получили целую плеяду педагогов, сумевших разными путями избежать службы в Вооруженных силах, которые сегодня доросли до высоких постов и несут прямую ответственность за проводимую в школах позицию, равноудалённую от интересов государства и её Вооружённых сил. Не будем исключать и влияние женщин – педагогов, традиционно в своём большинстве критически настроенных по отношению к Армии, службе в ней. Об этой проблеме мы с коллегой не раз писали, например, здесь.
Непонятна тут и позиция главного бенефициара - Министерства обороны, у которого должен быть прямой интерес к проблеме. У военного ведомства есть в наличии инструменты для урегулирования подобных вопросов. Главный из них, помимо Конституции, действующий Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ, где в статье 14 прямо сказано, что «Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан». А контролировать и направлять в нужное русло эту деятельность могло бы воссозданное Сергеем Шойгу Главное военно-политическое управление, которому необходимо наладить тесное взаимодействие не только с профильными министерствами, но и ветеранами ВС, которые в своём большинстве предоставлены сами себе. Обязав одних и ужесточив спрос с других.
Если представить военно-патриотическое воспитание в виде механизма, то коленвал, «шестерёнки», «приводные ремни» и его другие главные элементы: армия, ветераны, школа, молодёжь… равноудалены друг от друга и вращаются с разной интенсивностью сами по себе, практически не соприкасаясь. При этом «смазка» в виде финансирования программы выделяется, но где-то «подтекает»…
Как сейчас проводиться эта работа на практике, я убедился лично. Завуч уверяла меня на полном серьёзе, что патриотизм учеников школы заключается в хороших отметках и примерной дисциплине и никакая идеологическая и тем паче военная составляющая им при этом не нужна. Не поленился напомнить ей, что миллион релокантов, сбежавших после объявления мобилизации из страны, почти наверняка хорошо учились в школе и не имели особых проблем с законом. Сегодня, осев на Западе, они прямо или косвенно работают против России, а некоторых из них активно вербуют спецслужбы. Неужели нынешние педагоги не чувствуют свою ответственность за их судьбу? Или для них важнее поставленные галочки?
P.S. Пока готовился материал, стало известно, что поднятую проблему с помощью неравнодушных людей донесли до соответствующих депутатов профильного комитета в Государственной Думе и они обещали, что меры будут приняты. Ждем!