Сообщество «Информационная война» 16:52 1 октября 2017

Момент прозрения

Любая шутка, какой смешной она бы ни была, смешна только до поры. Даже лучший фильм после нескольких просмотров может надоесть. Вкуснейшее блюдо не будет вызывать ничего, кроме тошноты, если есть его слишком много – во всем важна мера. Эта истина, очевидная, казалось бы, даже ребенку, почему-то никак не может дойти до американских СМИ. Падение рейтингов, все больший градус недоверия граждан, даже целенаправленный бойкот и недавний удар анонимов по самой уязвимой части машины интернет-СМИ – рекламе – не заставили медиа допустить хотя бы возможную бесперспективность дальнейшей раскрутки истории про злых русских, стоящих за каждой бедой чистой и непорочной Америки.

Несмотря на то, что с выборов президента прошел уже без месяца год, градус журналистского негатива в сторону России не ослабевает. Ни недели не проходит без громкой истории, которая, делает много шуму и за отсутствием внятных доказательств тихо сдувается. Пару недель назад вышло видео от Моргана Фримана – актера, чье привычное амплуа – умудренные жизнью чернокожие старики. В этом видео лауреат «Оскара» характерным глубоким и красивым голосом убеждал президента Трампа обратиться к нации и «сказать людям правду насчет атак России». Фриман описал ситуацию таким образом, что хакерская атака на выборы (ни одного доказательства которой за целый год так и не нашли) это чуть ли не объявление войны и что долг американского руководства – отреагировать соответствующе. Значительная часть хронометража ролика была посвящена Путину и его приходу к власти, особое внимания уделяя работе будущего президента России в рядах КГБ. Благодаря СМИ и их сотням выдуманных и не очень историй о всесильности советских спецслужб в период Холодной войны, эта аббревиатура стала вселять страх в сердца американцев старших поколений, поэтому для закрепления эффекта Фриман повторил ее несколько раз. Видео быстро стало популярным, достигнув эффекта – наделав шуму. Одни шумели по поводу кибервойны с Россией, другие громко возмущались тем, что уважаемый некогда актер полез в политику, где его никто не ждал. В Твиттере уделили внимание реплике другого, куда менее культового и известного актера, Майкла Серы, никак не относившейся к ролику Фримана, но удивительно вписывающейся в ситуацию. Он сказал: «Актеры, они как манекены. Когда видишь актера, говорящего о политике, то даже если в его словах есть смысл, сложно избавиться от ощущения, что эти слова кто-то написал за него.» После неоднозначной реакции тех, на кого был нацелено видео, шум быстро сошел на нет.

Недавний скандал с покупкой «фабрикой троллей» большого количества политической рекламы на Facebook не мог не стать новым поводом для гнева СМИ. Обнаружились рекламные объявления, продвигающие акции движения Black Lives Matter среди жителей городов, где происходили протесты в связи с неправомерным, по мнению их участников, убийством черных подростков. Реклама эта, по мнению исследователей, хоть и призывала к участию в мероприятиях, имела своей истинной целью внушить жителям целевых городов, далеким от протестов, чувство опасности, которое представляют черные радикалы. Данная история интересна не столько очередной попыткой выставить российские спецслужбы виноватыми во внутренних проблемах США, сколько нелепым оправданием действий движения BLM, чьи акции почти всегда сопровождаются беспорядками, грабежами, избиениями и даже убийствами. Подразумевается, что отвратительная репутация движения среди рядовых американских граждан имеет причину не в виде разрушительных последствий демонстраций, и огромного урона который участники акций наносят тихим улицам обычно спокойных американских городов, а является делом рук старого доброго Ольгино, чья задача – расколоть единое и согласное американское общество.

Это лишь две самых крупных истории из бесчисленного множества, развернувшегося за последний месяц. Русские хакеры взламывали американские электростанции, вскрывали аккаунты популярных журналистов и отключали сайты калифорнийских чиновников. И это в перерывах между разжиганием споров о каталонском референдуме и влиянием на выборы в Германии. Спустя год после начала активной фазы антироссийской кампании с американских СМИ интернет-издание The Intercept наконец усомнилось в целесообразности следования старому курсу и задалось вопросом о том, можно ли уже испытывать скептицизм по этому поводу. В материале «Очередная история про русских развалилась на части. Допустимы ли сомнения?» рассказывается про заявление Департамента внутренней безопасности о взломе систем для голосования в ряде штатов, ставшее мощным инфоповодом для почти всех крупных медиа и по очевидным причинам вызвавшее бурную реакцию в политических и околополитических кругах. Спустя несколько дней агентство Associated Press заявило, что в некоторых из перечисленных штатов не было никакого взлома, а на требование разъяснений чиновник Департамента заявил, что у них нет никаких доказательств сделанного ранее заявления. Intercept допускает, что единичный случай подобной истории, всполошившей общественность, но оказавшейся пустышкой, может быть списан на ошибку одного из задействованных в расследовании людей. Но множество подобных «сенсаций», разваливающихся при первом требовании доказательств, свидетельствует о тенденции принятия журналистами любой из множества историй, выставляющих Россию врагом, на веру как религиозный догмат, как абсолютную Истину. Любые сомнения в правдивости этого немедленно ставят под вопрос патриотизм вопрошающего и его верность стране. Автор проводит параллель между сегодняшней ситуацией и аналогичным положением вещей в 2002 году, в преддверии военной кампании против Саддама, с разницей лишь в одном – тогда обвинения строились на фактах и логике, в то время, как сегодня они делают упор в большей степени на эмоции.

То ли из-за недальновидности, то ли из-за отсутствия единого органа, способного намечать и претворять в жизнь общую для множества разрозненных компаний стратегию действия, выдумывая, раздувая и тиражируя бесконечные и безосновательные сюжеты о врагах из далекой России, американские СМИ совершают самую большую ошибку, масштабы которой пока сами не осознают. Сами того, возможно, не понимая, они оказывают Кремлю куда большую услугу, чем сам Кремль мог ожидать – у американских граждан постепенно формируется стойкое недоверие и отвращение к словам и позициям мэйнстримных медиа. Прошлогодние выборы доказали, что парадигма контроля над общественным мнением, отдававшая этот контроль в руки крупных СМИ, ушла в прошлое – победил кандидат, бешено ненавидимый традиционными масс-медиа. Сейчас на наших глазах эти гиганты масс-медиа в неумелых попытках вернуть тающее влияние роют себе яму, из которой выбраться уже не смогут.

1.0x