Военно-политический кризис и проведение Россией специальной военной операции на Украине спровоцировали массовую волну украинских беженцев в страны Европы.
По данным Верховного комиссара Управления ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) Ф. Гранди почти 836 тысяч беженцев из Украины прибыло в ЕС и соседние страны за период с 24 февраля по 2 марта 2022 года в результате военного конфликта на Украине, часть граждан без документов и без удостоверения личности. Из них почти 500 тысяч беженцев въехали на территорию Польши, 116 тысяч - в Венгрию, 67 тысяч - в Словакию, 65 тысяч - в Молдову, 43 тысячи - в Россию, 38 тысяч - в Румынию и 350 человек - в Беларусь. Ранее в Россию из ДНР и ЛНР прибыло 96 тысяч жителей Донбасса. Ко 2 марта через польско-германскую границу в Германию прибыло более 5300 украинских беженцев. Япония также выразила готовность принять беженцев из Украины, ранее прибывших в Польшу. Конечными пунктами назначения беженцев могут стать Литва, Германия, Польша и Италия.
В случае дальнейшего ухудшения ситуации УВКБ ООН прогнозирует, что число беженцев из Украины может достичь четырёх миллионов человек. По данным ООН, по состоянию на 1марта 2022 г. в Украине насчитывается, по меньшей мере, 160 000 человек - внутренних беженцев, - то есть внутренне перемещенных лиц в пределах своей собственной страны.
ЕС прогнозирует, что число беженцев может вырасти до 7 миллионов (что сильно завышено, в сравнении с данными ООН - авт.), и что военные действия на Украине затронут 18 миллионов украинцев.
Следует учитывать, что приём западными странами беженцев из Украины не будет бесконечным и бесконтрольным. После миграционного кризиса в 2014-2015 годах государства-члены Евросоюза болезненно относятся к вопросу приема мигрантов, и особенно трудно договариваются по вопросу их количественного распределения между европейскими странами.
В этой связи представляется, что внутренне перемещенные внутри Украины беженцы-украинцы представляют собой ресурс следующей миграционной волны в РФ во втором квартале 2022 - 2023 г.г., когда «политика открытых дверей» ЕС в отношении мигрантов-беженцев из Украины, будет исчерпана с учетом прогнозируемых внутриполитических противоречий и неизбежного социально-экономического кризиса в Европе.
Следует ожидать, что из 4 млн мигрантов-беженцев из Украины ЕС относительно безболезненно «пропустит» к себе около 2-3 млн человек и более 1 млн украинских беженцев могут принять другие страны.
Проблемы, вызванные обеспечением приема и размещения первой крупной волны беженцев из Украины в ЕС, в дальнейшем могут переориентировать беженцев, пока остающихся в стране, мигрировать в другие страны, в том числе в РФ. Западные эксперты прогнозируют, что в Россию могут прибыть до 1 млн беженцев из Украины.
Мигранты-беженцы из ДНР и ЛНР
После признания ДНР и ЛНР и начала проведения специальной военной операции на Украине (далее - СВОУ) миграционная обстановка на территории России за период с 21.02.2022 г. по 2 марта 2022 г. в целом остается стабильной и контролируемой.
Фиксируется ожидаемая волна мигрантов-беженцев из ДНР и ЛНР.
По информации заместителя министра МЧС РФ А.М. Супруновского, озвученной в ходе совещания у Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО (г. Ростов-на-Дону), по состоянию на 28 февраля 2022 г. в Россию прибыло более 127 тыс. жителей ДНР и ЛНР в рамках эвакуации, которые размещены в 15 регионах страны.
28 февраля 2022 г. МВД России проинформировало, что в связи с закрытием пунктов пропуска на границе с Украиной территориальные органы МВД России ориентированы на оказание содействия гражданам Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в продлении срока пребывания на территории Российской Федерации.
Указанным гражданам в случае их волеизъявления будет предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации, а также оказана помощь в получении патентов на осуществление трудовой деятельности, разрешений на временное проживание, вида на жительство и приобретении гражданства Российской Федерации. Оформление данных документов будет осуществляться в кратчайшие сроки, для этого необходимо обратиться в подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России.
Прибывающие беженцы из Украины в целом не представляют угроз общественному порядку, хотя и могут вызвать некоторую напряженность в мигрантской среде или стать объектом провокационных действий, преступлений, в частности мошеннических схем (при оформлении документов, получении пособий и др.).
В целом россияне позитивно оценивают прибытие в РФ мигрантов-беженцев с Донбасса.
По результатам исследования общественного мнения, проведённого ВЦИОМ 21 февраля, 25-26 февраля 2022 г., 82% россиян позитивно оценивают помощь волонтеров беженцам из Донбасса и 75% россиян выступили за выплату эвакуированным из ЛНР и ДНР пособий в размере 10 тыс. рублей.
Согласно результатам опроса ВЦИОМ общественного мнения населения, большинство опрошенных россиян скорее поддерживают решение Президента РФ В.В. Путина о проведении специальной военной операции на Украине: 68% россиян - «скорее поддерживают решение провести специальную военную операцию России на Украине, не поддерживает - 22%, каждый десятый гражданин затруднился ответить (10%).
Миграционная обстановка в Российской Федерации
Миграционная обстановка на территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 г. (до признания ДНР и ЛНР) характеризуется следующими тенденциями.
По оперативным данным Главного управления по миграции (ГУВМ) МВД России за январь 2022 года в РФ осуществлено 958 306 постановок на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ).
Всего по состоянию на 1 января 2022 года - по итогам 12 месяцев 2021 г. - осуществлено: 13 392 897 (более 13 млн) постановок на миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ), в том числе прибыло из: Узбекистана - почти 5 млн человек (4.961.301), из Таджикистана - более 3 млн. человек (3.076.781), из Киргизии - более 1 млн человек (1.063.928), из Украины - более 700 тыс. человек (711 511), из Казахстана - 562.738 человек, из Беларуси - 466.304 человека. Из Афганистана прибыло - 9904 человека. Более 70% всех прибывших в РФ - трудовые мигранты (заявили цель прибытия - работа).
В результате проведенного МВД России большого объема работы по упрощению процедуры приобретения гражданства нашими соотечественниками, российские паспорта получили 730 тысяч человек.
В связи с оптимизацией миграционного режима на территории России прогнозировалось увеличение миграционного потока в Россию в 2022 году (без учета беженцев из Украины) - порядка 14-15 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.
Результаты статистического дифференцированного учета (по странам и цели въезда) мигрантов, прибывших в РФ, публикуются ГУВМ МВД России ежеквартально.
По последним данным, по состоянию на 1 января 2022 года (по итогам 12 месяцев 2021 года): из 711 511 иностранных граждан, прибывших из Украины, поставленных в 2021 году на миграционный учет, 68 554 - зарегистрированы по месту жительства, 642 957 - по месту пребывания. Прибывшие в РФ из Украины заявили цель въезда: 240 596 украинцев - работа, 330 347 - частная, 18 026 - туризм, 12 971 - учеба, 7 566 - деловая, 253 - гуманитарная, 33 204 - иные цели. За тот же период осуществлено 591841 снятий с миграционного учета граждан из Украины.
По экспертным оценкам, в России постоянно проживает более 2 млн граждан Украины.
Миграционная повестка дня оставалась актуальной и чувствительной течение всего прошедшего года: 16 министерств и ведомств замкнуто на этом вопросе. Между странами СНГ установлен безвизовый режим, что необходимо учитывать в ходе решения миграционных проблем. На это обратил внимание Президента РФ В.В. Путина Министр внутренних дел России В.А. Колокольцев в ходе расширенной коллегии МВД России 17 февраля 2022 г.
Сохраняются неблагоприятные тенденции преступности в сфере миграции. В 2021 году был зафиксирован 25-% прирост незаконной миграции и 6% прирост преступности иностранных граждан. Была пресечена деятельность почти 250 организованных преступных групп (ОПГ), сформированных по этническому принципу.
МВД России предприняты меры по повышению уровню контроля за мигрантами, чему способствует 274-й Федеральный закон, расширяющий перечень иностранцев, подлежащих дактилоскопической регистрации и фотографированию. Данный закон позволяет выявлять лиц, изменивших свои персональные данные в странах исхода.
Риски и угрозы миграционной стабильности и антитеррористической безопасности в РФ, в связи с текущей оперативной обстановкой в соседней Украине
В начале 2022 года в России бы зафиксирован спад общего количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. По данным МВД России, за январь 2022 года иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации было совершено 3 тыс. преступлений, что на 7,6% меньше, чем за январь 2021 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 2,5 тыс. преступлений (-5,8%), их удельный вес составил 81,3%.
Напряженная ситуация в приграничных с Россией странах-соседях оказывает неблагоприятное влияние на состояние оперативной обстановки в сфере миграции, предопределяет рост преступной активности мигрантов.
Складывающая оперативная ситуация на территории Украины содержит комплекс предпосылок, обусловливающих высокий риск реализации глобальных угроз миграционной стабильности и антитеррористической безопасности.
Внешние риски, обусловливающие ухудшение оперативной обстановки, рост преступности и увеличение числа беженцев в РФ.
1. Риски прибытия в Украину зарубежных наёмников, радикал-националистов для участия в военных действиях, проведения провокационных акций и диверсионно-подрывной работы.
28 февраля 2022 года украинским президентом В. Зеленским подписан Указ о безвизовом режиме въезда в Украину для граждан иностранных государств для вступления в Интернациональный легион обороны Украины.
Фактически данным указом украинского президента объявлена политика «открытых дверей» для оперативного проникновения на территорию Украины наемников из радикальных, националистических группировок из всех стран мира для осуществления подрывной и террористической деятельности, как на территории Украины, так и в Российской Федерации.
Высокая вероятность проникновения на территорию Украины иностранных наемников и радикально настроенных граждан подтверждают зарубежные экспертные оценки.
Для справки:
2 марта 2022 г. французской полицией были задержаны 14 военных украинского происхождения из Иностранного легиона, направлявшихся на Украину для участия в военных действиях. По информацииTF1 Info в настоящее время в Иностранном легионе Франции числятся 700 военных украинского происхождения.
Ранее, 16 февраля 2022 г. аналитики в издании The Guardian сообщили, что власти Великобритании обеспокоены тем, что неонацисты стремятся пройти обучение обращению с оружием и получить военный опыт, в связи с чем ультраправые экстремисты могут приехать в Украину в период проведения военных действий.
В этой связи в аэропортах Великобритании было организовано дежурство сотрудников полиции по борьбе с терроризмом. По словам источников в силовых структурах, проверки были проведены после получения информации о том, что на Украину прибыло не менее пяти известных неонацистов из США и одного из европейских стран.
По сообщению BuzzFeed осенью 2021 г. из Украины было депортировано двое американцев, имевших связи с неонацистскими группировками у себя на родине.
По мнению западных аналитиков, потенциальные рекруты крайне правых, вероятно, будут стремиться присоединиться к военизированным группировкам на Украине. Наиболее известной ультраправой группировкой является батальон "Азов"*, военизированное формирование, которое использует символику, связанную с нацистами, и имеет много членов, исповедующих ультраправые экстремистские взгляды. Три года назад организация Hope Not Hate, ведущая антифашистская организация, обвинила её в активном поиске британских новобранцев.
США добиваются экстрадиции бывшего американского солдата Крейга Лэнга из Украины, чтобы он предстал перед судом по делу об убийстве пары из Флориды в 2018 году после того, как он вернулся после взаимодействия с крайне правыми группами на Востоке Украины.
Директор ФБР Кристофер Рэй в 2019 году предупредил об увеличении числа нацистов - сторонников превосходства белой расы, ищущих военный опыт за границей. «Конечно, мы начинаем видеть, как воинствующие экстремисты на расовой почве общаются с единомышленниками в Интернете, и в некоторых случаях мы видели, как люди выезжают за границу для обучения», - сообщил он Конгрессу.
Канадский журналист Майкл Колборн, опубликовавший в январе книгу об ультраправых в Украине, спрогнозировал, что если боевые действия действительно разразятся, сражения могут послужить как пропагандистской, так и учебной возможностью для ультраправых. «В худшем случае "Азов" получит еще больше возможностей заявить о себе как о «настоящих защитниках Родины и авангарде революции». Если дело дойдет до захвата украинских городов, боюсь, мы увидим на улицах ультраправых партизан», - сказал он в недавнем интервью сайту "Маркер".
В рамках проведения СВОУ риски дальнейшей дестабилизации оперативной обстановки ситуации на территории Украины усугубляются опасными решениями украинских властей, провоцирующими рост преступности и усиление миграционных потоков, в числе которых:
- распоряжение украинского президента о выпуске из мест лишения свободы заключенных - радикально настроенных лиц, неонацистов, ранее осужденных за совершение преступлений;
- свободная раздача населению оружия - только в первые сутки более 18 тыс. автоматов и боеприпасов для «теробороны».
Западные аналитики зафиксировали, что в Киеве и других крупных городах Украины еще до начала военных действий гражданские лица, имеющие разрешение, в массовом порядке закупали оружие.
В совокупности указанные факторы напрямую способствуют не только усилению мародерства, уличной преступности на Украине, но и высокому риску осуществления террористических атак и резонансных диверсионных акций с целью обвинения российских властей, как на территории Украины, так и в РФ.
Риски проникновения на территорию Украины боевиков-террористов, имеющих опыт организации и проведения террористических атак.
Замглавы МИД Сирии Б. Джааари в интервью РИА Новости заявил, что спецслужбы США способны при необходимости перебросить террористов ИГ* и других радикальных группировок на территорию Украины (1.03.2022).
Внутренние риски. Территориальная близость России с Украиной содержит риски проникновения террористов, в том числе женщин, на территорию РФ путем незаконного пересечения границы, незаконной миграции, в том числе в потоке беженцев, а также риски подкупа и вербовки мигрантов для осуществления террористических атак.
Влияние внешних факторов на состояние оперативной обстановки и преступности мигрантов на территории РФ, в частности мощная волна массовых драк с участием мигрантов, прокатившая в крупных городах России, и массовых волнений в мигрантской среде, всколыхнувшихся после прихода талибов* к власти в Афганистане в августе 2021 г., показало наличие тесной коммуникации и связей подпольных ячеек экстремистов в РФ с зарубежными кураторами и инструкторами. Напряженная ситуация в соседней Украине создает удобные условия для усиления подрывной деятельности зарубежных кураторов, активизации дремлющих и создания новых экстремистских ячеек в России, что требует адекватного реагирования российскими правоохранительными органами.
Так, только за относительно спокойный период - январь 2022 года, по данным МВД России, зарегистрировано 140 преступлений террористического характера (-11,9%) и 52 преступления экстремистской направленности (+15,6%). Из общего числа зарегистрированных преступлений террористического характера 14 (+27,3%) преступлений совершены в текущем году, в том числе: за пределами Российской Федерации – 13 (+333,3%).
В ходе совещания с главами регионов Уральского федерального округа Секретарь Совета Безопасности РФ Н.П. Патрушев подчеркнул, что террористические и экстремистские организации активно используют миграционные потоки для переправки в другие страны своих участников и формирования новых ячеек. Только за последние три года правоохранительные органы предотвратили въезд в Россию более 2 тысяч иностранцев, подозреваемых в террористической и экстремистской деятельности. «Имеющиеся проблемы в сфере реализации государственной миграционной политики оказывают дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку, создают дополнительные риски общественной безопасности, усиливают социальную напряженность в обществе».
По данным МВД России в настоящее время фиксируется многократное усиление преступной активности украинских хакеров, сотрудников колл-центров, распространяющих в даркнете «заказы» на совершение террористических акций на территории России, а также призывы в открытом русскоязычном интернете, в социальных сетях, телеграм-каналах, мессенджерах с призывами совершения противоправных акций антироссийской направленности.
С усилением кризисной ситуации в Украине и в условиях действия режима западных санкций уже в первые дни заработная плата трудовых мигрантов в целом упала более чем на 20 процентов, возникли сложности с денежным переводом в страны ближнего зарубежья, обесцениванием переводимых денег своим родственникам. Многие мигранты теряют работу или сами не выходят на нее из-за падения заработков. Многомиллионная армия трудовых мигрантов, имеющих проблемы с трудовой занятостью и отсутствием доходов, представляет собой мощную заряженную силу, способную всполыхнуть в любой момент.
Не случайно, в последние дни возросло количество тяжких преступлений, совершаемых мигрантами. 27 февраля 2022 г. группа мигрантов устроила драку на Морской набережной в Санкт-Петербурге, в ходе которой гражданину Узбекистана были нанесены множественные колото-резаные ранения, в результате которых он скончался. Виновные были задержаны.
В г. Москве 1 марта экстренно госпитализированы в больницу мигранты с огнестрельным ранением и колото-резаными ранами, пострадавшие в результате массовой драки со стрельбой, произошедшей на улице Вернисажной. Как и в предыдущем случае, причиной конфликта были озвучены бытовые мотивы и личные неприязненные отношения.
Всего за период с 14 по 25 февраля в г. Москве сотрудниками полиции было установлено свыше 14 тыс. административных правонарушений, связанных с нарушением режима пребывания, незаконным осуществлением трудовой деятельности, нарушением порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных работников, возбуждено 330 уголовных дел за организацию незаконной миграции. В Центр временного содержания помещено 869 иностранных граждан, из них 195 - за неисполнение судебных решений об административном выдворении, иных нарушений миграционного законодательства.
Социально нестабильный и экономически уязвимый статус мигрантов приводит к тому, что в условиях любой кризисной ситуации «миграционная бомба» взрывается в первую очередь.
Выше обозначенные внешние и внутренние угрозы могут не только спровоцировать дальнейшую дестабилизацию обстановки на территории соседней страны и новую волну беженцев, но и оказать непосредственное влияние на состояние оперативной обстановки в Российской Федерации и предопределить усиление неблагоприятных тенденций преступности, в числе которых:
- рост экстремистских акций и террористических атак;
- усиление незаконного оборота оружия;
- рост незаконной миграции и преступности мигрантов;
- усиление наркотрафика, контрабанды синтетических наркотиков и препаратов из группы опиоидов, в частности метадона, официально легализованного на Украине в качестве заместительной терапии.
Вывод: В условиях складывающейся оперативной обстановки, обусловленной влиянием кризисной ситуации в Украине, прогнозируемым многократным, до миллиона, наплывом мигрантов-беженцев в Российскую Федерацию, усиливающиеся массированные информационные атаки вражеских оппонентов и наличие на территории РФ «дремлющих ячеек», руководимых зарубежными кураторами, могут вызвать усиление противоправной активности мигрантов (общеуголовной и экстремистской направленности) и провокационных антироссийских настроений в мигрантской среде, а в условиях кризисных явлений в экономике (падение уровня жизни, безработица), обусловленных тотальным режимом западных санкций, - рост антимигрантских настроений у россиян и социальной напряженности в целом, что требует разработки комплекса адекватных упреждающих мер реагирования.
Оперативные меры реагирования в РФ с целью недопущения угроз миграционной стабильности и антитеррористической безопасности в условиях проведения СВОУ включают
В сфере миграционного законодательства:
Дополнительная разработка/проработка федеральных и региональных законодательных и организационно-управленческих документов, с целью учета и повышенного внимания к процедуре въезда, учета, размещения и перемещения внутри территории РФ категории мигрантов - беженцев из Украины с целью недопущения проникновения в страну под видом беженцев представителей террористических, радикальных, диверсионных групп, предупреждения и пресечения их противоправных деяний, в т.ч. попыток вербовки и разжигания антироссийских настроений.
В сфере организационно-управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления:
Усиление оперативного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления (администраций, мэрий и др.), ведомств и учреждений, подразделений миграционных служб с оперативно-розыскными подразделениями и специальными службами ведомств (МВД, СК, ФСБ России) с целью упреждающего выявления и предупреждения возможных провокационных резонансных акций и терактов, направленных на дестабилизацию обстановки.
Усиление рабочего взаимодействия и сотрудничества представителей органов государственной власти, местного самоуправления и национальных диаспор с целью дополнительного контроля и мониторинга миграционной обстановки и недопущения напряженности в мигрантской среде.
В сфере оперативно-розыскного противодействия в МВД России: дополнительно организовать:
Оперативный мониторинг рисков и угроз, кибератак, информационных вбросов («фейков») в онлайн-сфере, направленных на усиление социально-психологической напряженности россиян, панических настроений русскоязычного населения и формирование неблагоприятного общественно-политического фона в условиях проведения СВОУ и реализации санкционного режима Западом.
Оперативный анализ (еженедельный, ежемесячный) повестки русскоязычного сектора интернета с целью разработки стратегических и оперативных мер информационного противодействия массированному информационному воздействию вражески настроенных оппонентов, с целью нейтрализации и минимизации последствий «информационной войны» и формирования устойчивого социально-психологического фона, недопущения антироссийский акций и массовых волнений, в том числе в мигрантской среде, с учетом высокого риска реализации внешних и внутренних угроз.
Дополнительное информирование населения на регулярной основе (в СМИ, онлайн-площадках интернета, мессенджерах) открытых данных об оперативной обстановке и ситуации в сфере миграции с целью недопущения распространения недостоверных сведений и преодоления массированного тотального информационно-пропагандистского воздействия вражеских оппонентов.
Усиление взаимодействия миграционных служб и оперативно-розыскных подразделений для комплексного анализа данных текущей оперативной и миграционной обстановки с целью мониторинга и упреждающего пресечения факторов и условий по дестабилизации миграционной обстановки и реализации угроз террористического характера.
*организации, запрещённые в РФ