Авторский блог Галина Иванкина 00:10 21 января 2024

Миф об РНЕ

о книге "РНЕ и русская национальная революция. Люди 1993 года"

РНЕ и русская национальная революция. Люди 1993 года. С. И. Иванников, Н. В. Кремлёв, А. В. Кочетков, С. О. Бышок, К. Ю. Аверьянов-Минский, Н. И. Скирденко. М.: Горячая линия-Телеком, 2023 - 400 с.: ил.

Понятие мифа – многообразно и разнопланово. Это и красивая легенда, и сказка, и досужая байка. От высокого - до низкого. Больше того, без мифотворчества не может существовать ни одна цивилизация и ни одно общественно-политическое движение. Одним из мифов 1990-х было Русское Национальное Единство – РНЕ, баркашовцы*. Какие только слухи не распускались средствами массовой информации! Кто эти бравые парни в камуфляже? Не то наци-головорезы, не то - спасители Отечества. Не то маргиналы из неблагополучных семей, не то - студенты-отличники.

Об РНЕ сейчас упоминают мало, будто бы хотят забыть. Словно и не маршировали те ребята по раздолбанным улицам «не святых – девяностых». Недавний фильм «1993», снятый по роману Сергея Шаргунова, не исключение. Оборона Белого Дома показана, как «левый» бунт против либеральной плутократии Бориса Ельцина, тогда как именно Русское национальное единство было движущей силой народного сопротивления-1993. Вещалось о том, что Белый Дом — это наше поле чести, а не игры в политику. Идеология РНЕ – это одна из чётко ориентированных концепций постсоветского периода. Всё казалось возможным. На обломках советской системы, не выдержавшей соревнования с Западом, баркашовцы выстраивали ясное будущее. Каким оно могло бы стать? Но! История не терпит сослагательного наклонения.

Перед мной - книга «Люди 1993» с подзаголовком «РНЕ и русская национальная революция», написанная авторским коллективом под редакцией кандидата философских наук Сергея Иванникова. Это, с одной стороны, взвешенный анализ, а с другой - повествование о времени и о себе. О юности. О том, что весна жизни, пришедшаяся на 1990-е, не могла стать иной. РНЕ – это своеобразная реакция на 1990-е. Однако работа лишена апологетики, романтизации, которая могла бы быть неверно трактована.

«Девяностые годы навсегда остались в прошлом, и ни один здравомыслящий человек не будет жалеть об этом, - пишет во вступительной статье генерал-лейтенант, кандидат исторических наук Леонид Решетников, и продолжает свою мысль, - То десятилетие было одним из самых трагических в нашей истории, когда само существование России находилось под большим знаком вопроса.

Но травмы 90-х до конца не изжиты. О них вспоминают современные правые, о них же говорят и современные левые. И при всей разности воспоминаний и оценок, в них регулярно воспроизводится один и тот же мотив: первое постсоветское десятилетие стало временем упущенных возможностей».

Один из идеологов РНЕ Алексей Кочетков констатирует: «Мы видели, как происходил развал Советского Союза. Уже ближе к концу Перестройки все понимали, куда всё катится. Это сейчас пишут, что всё случившееся стало неожиданностью. Ничего подобного. Даже нам, очень молодым людям в то время, было понятно, что номенклатурные коммунисты, в одночасье ставшие демократами, постараются побыстрее приватизировать страну, а от всего, что не способно было приносить прибыль, они быстро избавятся. С нашей точки зрения это было недопустимо».

В книге собраны публикации об РНЕ, интервью бывших соратников, рассуждения, попытки переосмыслить. А заодно - развеять подлые наветы. Допустим, о том, что баркашовцы – аналог фашистских и национал-социалистических движений. Сергей Рогожин, один из тех, кто стоял у истоков, сообщает: «Никакой фашистской организацией мы не были. РНЕ – это ультраправое национальное или, как тогда было принято говорить, национально-патриотическое движение». К слову, московские и региональные группы на протяжении 1990-х – начала 2000-х регулярно судились с гавкающими СМИ по поводу обвинений РНЕ в пропаганде фашизма и крайних форм шовинизма. Об этом – целый раздел книги. Не все суды оказались выиграны и, вместе с тем, дела были громкие.

Какие же мифы развенчивают составители книги? В частности, о низком социокультурном уровне баркашовцев, да и вообще «правых». Эту убогую сказочку журналисты сварганили на основе тезиса о том, что национал-патриотом может быть тупой мясник, ограниченный лавочник или бесперспективный разнорабочий. «Дмитрий Марченко окончил МХТИ, у него очень серьёзная, интеллигентная семья: отец – известный конструктор в области ракетостроения, дед – генерал КГБ. Алексей Кочетков – тогда был студентом 2-го курса МЭИ. Сейчас Президент Фонда «Народная дипломатия». Владимир Чупин – строитель-монтажник. До 1991 года работал на Севере, на Камчатке, за рубежом. Кривов Виктор, начальник штаба РНЕ. Имел незаконченное высшее образование. Ещё до вступления в «Память» был профоргом одного из московских предприятий. Я сам врач, окончил 1-й ММИ, начальник медслужбы части ОСНАЗ ГРУ. Сейчас – врач «Скорой помощи» в Московской области», - перечисляет Рогожин. По большому счёту, РНЕ – движение радикально настроенной интеллигенции. Отсюда – точность формулировок и умение подчинять себя жёсткой дисциплине.

Что ещё? «Среди национал-патриотов было огромное число неадекватных людей, - признаётся Алексей Кочетков, - Ельцинское телевидение делало всё, чтобы именно такие люди и выступали от имени патриотического движения. Из-за этого у большинства молодёжи стало формироваться представление о типичном национал-патриоте как о человеке, срочно нуждающемся в приёме у психиатра». Действительно, вокруг да около патриотизма всегда крутились и крутятся неадекватные персонажи – оккультно-мыслящие психопаты; сочинители антисемитских прокламаций; безумные бабушки, начитавшиеся славянских вед; борцы с мировым правительством и так далее. В РНЕ всего этого не водилось.

«Русский порядок» - печатный орган баркашовцев – никогда не опускался до юдофобии, каковой страдали почти все ультраправые издания, перепечатывавшие «Протоколы сионских мудрецов» (признаны экстремистской литературой) и разную другую ахинею. В РНЕ провозглашалась любовь к своему народу, а не пещерная ненависть к иным.

Что же сгубило эту уникальную структуру? Авторы книги дают ответ и на этот вопрос. Прежде всего, поклонение Александру Баркашову, который, подобно Людовику XIV, воскликнувшему: «Государство – это я!» стал воспринимать РНЕ – бесплатным приложением к своей персоне. Дадим слово Рогожину: «Изначально была очень демократичная обстановка. До 1992 года, например, Баркашов был просто Саша, а не Александр Петрович. У нас был эпизод, я его описал в воспоминаниях, когда во время официальной встречи Баркашова в комнату врывается боец с вопросом «Саша, где у нас сахар?». Но в 1994 году ни о какой демократии речи уже не шло – начался откровенный вождизм, породивший недоверие к соратникам и окружение себя теми, кто не смел критиковать. В 1995 году начались поиски врагов, поощрение доносительства, поклёп на самых деятельных участников и раздувание внутрипартийных конфликтов.

Авторы единодушны во мнении, что едва ли главной причиной развала Единства стала гибель Дмитрия Марченко в октябре 1993 года – он, имея колоссальную поддержку в рядах бойцов, умел влиять на «Петровича» и не позволил бы ему стать единоличным боссом-правителем. Кроме того, повлияла и трагическая смерть Вадима Сазонова – автора гимна РНЕ – в мае 1994 года. Во всём этом прослеживалось нечто роковое. Не по судьбе. Не судьба!

Сборник «Люди 1993» будет интересен всем, кто изучает настроения 1990-х, когда старое лежало в руинах, а новое рождалось в муках. «РНЕ – это процесс, стихия, жившая в режиме «здесь и сейчас», и в каждый новый момент своей жизни обретающая особую конфигурацию, - утверждает Сергей Иванников, - То, что называлось программой РНЕ, в действительности было мифом в высоком понимании этого феномена; мифом, рассказывающем о неизбежном грядущем возрождении России и о том, что именно такая Россия станет духовным и политическим лидером мировой истории». Один тот факт, что подавляющее большинство бывших членов РНЕ поддержало Спецоперацию, говорит о само за себя.

*Ряд подразделений РНЕ признаны экстремистскими структурами.

1.0x