Сообщество «Салон» 01:02 14 января 2018

Метафизика любви

25/17. "Ева едет в Вавилон"

25/17. "Ева едет в Вавилон"

Когда наконец собрался писать рецензию на пластинку, наткнулся в соцсетях надиалог музыковеда и философа-культуртрегера по поводу "25/17", весьма меня позабавивший,– мол, был «нормальный пацанский рэп» и даже «ультраправый Notorious», нозачем-то решили стать "Гражданской обороной" (?!). Представил себе, как тридцати пяти- или сорокалетние люди действуют в стиле героев «войны побережий», проживших лет по двадцать пять,– и не обрадовался. На мой взгляд, "25/17"- редкий случай адекватного выхода андеграунда на рубежи шоу-бизнеса–без компромиссов, без потери принципиальных установок. Да, «только для своих» - по-прежнему один из важных рефренов "25/17", но «свои» для них – вовсе не замкнутая тусовка, в которой невозможно движение и рост. Ну, а то, что их теперь принимает "Чартова дюжина" и "Нашествие" - так нет у нас иных пространств и ресурсов.

Ант, Бледный и Ко нынче наглядно демонстрируют нетленное «Нам внятно всё» - и с лёгкостью меняют стили и направления: то играют русский рок (причём именно рок по эстетике, а не по этике), то отдают дань уважения рэпу, то замахиваются на поп-музыку–какой она может быть в нашей стране. "25/17" действуют в потоке открытости и внимания ко всему, без избирательности. Чужд им и излюбленный мотив некоторых наших персонажей – «уничижение паче гордости»: "25/17" не боятся пафоса, позиции, исповедания истины. Но отказываются записываться в те рамки, которые считают неинтересными, надуманными, ложными.

«Ева едет в Вавилон» - умелая работа с поп-формой, в которую влиты самые разные элементы, обогащающие композиции; одновременно непростые по технике номера звучат довольно легко и доступно (хотя к сведению альбома, пожалуй, есть вопросы). Посему на пластинке нашлось место мейнстримному року, постиндастриалу, рэпкору и даже околоджазовым интонациям.

"25/17" умеют удивить, однако нет ощущения, что музыканты сидели в студии и напряжённо думали, как бы поставить слушателей в тупик – получается довольно органично. Открывающая альбом "Она не такая как все", к тому же вышедшая встык с ядрёным кавером на "Бит шатает голову" Хаски, изумляет поп-технологизмом, но потом ухо выхватывает библейские символы вроде "сапфирового трона", а ведь, согласно толкованию отцов Церкви, пресветлое «подобие Человека», сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии – и получается песня о современном образе Богородицы. Впрочем, уже название альбома и тревожная обложка, где змея свернулась в кольца, образовав Вавилонскую башню, альтернатив не обещают: лёгкой прогулки не будет.

"Ева едет в Вавилон" - альбом эклектичный, многослойный, но цельный. Можно сказать, концептуальный, хотя это уже обязательный подход: "25/17" без некоей концепции, если только сингл выдадут. Альбом словно состоит из главок и связанных между собой пролога-эпилога.

Это пластинка, которыая ушла от стереотипа "25/17", но внутренне продолжает основные силовые линии группы. И дело даже не в аллюзиях на прошлое творчество – а здесь есть и мостик от альбома-спектакля начала года "Умереть от счастья", и интонации "Зебры" и "Песен о Любви и Смерти", и даже, пожалуй, отсылки к тем временам, когда группа ещё именовалась "Иезекииль 25:17".

Неотъемлемый цитатный пласт "25/17" - от Бродского до Дельфина и "Агаты Кристи" - это и задание для слушателя, и дань уважения любимым художникам, и возможная полемика, ибо ориентиры и выводы группы могут быть совсем иными.

Значителен и состав приглашённых гостей, хотя только участие восходящего питерского проекта "Аффинаж" можно назвать формирующим – с их участием сделаны композиции "Клыки" и "Моряк". Хороши Хаски и Саграда в "Нашем лете", наряду с "Окурками" - это мои фавориты альбома. Внушителен и адекватен и себе, и песне ("Златовласка") Скляр, а вот Сукачёв всё-таки переигрывает, особенно в фильме-концерте.

"25/17" отправляют своих героев в Вавилон как символ Мирового города, столицу мира Кали-юги. И Ева, разумеется, не Праматерь, патриархальная, плоть от плоти мужчины. Заявив пластинку как «женскую» (по ассоциации с «мужским» «Русским подорожником»), "25/17" вышли на очень непростые территории: любовь в Железном веке, "проклятом веке", «веке-волколаке». Они знают, что «женщина всегда имеет два центра» (Евгений Головин), и, похоже, принимают максиму Паланика про поколение мужчин, выращенных женщинами, тем не менее к мизогинии а-ля Отто Вейнингер не приходят.

"25/17" ориентированы на античную классификацию любви, но в "Еве" они расширили канонический квадрат: помимо эроса-влюблённости, платонической филии, дружбы-сторге и жертвенной агапе, на пластинке обитают и мания-одержимость, и людус-игра, и прагма-расчёт.

Это настоящая метафизика мужского и женского, причём в том ракурсе, который ещё в середине ХХ века опредставлял итальянский традиционалист Юлиус Эвола: «Пол-то здесь понимается лишь в его поверхностных, осязаемых, грубых аспектах. Но истина такова, что пол, существующий в теле, — существует также и с самого начала в душе, а в некоторой мере и в духе. Человек является мужчиной или женщиной прежде всего внутри себя, до и прежде себя внешнего; мужское и женское первоначально растворено во всем бытии, видимо и невидимо, подобно краске, растворенной в жидкости».

И настоящая любовь для "25/17" – путь к обретению полноты, стремление к «метафизической целостности человеческого Я» (о чём мы читаем, разумеется, по-разному и в мифах, и в Евангелии). Даже если сего не достигнуть в нашем подлунном мире - не повод отказываться. И из Вавилона сбежать невозможно, но должно противостоять тенденциям «всеобщего распада», ибо «в хлеву – пустая колыбель, нам не угрожай». Потому личная жизнь – не какая-то механика быта, она пронизана вечными вопросами, в ней человек может обрести или потерять себя.

Не бойся, верь мне, идём на восток,

Даже если мир треснет.

Не бойся, верь мне, режь поводок,

Мы будем вместе,

Мы будем вместе

26 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x