Авторский блог Александр Елисеев 13:04 28 сентября 2018

Метафизический треугольник: Иван Царевич, Кощей и Марья Моревна

Кощей тоже неоднозначен, несмотря на «инфернальный» налёт, столь заметный в сказках.

Согласно предыдущим нашим реконструкциям (список внизу), расклад здесь получается следующий.

Иван Царевич (Сварожич) – это Царь Мира, Агни, Вайшванара, Белобог, Мельхиседек.

Кощей – первый свергнутый и убитый царь, ставший царём загробного мира. Индоарийская традиция знает его как Яму, иранская как Йиму (Джамшида). Последний был свергнут и убит своим двойником Спитьюрой (и у Кощей есть брат-близнец Кош). Йима - царь Золотого Века, но он всё-таки несколько отошёл от праведности, что и привело к его свержению. Кощей тоже неоднозначен, несмотря на «инфернальный» налёт, столь заметный в сказках (а, особенно, в их кинематографической интерпретации).

Вот любопытный «момент» подобной двойственности. В одном варианте Сказки утверждается, что Кощеева игла находится в ларце, который зарыт под Дубом (образ Мирового Древа, Нетварной вертикали, пронизывающей миры). Это указание на онтологический низ, близкий к инферно. Но в другом варианте ларец находится на вершине Дуба, что указывает на духовно-райский Верх.

Царь Мира правит Сокровенным, Незримым царством. Там же находится и «царь мертвых», но в его ведении лишь нижняя область царства. Он стережёт «чудь», зверочеловеческие орды, загнанные под землю. Это – Вий (Ний), который также отличается неоднозначностью. («Грозный старец с Черной горы»)

Царь Мира онтологически выше «первого умершего». Однако, он отдаёт ему «должное». Так, Агни-Вайшванара уступает Яме место владыки в царстве мертвых. В русской Сказке отношения между двумя владыками более напряженные, они выступают как противники. Их схватка – за Марью Моревну (Морену), то есть - за Мировую Душу. Иван побеждает Кощея, подтверждая свой более высокий онтологический статус. Но и тут не всё так просто. В одном из сказочных вариантов Кощея убивает не сам Иван, но его конь, ударивший «царя мертвых» копытом. Это можно интерпретировать как столкновение Кощея с животной стихией, подчиняющейся, в данном случае, Царю Мира. (Как подчиняется Ивану Серый Волк.)

Любопытно, что в Сказке есть и другой Иван, который также противостоит Кощею в борьбе за Марью Моревну. Речь идёт о богатыре Иване Годиновиче. В, конечном итог, Марья Моревна выбирает не этого богатыря, но именно Кощёюшку. Они привязывают Годиновича к Дубу, что возможно указывает на подчинение неких низших сил нетварной вертикали Древа миров. И тут прилетает ворон или два голубя (тут не исключено указание на двойственность и близнечность). Ворон напророчил Кощею, что не владеть ему Марьей. В гневе Кощей пустил стрелу, которая вернулась назад и его же убила. Марья хочет убить Ивана Годиновича, но её сабля только рассекла его путы. Тогда Годинович жестоко расправился с Марьей. Сначала он отрубил ей руки, потом – ноги, далее – губы, и, наконец, голову.

Тут уже перед нами явно нечто инфернальное. И можно предположить, что Иван Годинович есть некая пародия на Ивана Царевича, на Царя Мира, на сверхличностный принцип, бытийный полюс мира. Тогда он является небытийным полюсом, Змеем, пытающимся окончательно подчинить Мировую Душу и, тем самым, погубить её. Марью рассекают, что указывает и на процесс рассечения Первочеловека в результате изначальной метакосмической Катастрофы. («Неообщинная революция»)

Здесь душа мира используется в целях дальнейшего расчленения мира.

Что касается стрелы, вернувшейся к Кощею, то можно предположить убийство от руки темного близнеца, в пользу чего говорит и вариант с двумя голубями.

«Василиса Премудрая и высшие Воды»

«Кот Баюн, Укрощенное рацио»

«Садко и торговая талассократия»

«Баба Яга, Мировая Душа»

1.0x