Авторский блог Александр Елисеев 08:28 12 сентября 2018

Василиса Премудрая и высшие Воды

Онтологическая миссия Мировой Души – оживотворять плоть, придавать ей некое витальное движение, используя свою «хаотичность».

Василиса - дочь морского царя, о котором мы недавно рассуждали в статье «Садко и торговая талассократия». Владыка Глубин желает оставить в подводном псевдоцарстве Ивана-царевича. Но его спасает именно дочь владыки, которая и убегает вместе с Героем.

Василиса Премудрая – это Мировая Душа, взятая в её высшем аспекте. Побег, вместе с Иваном, есть указание на попытки Мировой Души освободиться от Хаоса и Инферно. Такое освобождение происходит постоянно, но совпадает и с заключением в рабстве. Здесь Мировая Душа уже выступает в аспекте Бабы Яги. («Баба Яга, Мировая Душа»)

Сама Душа Мира – это хаос вод, который отделен от темной стихии недобытия. В Книге Бытия читаем: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. «» (1. 2). Далее сообщается: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.]И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так». (1.6.-1.7.)

Так образовались высшие Воды, тоже хаотичные, но и уже как-то оформленные – в отличие от недобытия, в котором нет никакой оформленности. Как указывал Р. Генон – первоматерия абсолютно непонятна потому, что в ней абсолютно нечего понимать.

Онтологическая миссия Мировой Души – оживотворять плоть, придавать ей некое витальное движение, используя свою «хаотичность». «Премудрость» Василисы именно в том, что она следует именно этой миссии и бежит прочь от темных вод недобытия, спасается от Морского царя.

Однако, Премудрость Мировой Души можно и переоценить, чем грешит софиология. С. Булгаков сделал основной гносеологический упор на ней, в результате чего и сотворил учение о Софии как о «четвертой», «женской», «тварной» ипостаси. Между тем, сама Премудрая устремлена к Ивану-царевичу, который есть один из аспектов Царя Мира. А сам Царь Мира символизирует райский, ангелический Дух, находящийся выше Души. Это Вайшванара, Чакравартин, Мелхиседек, Белый Царь («всем царям царь»), Белобог. Это бытийный полюс нашей вселенной, указывающий на райское Небо.

Само «столкновение» Ивана-царевича и Морского царя отражает некий метаисторический кризис нашего бытия (точнее, один из кризисов). Царь Мира подвергся некоему онтологическому потрясению, в результате чего от него как бы отщепился Сын - Царевич. Возможно, это событие и имел ввиду многомудрый Платон, когда рассказывал о чудовищном «космотрясении», в результате которого время потекло в «обратную сторону».

В Сказке это подаётся следующим образом. Царь путешествовал по разным землям, в то время как у него дома рождается сын Иван. Государь стал пить воду из озера, и его за бороду ухватил Морской царь. Последний потребовал от Царя отдать ему то, чего «дома не знает». Царь дал своё согласие, а по приезде понял свою оплошность – речь шла о его сыне. Когда Иван вырос Царь отвёл его на то самое озеро и повелел искать перстень, который он якобы потерял.

Тогда, по совету некоей старушки, Иван заручился поддержкой Василисы, которая и спасает его, бежит с ним и делается его супругой. (Возможно, старушкой является Баба-Яга, часто помогающая Герою.) На радостях Иван забыл про Василису, но она напоминает о себе с помощью посланниц-голубок. В конце концов, произошло воссоединение.

Попытаемся дать этому метафизическую расшифровку. Некогда произошло расщепление Царя Мира и соприкосновение его с онтологическим Дном Морского царя, пытающимся захватить бытие. Это расщепление он преодолевает, заключая союз с высшим аспектом Мировой Души («Премудрой»). Далее происходит забвение Царем мира – Души Мира. Очевидно, оно случилось в результате его самозамыкания на себе – «на радостях», когда он воссоединился сам с собой. Но оно преодолевается. В циклическом плане это выражается в постоянной попытке духа действовать вместе с душой. Оно, впрочем, может быть искажено. Дух может подчиниться душе, или же замкнуться сам на себе. Таким образом, рождаются либо виталистические, либо излишне идеалистические доктрины.

«Кот Баюн, укрощённое Рацио»

«Плененный Велес»

1.0x