"Испытание" (Россия, 2014, режиссёр — Александр Котт, в ролях — Елена Ан, Данила Рассомахин, Нариман Бекбулатов-Арешев, Карим Пакачаков)
29 августа 1949-го года в районе Семипалатинска было произведено первое в истории Советского Союза испытание ядерного оружия. Полномасштабный фильм об этом собирался снять Павел Чухрай, но на столь громкую заявку не нашлось адекватного бюджета. В результате камерную версию "любви на фоне атомного взрыва" снял Александр Котт, автор "Брестской крепости" и "Обратной стороны луны".
События фильма разворачиваются накануне "семипалатинской пробы". В бескрайней, как море, степи, одиноко на отшибе цивилизации стоит небольшой дом. Там живут отец Толгат (Карим Пакачаков) и его юная красавица-дочь Дина (Елена Ан). Толгат — бывший военный лётчик, тоскующий по штурвалу, кавалер ордена Красной Звезды, вынужденный в мирное время совершать непонятные поездки на грузовичке в степь. Чем занимается Толгат для зрителей остаётся загадкой. Дина сидит дома одна, рассматривает гербарий, чешет косы в закатном свете дня. Их тихая жизнь неторопливо течёт, как ручей, скромный быт компенсируется заботой друг о друге. Так и проходят дни — "дом стоит, свет горит, из окна видна даль".
В Дину влюблён местный "ковбой" Кайсын (Нариман Бекбулатов-Арешев). Он красиво скачет на лошади, пьёт воду из ковша, поданного тонкой девичьей рукой, мечтает о свадьбе. Но однажды вблизи хуторка от перегрева глохнет автомобиль и на пороге у Дины появляется нелепый, но добрый и весёлый Макс (Данила Рассомахин) — пришлый русский в поисках ведра воды. Смешливый юноша и прекрасная аборигенка влюбляются друг в друга. Но на фоне зарождающегося чувства выясняется, что Толгат в своих таинственных поездках подвергся облучению радиации, и его жизнь прерывается, как солнечный закат. Красиво колышутся травы, бегут чередой облака… Весь этот хрупкий, живущий по вековым законом мир скоро будет сметён взрывной волной под равнодушно всходящим и заходящим светилом.
Солнце — как постоянная метафора в новом фильме Александра Котта — даже слишком навязчиво. В одной из сцен Толгат образно "глотает" солнце, не подозревая, что его дни под ним уже давно сочтены. Весь фильм — это одна большая роскошная фреска, этнографический гимн природе и казахскому бытию. Чтобы не отвлекать зрителя от вдумчивого созерцания, в картине полностью отсутствуют диалоги. Единственные слова, звучащие здесь — короткие сводки с полей по радиоточке. А созерцать есть что. Изумительная операторская работа Левана Капанадзе (приз на фестивале "Кинотавр") отлично имитирует основные принципы стилистики азиатского кино, движется за ним след в след. Волнующая музыка Алексея Айги вторит происходящему, буквально "говорит" со зрителем вместо актёров. Глядя на потрясающие крупные планы, скольжение света на лицах в идеальных, скульптурно вылепленных кадрах, хочется только одного. Более чётко выраженной истории. Сюжета, над которым хотелось бы не просто погрустить, но и навсегда запомнить вызванный им катарсис.
Невозможность найти баланс между формой и содержанием — бич современного, и не только российского, кино. Такую бы энергию направить в иное русло, соединить медитацию и бурный, свойственный азиатскому кинематографу, отчаянный взрыв чувств — и перед нами родился бы реальный шедевр. Котт же предпочитает другой род влюблённости в своих героев. Режиссёру интересен любой мельчайший штрих — поворот головы, шевелящиеся от ветра волосы на затылке, глаз, смотрящий в степную даль из-под колышущейся занавески. Из этих деталей и собирается этот природный конструктор недосказанностей — в прямом смысле этого слова — легчайший сонм чувственных недомолвок.
Снять полнометражный фильм без слов в наши дни — риск, достойный искреннего восхищения. Но вот как будет реагировать зритель на эту безмолвную поэзию, угадать трудно. Безусловно, у картины найдётся своя аудитория. Главный приз "Кинотавра", доставшийся "Испытанию", привлечёт в кинотеатры любителей исключительно фестивального кино, и они останутся довольны увиденным. Айтматовская меланхолия с эсхатологическим уклоном у определённой части кинолюбителей в большой чести. С другой стороны, картина странным образом пересекается с "Бумажным солдатом" Алексея Германа-младшего. Но если в последнем речь шла о том, в каких античеловеческих условиях бытия осуществлялась космическая программа по запуску первого в истории космонавта, то "Испытание" словно нарочно демонстрирует прекрасный мир, сметённый с лица земли другим достижением советских учёных. И в том, и в другом случае глобальному мифу предпочитается гордая индивидуальность маленькой человеческой жизни. Модная тема сегодняшнего отечественного кино.