Авторский блог Илья Титов 15:15 15 мая 2020

Дмитрий Михеев: " Илон Маск - гений, махинатор или маркетолог"

о фигуре и проектах знаменитого изобретателя и бизнесмена

«ЗАВТРА». Дмитрий Фёдорович, на фоне бушующей эпидемии Илон Маск пообещал наладить на заводах «Тесла» производство аппаратов искусственной вентиляции лёгких. Но сомнительная репутация этого американского деятеля позволяет предположить, что этого не будет никогда, хотя у него много фанатов среди «прогрессистов». Хотелось бы от вас, учёного-физика, услышать, что за человек Маск, и как его проекты соотносятся с законами физики?

Дмитрий МИХЕЕВ, политолого-американист. Вопрос "Кто такой Илон Маск: шарлатан и махинатор или гениальный инженер и провидец?" давно меня занимает. Он позиционирует себя как спасителя человечества: прочит нам сверхдешёвый и сверхбыстрый транспорт, экологически безопасные виды энергии, колонизацию Марса…

«ЗАВТРА». Обещал покрыть Землю сетью спутников, раздающих бесплатный Wi-Fi.

Дмитрий МИХЕЕВ. Да, много чего. Чтобы разобраться, чего стоят его проекты, я хочу напомнить читателям, что он закончил четырёхгодичный колледж, специализировался на экономике и на физике. По двум этим направлениям мы и оценим его работу.

«ЗАВТРА». Кстати, первые крупные деньги он «поднял» на инвестициях в платёжную систему PayPal.

Дмитрий МИХЕЕВ. Это достижение некоторые оспаривают, считая, что он лишь присоединился… Но неважно! Факт, что система была сделана, потом продана другой компании. Маск заработал, говорят, 165 миллионов долларов. И… оказался не у дел. И тут дало знать о себе его давнее юношеское увлечение научной фантастикой. Я бы даже сказал, что большинство его идей связано с этими произведениями, написанными лет 50- 100 назад.

Дело в том, что Маск родился в Южной Африке, а духовно его сформировала Америка с её культом частной инициативы, культом личности, изобретающей новые технологии.

«ЗАВТРА». Типа Генри Форда или Говарда Хьюза.

Дмитрий МИХЕЕВ. Или Билла Гейтса, да. Это всё примеры типичного американского героя, который осчастливливает человечество смелыми идеями, тащит за собой тупую инертную массу в новую эпоху. Америка привлекает к себе гениев, даёт им хорошие условия, и те «меняют жизнь всего человечества» — таков краеугольный камень американской идеологии.

И Илон Маск был воспитан на этой американской мечте. Он страстно желал переехать в Америку. Переехал, немножко поучился экономике и физике, кстати, не в Стэнфорде, а в самом заурядном колледже, и не знал, чем заняться. Как раз в это время, после взрывов башен-близнецов в 2001 году, идея создания оборонительного противоракетного щита стала исключительно актуальной. Ещё в 1993-м её выдвинул Рональд Рейган, но восемь лет спустя американской противовоздушной обороне не удалось сбить – не боеголовки, нет! – огромные гражданские самолёты, захваченные террористами. NASA, многие другие исследовательские структуры и полугосударственные компании США не оправдали ожиданий, которые на них возлагались. Шаттлы оказались ненадёжными – они взрывались и в 1986-м, и позже, в 2003-м.

«ЗАВТРА». И совершенно не экономичными с точки зрения доставки грузов на орбиту.

Дмитрий МИХЕЕВ. Да, обещали доставлять грузы в десять раз дешевле одноразовых ракет, а на практике оказалось – в два-три раза дороже.

Вот тут и появляется тридцатилетний талантливый предприниматель, который заявляет: «Вы всё неправильно делаете, это всё рутина, бюрократия, косность. Я буду запускать грузы в космос в 10 раз дешевле и надёжнее!» Он попал в точку, потому что Буш-младший был идеологом неолибертарианства и ратовал за вытеснение государства из сложных экономических структур, за молодую частную инициативу. Маск находит подход к нескольким влиятельным калифорнийским предпринимателям, которые сделали деньги на интернет-революции. Они стали его сторонниками.

И тут происходит характерная для того времени история. В октябре 2001 года Маск приезжает в Москву. С чемоданом денег. И предлагает нашему правительству продать ему одну-две ракеты-носителя «Днепр». Самое интересное, для чего они ему понадобились? Как он объяснил одному корреспонденту, если запустить ракету на Марс, можно сделать потрясающий снимок теплицы с зеленью и мышами на красной и безжизненной марсианской поверхности.

«ЗАВТРА». Мышление имиджмейкера!

Дмитрий МИХЕЕВ. Вот именно, его интересует эффектная картинка, а не какая-то наука. Ему, естественно, отказали, так как у руля уже был Путин и его команда трезвомыслящих реалистов. Любопытно и то, с кем Маск приезжал в Москву. Это, во-первых, Майкл Гриффин, талантливый высокопоставленный специалист NASA, который участвовал, между прочим, в разработке системы противоракетной обороны (то есть имел доступ к большим секретам). Одновременно он был жёстким критиком NASA, упрекая эту структуру, а также полугосударственные компании типа Boeing и Lockheed Martin, в бюрократизме, косности, боязни свежих идей. Маска также сопровождал Джим Кантрелл, задействованный в секретных проектах Пентагона — Агентстве передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA). Они приехали под видом советников Маска.

«ЗАВТРА». Надо думать, у них были более серьёзные цели, чем фотографии мышей на Марсе.

Дмитрий МИХЕЕВ. Разумеется. Все трое рассчитывали на покупку ракет, надеясь воспользоваться хаосом 90-х. А эти двое, наверное, хотели позаимствовать русские технологии, в частности, двигатели. Они приезжали, по словам Маска, трижды (!), и всякий раз русские поднимали их на смех. Когда они уезжали в последний раз, Маск изрёк своё будущее кредо: «Мы сами можем производить эти ракеты, причём дешевле!» Его спутники согласились и поддержали харизматичного предпринимателя.

Благодаря неолибертарианской атмосфере в администрации президента Буша-младшего Илон Маск получил огромную помощь. Ему передали технологии, к нему перешли инженеры, например, с того же «Боинга», которые говорили: «Этот “Боинг” такое бюрократическое болото, в нём невозможно творить!» Мне лично довелось разговаривать с таким инженером.

В итоге благодаря финансовым вливаниям, технологической поддержке и блестящим инженерам компании Маска SpaceX удалось разработать хорошую ракету-носитель «Фалькон 9». После этого у Маска появился тот самый ареол молодого гения. Конечно, это была фикция и сказка, потому что SpaceX позаимствовала чужие технологии. Некоторые из компаний даже судились с ней, так как были уведены не только технологии, но и люди.

После нескольких неудачных попыток первую ступень «Фалькон 9» всё-таки удалось вернуть на Землю без повреждений.

«ЗАВТРА». Что удешевляет использование таких ракет?

Дмитрий МИХЕЕВ. Это был главный аргумент сторонников шаттлов — неоднократно использовать самолёт-носитель, за исключением бустера. Однако большой экономии средств тут и близко не просматривается. Ведь, чтобы ракете мягко вертикально сесть, нужны дополнительные горючее и система точного маневрирования и посадки. А это несколько тонн.

Ещё очень важный фактор: когда ракета-носитель спускается с высоты 30-40 километров, она проходит через очень плотные слои на довольно большой скорости, то есть подвергается большому стрессу. Поэтому, чтобы использовать её (в особенность при пилотируемых полётах), необходимо эту ступень разбирать, «прозванивать», заменять узлы и детали. Это дорогостоящая, кропотливая работа!

«ЗАВТРА». Проще с нуля собрать и запустить ракету?

Дмитрий МИХЕЕВ. Да, это даст большие гарантии надёжности. Маск сулил экономию в 10 раз, что было абсолютно нереально! Ну, хорошо, допустим, процентов тридцать удастся выгадать — тоже приличная цифра. Но надёжность не может быть гарантирована, если не провели полную «переборку» аппарата! Что влетает в изрядную сумму.

Пожалуй, единственным успехом Маска до настоящего момента стало создание серии беспилотных космических кораблей «Дрэгон» (Dragon), доставивших немало грузов на МКС по договору NASA с компанией Маска. Но пилотируемые полёты, которые планировались ещё на 2016 год, так и не состоялись. Американцы до сих пор вынуждены полагаться на наши «Союзы», как бы им ни претила зависимость от «тоталитарной» России.

«ЗАВТРА». К тому же Роскосмос не бесплатно же им услуги оказывает.

Дмитрий МИХЕЕВ. Роскосмос начинал со скромной цены. Эта цена всё время повышалась, потому что наши космические технологии доказали своё преимущество на протяжении десятилетий.

Важно отметить, что такие застрельщики свобод, как Илон Маск или глава Amazon Джефф Безос (тоже энтузиаст покорения космоса всемогущей частной инициативой), на деле далеко не такие принципиальные борцы с «зарегулированным» государством, как любят сами изображать, поскольку та же SpaceX пользовалась колоссальной поддержкой американского государства. Не только на начальном этапе, когда оно предоставляло ей испытательные полигоны и заводы, но и позже, при запусках. Далее NASA подписало долгосрочный контракт со SpaceX на отправку кораблей с грузами для МКС. Всего Маск получил 4,9 миллиардов государственных долларов. Но проблемы, как ни странно, у Маска возникли и с NASA. Новый руководитель федерального управления, ранее сторонник Маска, потерял терпение и разругался с ним. Маск даёт невероятные обещания, которые никогда не выполняются в срок. Как можно с ним работать, ведь NASA должно отчитываться перед Конгрессом!

«ЗАВТРА». Расскажите о его самом нашумевшем проекте – о колонизации Марса. Идея не нова — появились ещё в конце XIX века.

Дмитрий МИХЕЕВ. Да, Марс давно интригует фантастов. Я лично знал одного американского писателя-фантаста, который предлагал изменить атмосферу Марса путём массового насаждения растений с тем, чтобы через пару столетий заселить его. Но Маск не может так долго ждать. Помимо посылки мышей и теплицы он предложил ещё одну «потрясающую» идею: сбросить на Северный полюс Марса термоядерную бомбу, чтобы растопить льды и поднять облака пыли, благодаря которым возникнет парниковый эффект.

За всем этим стоит следующая философия. Земля в любой момент может погибнуть от метеорита, от вулканического взрыва, от чего угодно ещё. Чтобы выжить, человечество должно колонизировать другие миры, как минимум — соорудить запасную планету. Если на Марсе почти нет атмосферы — значит, надо её создать! А ещё — парниковый эффект, чтобы не было температурных колебаний, и прочее.

Более утопического проекта трудно себе представить! Ведь атмосфера удерживается за счёт силы притяжения и магнитного поля, которое защищает её от сдувания солнечным ветром и от мощной радиации из далёкого космоса. Но Маск не озадачивается такими мелочами. Он грезит о фантастически огромных ракетах, перемещающих тысячи колонистов с Земли, которые создадут на Марсе наземные и подземные жилища, научатся добывать топливо для ракет и выращивать продукты питания. Вначале туда полетят жертвующие собой добровольцы-первопроходцы, которые создадут инфраструктуру. Уже якобы нашлись тысячи желающих лететь «в один конец» — строить и умирать там. А потом там поселятся богатые люди. Примерно к 2050 году Маск обещает создать на Красной планете постоянную колонию и переселить туда миллион землян, «золотой фонд Земли». Легко подсчитать, что тысячи кораблей с людьми, техникой, продовольствием и т.д. обойдутся в десятки триллионов долларов!

«ЗАВТРА». Стало быть, всей Земле придётся пахать на мечту Илона Маска?

Дмитрий МИХЕЕВ. Создавать колонию будут добровольцы, для которых перелёт «в один конец» будет бесплатным. А когда всё будет готово, билеты будут продаваться за миллионы долларов. Маск опирается на популярную сегодня аксиому о неминуемой и скорой глобальной катастрофе, которая наступит в результате глобального потепления. Спасти всех он, увы, не может, а вот миллион богачей, спасёт.

С этим же страхом климатической катастрофы связаны и проекты Маска в области альтернативной энергетики. Тут, понятное дело, панели солнечных батарей, электромобили и так далее — весь джентльменский набор.

«ЗАВТРА». Но для энергии его «мобилей» всё равно необходимо старое доброе топливо, что перерабатывается на электростанциях в электричество. Это он хоть понимает?

Дмитрий МИХЕЕВ. Да, многие люди наивно представляют, что электророзетка дарует человеку чистую и дешёвую энергию! Но откуда эта энергия поступает в розетку? Преимущественно от электростанций, которые сжигают углеводороды. Например, в США 40% электростанций по-прежнему работают на угле. Но в последнее время, особенно в Европе, заметно стремление перейти на газ, и Россия тут оказывается в роли крупнейшего поставщика.

Но Маск идёт дальше. Он выступает против любых углеводородных видов топлива. Он видит только конечный продукт своего бизнеса: солнечные панели, аккумуляторы, электромобили, а автомобили с двигателями внутреннего сгорания вообще хочет запретить. А ведь это — шедевр инженерной мысли, он совершенствовался до мелочей на протяжении целых 120 лет! Благодаря ему изменилась цивилизация. Зачем же от него отказываться?!

Надо понимать, что у электрического двигателя есть серьёзнейшие недостатки. В первую очередь, очень тяжёлый аккумулятор.

«ЗАВТРА». К тому же и небезопасный сам по себе. Было множество случаев, когда аккумуляторы «Тесла» вспыхивали, сжигали машины.

Дмитрий МИХЕЕВ. Даже если эти моменты довести до ума, всё равно остаётся привязка к розетке, от которой надо заряжаться не менее часа. Плюс огромная масса этой аккумуляторной «дуры»! Пластиковый контейнер для бензина весит примерно полпроцента от массы авто. Можете взять с собой дополнительную канистру бензина и проехать тысячу километров, заправиться за пять минут и ехать ещё тысячу. А электромобиль, даже лучший, на одной зарядке проедет 500 километров, — и всё, нужна розетка. По крайней мере для бескрайних российских просторов это выглядит просто смешно!

«ЗАВТРА». Такая техника сугубо для города.

Дмитрий МИХЕЕВ. Согласен, в городе будет чистый воздух. Но, понимаете, одержимым людям почти всегда свойственен максимализм. Они сразу хотят моделировать «город будущего», а всё старое запретить.

Но вернёмся к самому главному и амбициозному проекту Маска. Он и его фанаты не понимают всю глупость и порочность идеи трансформации и колонизации Марса. Марс почти в два раза меньше Земли, его масса составляет лишь 10,7% массы Земли. У него нет магнитного поля и воды в жидком виде. Его средняя годовая температура — минус 60 градусов Цельсия. Переделывать планету, которая умерла из-за неудачного расположения и малого размера, тратить колоссальные средства на создание атмосферы и парникового эффекта, на защиту от убийственной радиации, на добывание воды и метана — не только глупо, но и преступно.

На нашей прекрасной планете есть всё — моря, реки, солнце, небо, цветы, разные овощи, фрукты и фауна. Вместе с тем на Земле есть огромные незаселённые территории – песчаные и снежные пустыни, горные массивы. Выращивайте сады в Сахаре, под которой огромное море пресной воды! Даже в США, западнее Канзаса и до Калифорнии, почти никто не живёт.

Нет, он призывает строить город на Марсе для сверхбогатых, наплевав на сотни миллионов, живущих в нищете сейчас, да и на всех землян, которые погибнут от глобального потепления. Кстати, неужели Маск действительно верит, что его приятели в Калифорнии продадут свои "Феррари" и "Теслы", шикарные виллы с бассейнами и теннисными площадками (как у него), и переберутся в бункеры или лавовые трубки Марса? Да они через три месяца сойдут с ума и запросятся домой!

Конечно, человечество должно осваивать и заселять космос. Но прежде всего оно должно набрать силы. Надо осваивать и возделывать Землю, защищать её от метеоров, землетрясений, цунами и эпидемий… Надо ликвидировать нищету и безграмотность, победить болезни, развивать науку, создавать двигатели на новых принципах, искать и изучать и по возможности заселять экзопланеты. А то, что предлагает Маск, больше походит на бегство богачей с Титаника.

«ЗАВТРА». А что вы скажете о втором по степени известности проекте Маска – о гиперлупе? Разве создание сверхбыстрого наземного транспорта – не благородная идея? Многие от неё в восторге: «Сел в Нью-Йорке, и через 30 минут уже в Вашингтоне».

Дмитрий МИХЕЕВ. Ну, Маск же никогда не говорит «30 минут». У него всё на девятку оканчивается: 29 минут, 39 минут.

«ЗАВТРА». Как цены в рекламе!

Дмитрий МИХЕЕВ. Да, мышление не инженера, а маркетолога! Но, если говорить по существу, идея перемещения людей в капсулах по вакуумным трубам со скоростью звука на расстояние десятков километров принципиально ошибочна. Если коротко, воспроизводить космические условия на земле – невероятно дорого и неоправданно. Но давайте по порядку.

Маск предложил «скоростной» проект "Гиперлуп" ("Сверхпетля") ещё в 2012 году. Первоначальная схема Маска была такова: в очень низкую (один метр десять сантиметров) и узкую капсулу в два ряда садятся 28 пассажиров. Капсула ускоряется примерно за три минуты до максимальной скорости (1220 км/ч), а потом три минуты тормозится.

Я не поленился и подсчитал, сколько при таком режиме понадобится времени, чтобы капсула из Нью-Йорка «долетела» до Вашингтона и при этом сделала две остановки — в Филадельфии и Балтиморе. Маск заявил, что капсулы будут запускаться одна за другой каждые 30 секунд. Одна улетела и сразу же — другая. Сколько же времени потребуется на погрузку-разгрузку? Поскольку капсула очень низкая и узкая, пассажир должен пробраться к багажному отделению в конце капсулы, положить свою кладь, пройти и сесть на своё место и пристегнуться. И так каждый из 28 пассажиров. Получится в лучшем случае только 28 минут на одну посадку в исходном пункте. А на промежуточных станциях и того больше – ведь кто-то должен выйти, прежде чем другой займёт его место. Другая компания это учла и предлагает гораздо большую капсулу, в которую можно входить в полный человеческий рост. Однако такие объёмы требуют огромного количества энергии для «полёта».

«ЗАВТРА». Но разве это — не логистические частности, легко решаемые?

Дмитрий МИХЕЕВ. Это не частности, а принципиальные ошибки проекта, которые даже критиками игнорируются! По моим подсчётам, эти остановки (разгрузки/погрузки) сделают путешествие не 29-минутным, а более чем двухчасовым! К тому же между остановками капсула не сможет лететь со скоростью 1220 километров в час, поскольку ей нужно сначала плавно ускориться, а потом затормозить. Пассажиров желательно довезти не только живыми, но и не в обморочном состоянии.

«ЗАВТРА». И нужно, видимо, иметь вестибулярный аппарат космонавта, чтобы нормально перенести такие перегрузки.

Дмитрий МИХЕЕВ. Да даже если все пассажиры будут космонавтами, всё равно не менее двух с половиной часов выйдет, поскольку из-за ускорений и замедлений крейсерская скорость резко снизится – чем меньше перегон, тем ниже скорость.

Но есть ещё одна «мелочь», которую энтузиасты идеи игнорируют. Поскольку капсула движется в вакуумной трубе, чтобы выйти из неё и войти, необходим стыковочный шлюз, какой-то рукав, который соединит капсулу с вестибюлем станции. А это значит, что капсула у станции должна зафиксироваться с абсолютной точностью! В космосе такие стыковки длятся почти час. Плюс проверка герметичности, получается ещё как минимум полчаса.

«ЗАВТРА». Проще уж доехать привычным поездом!

Дмитрий МИХЕЕВ. Да, скоростным, по старым добрым стальным рельсам. Например, поезд Шанхай — Пекин 1300 километров проезжает за пять часов. И это — с десятком остановок! А здесь 350 километров от Нью-Йорка до Вашингтона с двумя остановками займёт не менее трёх часов!

«ЗАВТРА». Маск, кажется, на магнитной левитации остановился? На так называемом маглеве — поезде на магнитной подушке?

Дмитрий МИХЕЕВ. Вначале Маск отверг Маглев как слишком дорогой проект. Он предлагал использовать воздушные потоки, чтобы капсулы скользили как на лыжах. Но тогда причём здесь вакуум? Да и создать вакуум в трубе длиной, например, в 560 километров – расстояние от Сан Франциско до Лос Анжелеса — абсолютно нереалистично.

Ещё одна фундаментальная проблема вскрылась: на чём эти трубы ставить? Маск предлагал бетонные опоры. Но капсулы, несущиеся со скоростью звука, дадут ощутимые вибрации. Кроме того, вакуумная труба страшно уязвима. Малейшая утечка из-за сейсмических колебаний, урагана, теракта… может взорвать весь трубопровод. Тогда Маск решил упрятать трубу в землю. Но никто никогда не делал такие длинные тоннели. Тоннель под Ла-Маншем длиной в 51 километр рыли семь лет! Когда Маску сказали, что рыть тоннель более чем в 560 километров слишком дорого и долго, он в свойственной ему манере возразил: «А мы сделаем машину, которая будет рыть в сто раз быстрее и в сто раз дешевле!»

И тут же основал компанию Boring. Это слово означает «бурение», но оно же имеет и значение «надоедливый». И вот эта The Boring company, о которой он так эффектно заявил, за восемь лет прорыла туннель длиной в километр и изобрела новый огнемёт. Никакой чудесной буровой машины нет! Есть классический проходческий щит, такой же, как те, что бурят тоннели в нашем метро. Зато Boring продала 20000 огнемётов.

«ЗАВТРА». А что же все его инженеры и специалисты? Они что — имитируют деятельность?

Дмитрий МИХЕЕВ. Нет, почему же? Инженеры, изобретатели, — это такие странные существа. Они обожают решать проблемы и изобретать. Поставь им трудную задачу, дай оборудование, и они забудут обо всём на свете. А если ещё дать хорошую зарплату… Сам когда-то был в такой ситуации. Надо отдать должное Маску – он умеет привлекать талантливых специалистов-фанатов. Они есть и в SpaceX, и в «Тесле», и в Boring, они работают, решают технические проблемы, а что там при этом босс заливает публике… лишь бы финансирование продолжалось.

Тут есть вот какой принципиальный момент. Поскольку Маск всего пару-тройку семестров учился физике, он не усвоил некоторые аксиомы, которые у физика или хорошего инженера действуют на уровне подсознания. А именно, нельзя нарушать фундаментальные законы природы, строить вечный двигатель, например.

Создавать многокилометровые вакуумные тоннели равносильно имитации космоса на обширных территориях. Очень затратное дело. Например, суперколлайдер в ЦЕРНе (27-километровая вакуумная труба, в которой атомные частицы разгоняются почти до скорости света) обошёлся в 24 миллиарда долларов.

Преодоление гравитации тоже невероятно дорогое удовольствие. Земляне изобрели очень эффективный способ радикально снизить трение — стальное колесо катится по металлу. И придумали самолёты и дирижабли. Можно ещё преодолеть силу гравитации с помощью электромагнитов, которые, если их правильно расположить, отталкивают металлические предметы и создают эффект левитации.

«ЗАВТРА». Китайцы уже сделали такие поезда.

Дмитрий МИХЕЕВ. Да, самый быстрый поезд в мире, маглев, соединяет аэропорт Шанхая со станцией метро. Расстояние в 30 км он преодолевает за 7 минут, развивая скорость 440 км/ч. И в Германии есть экспериментальный вагон на электромагнитной подушке. Но преодолевать гравитацию с помощью электромагнитной энергии, разгонять поезд до скорости звука, а потом тормозить в вакууме, — невероятно дорого.

Маск не понимает суть и масштаб проблем, на которые он замахивается; не понимает, что борьба с земной атмосферой и гравитацией — это борьба с космическими силами. Цели можно достичь локально, но невероятной ценой. Он не владеет культурой мышления учёного.

Например, учёный, в отличие от фантазёра, проверяет состоятельность какой-нибудь идеи путём экстраполяции её до точки или линии, за которой она становится очевидно абсурдной. Как это работает?

Скажем, можно ли построить небоскрёб высотой в километр? Конечно. А в 2 километра? Да. А в 3? Технически, да. А в 9? Хм, пожалуй, можно, вот только зачем? «Круто, захватывает воображение»… и совершенно бессмысленно! Посмотреть на землю с высоты можно и через иллюминатор самолёта, но жить нормальной жизнью невозможно. Или, можно ли построить транспортную систему, способную доставлять человека на расстояние 2 километра за 2 минуты? Конечно, это метро. А за 1 минуту? Сомнительно, надо посчитать. А за 10 секунд? Нет, поскольку есть непреодолимые законы природы. Люди не манекены. Они дышат, у них могут отключиться мозги и остановиться сердце во время ускорения и замедления, их укачивает, тошнит, они хотят пить, им нужен туалет... Можно ли колонизировать Марс? Можно, но зачем? Чтобы жить в пещерах и лавовых трубках? Почти все главные проекты Маска не выдерживают проверки методом «доведения до абсурда». Он фонтанирует идеями, не утруждая себя умственной работой по их осмыслению.

«ЗАВТРА». И ведь многие покупаются на его детские прожекты…

Дмитрий МИХЕЕВ. Да, некоторые прислушиваются к «гениальным провидцам» типа Маска и добровольно отдают им миллионы.

Недавно он выступал перед парижскими студентами и вновь говорил о разогревшейся Земле, о колонизации Марса, о необходимости всеобщего перехода к электроэнергии и полному запрету углеводородов. Я вовсе не против альтернативных видов энергии. Конечно, их нужно развивать, но не потому, что в идеале надо отказаться от углеводородов. Все виды энергии нужно использовать рационально, в зависимости от местных условий. Где-то подойдёт ветряк, где-то — геотермальная энергия, а где-то солнечные панели. Великолепный источник электроэнергии — ядерный реактор на быстрых нейтронах, в котором в процессе сгорания топлива получается новое топливо – фантастика!

Главное – зачем отказываться от углеводородов? Да, при их сгорании выделяется (помимо прочего) углекислый газ, но он не имеет никакого отношения к глобальному потеплению. Другие примеси загрязняют атмосферу, и с ними надо бороться. Но углекислый газ не только безвреден, он критически важен для жизни на Земле.

Маск — не просто забавное явление. Этот незаурядный и неглупый человек наносит колоссальный вред тем, что перенаправляет внимание и средства людей с позитивных целей на броские прожекты, съедающие впустую миллиарды долларов! Ничего прорывного не достигнуто, но США заинтересованы в экспорте этого финансово ёмкого технологического пузыря, изнуряющего экономику других стран. К арабам стучатся, например, со своим гиперлупом.

«ЗАВТРА». На Украину тоже собираются.

Дмитрий МИХЕЕВ. Да, Маск говорит арабам, украинцам и другим: «Присоединяйтесь, друзья! Будете в авангарде технологического процесса!» И они глотают наживку. Если верить СМИ, некоторые страны уже начали работы по созданию гиперлупа.

Я верю, что в России много умных людей, которые не клюнут на этот развод. А ведь попытки были. Помните разговорчики олигархов, «пробные шары» о такой же «летящей» дороге между Москвой и Питером? Надеюсь, эта антинаучная глупость похоронена.

«ЗАВТРА». Маск не физик, а выдающийся пиарщик.

Дмитрий МИХЕЕВ. Не учёный, не инженер и не экономист. Маск не рождает новых, годных к воплощению идей, он создаёт образы-фантомы. Возьмите запуск автомобиля в космос. Бессмысленный и бесполезный пиар-проект, вроде мышей на Марсе. Машина должна не засорять космос, а ездить по земле. Желательно хорошо. А вот с этим как раз проблемы. Пятая модель его «Теслы» до сих пор не может стать конкурентоспособной по сравнению c машинами других марок, но Маск продолжает трюкачество.

«ЗАВТРА». Есть информация, что в первом квартале 2018 года компания «Тесла» уходила в минус на 700 миллионов долларов.

Дмитрий МИХЕЕВ. «Тесла» ни одного дня не была прибыльной компанией.

«ЗАВТРА». При этом она получает деньги от государства. Например, в Калифорнии субсидия на покупку одной её машины составляет несколько тысяч долларов.

Дмитрий МИХЕЕВ. Семь тысяч. Но субсидии отменили в прошлом году, и у Маска возникли проблемы, потому что никто не хочет платить такие деньги за заурядную машину. Да, они красивы с виду. Но сейчас все машины делают красиво. «Тесла» не выдерживает конкуренции: длительная подзарядка, связанность расстоянием (из-за разрядки аккумуляторов) и так далее.

Но Маск продолжает выдвигать всё новые проекты. Сейчас это аппарат по вентиляции лёгких. Он брякнул, чтобы в очередной раз сотрясти воздух, а сам даже не знает, для чего такой аппарат нужен и как кровь насыщается кислородом.

Маск всегда считал, что его миссия — зажечь энтузиазм, привлечь интерес и… получить деньги от этих энтузиастов.

«ЗАВТРА». На «Теслу», например, надо было внести предоплату.

Дмитрий МИХЕЕВ. Получается, что за счёт пиара, за счёт агрессивного маркетинга он привлекает деньги наивных людей, а потом не выполняет обещания. Да, миллионы людей его обожают, но миллионы и ненавидят, в том числе подают в суд за обман.

До начала нынешнего кризиса состояние Илона Маска оценивалось в 27 миллиардов долларов — осуществлённая американская мечта. Гений, выбившийся из бедных иммигрантов — вечный сюжет для мюзикла, основа основ идеологии США, навязанной всему человечеству! Не коллектив, не коллективное сознание творит, а гений-одиночка. Но время этих одиночек подошло к концу, так как мы вступили в эру очень сложных технологий. Чтобы с ними работать, нужно создавать коллектив, команду, нужно уметь слушать. А вот этого Маск не умеет. Он – самовлюблённый диктатор и эксплуататор. Его рабочие получают 11 долларов в час и теряют сознание на сборочных линиях, но не смеют роптать. Когда они попытались, он пригрозил всех уволить. Каков благодетель человечества!

Маск считает, что мораль – это для сирых и убогих, а гениям всё позволено. Напомню, что в августе 2018 года Маск совершил самое настоящее мошенничество. Он объявил держателям акций компании «Тесла», что хочет скупить эти бумаги по завышенной цене — 420 долларов за штуку. Люди, конечно, бросились покупать его акции, курс поднялся. И тут Маск написал в Твиттере, что передумал, и решил оставить компанию в общественном пользовании. Когда человек говорит одно, а делает другое, это чистейший обман, преступление. Комиссия по ценным бумагам обвинила его в мошенничестве. Его судили. Но как его наказали, спросите вы? Исключили из председателей Совета директоров компании. Он по-прежнему возглавляет её, но не возглавляет Совет. Всего-то!

«ЗАВТРА». До тюрьмы так и не дошло.

Дмитрий МИХЕЕВ. Человеку, у которого в активе 27 миллиардов, присудили штраф в 20 миллионов долларов. Что называется, по руке шлёпнули. Наглое мошенничество, за которое любому другому светило бы минимум 20 лет тюрьмы! А Маск спокойно работает, продолжает обогащаться и… дурить инвесторов. Так, 1 мая, в разгар пандемии, он заявил, что акции «Теслы» слишком завышены в цене. Инвесторы бросились их продавать, и они рухнули на 10%. Брокеры озадачены: он что, сумасшедший? Нет, надо думать, он будет скупать их по дешёвке. Старая тактика манипуляции сознанием доверчивых людей ради известности и обогащения. Такого рода люди общественно опасны, потому что они абсолютно аморальны.

Обрисовав главные черты Маска и его проектов, я надеюсь, что наши люди, даже очень большие его энтузиасты и фантазёры, будут смотреть на этого гения-спасителя человечества более скептично. И не стоит забывать, что Илон Маск – это фактически проект американского правительства, которому очень важно поддерживать идеологему об американском технологическом и социально-политическом превосходстве.

12 ноября 2024
5 ноября 2024
1.0x