Авторский блог Галина Иванкина 00:00 11 июня 2015

Марш-бросок

Представьте себе ситуацию, что некий типичный мальчик прослушал курс, посвящённый основам семейного благолепия. Он вооружился знанием о незыблемости брачных уз и решил в будущем стать многодетным папой и, разумеется, мужем порядочной женщины — хранительницы очага, а не офисной суперстервы. Вот приходит наш отрок домой, а там — феерия и чад кутежа. Папа давно живёт со своей юной секретаршей, потому что нынче модно уходить от сорокапятилетней старухи к "молодому мяску".

"Вычитать и умножать, малышей не обижать: учат в школе — учат в школе", — так пелось в одной хорошей советской песне, коя в пору моего отрочества доносилась, что называется, "из каждого утюга". Действительно, долгое время сие считалось постулатом: учебное заведение не только учит законам физики и нормам грамматики, но и правилам поведения, то бишь сочетает образовательную функцию с воспитательной. Вычитать, умножать, не обижать, а также — уважать, грезить и верить. Однако же потом задача упростилась и детям стали предоставляться исключительно "образовательные услуги". Звучит-то как заманчиво! Как в салоне красоты. Больше того, услуга — это действие, которое по определению не может быть навязанным или же осуществлённым против воли "клиента". Получается, что можно принять услугу или же игнорировать её? Безусловно, у завучей и прочих учительниц математики есть ещё кое-какие проверенные методы давления на лентяев или прогульщиков, но я сейчас говорю не о талантах наших многострадальных педагогов, но об определении услуги. А дьявол, как все помнят — в мелочах. Тем не менее, и многие здравомыслящие люди, и примкнувшие к ним мечтатели, до сих пор зависающие в каких-то эмпиреях, постоянно муссируют тему возвращения школе воспитательной функции, причём — желательно — в полном объёме. Не так давно все средства массовой информации (к примеру, популярное издание "Коммерсантъ") комментировали вот эту животрепещущую новость: "Комиссия Общественной палаты по развитию науки и образования вчера предложила ввести в школьную программу новый обязательный предмет "Нравственные основы семейной жизни"". Дальше — интереснее: "Кроме того, участники заседания одобрили идею раздельного обучения мальчиков и девочек, пропаганды девственности…" Были процитированы слова одного из церковных иерархов: "К сожалению, 25 лет назад наша школа попала под влияние ветров, дующих с Запада. Школа отказалась от воспитания детей и ограничилась вложением в их головы знаний и псевдознаний". Всё то же самое может сказать любой коммунист или же человек с имперскими взглядами. Впрочем, обычный, далёкий от политики, человек, который является не только родителем, но и радетелем, не стал бы с этим спорить. Но во всём этом есть одно большое и весьма суровое "но". Время от времени нам кто-нибудь предлагает улучшить качество человеческого материала: повысить моральный облик первоклассников, излечить подростков от интернет-зависимости, ввести уроки морали и даже так: запретить любое упоминание о наркотиках в надежде, что они исчезнут сами. Если честно, всё это напоминает лечение инсульта — витаминчиками. Или аппендицита — примочками из трав.

Представьте себе ситуацию, что некий типичный мальчик прослушал курс, посвящённый основам семейного благолепия. Он вооружился знанием о незыблемости брачных уз и решил в будущем стать многодетным папой и, разумеется, мужем порядочной женщины — хранительницы очага, а не офисной суперстервы. Вот приходит наш отрок домой, а там — феерия и чад кутежа. Папа давно живёт со своей юной секретаршей, потому что нынче модно уходить от сорокапятилетней старухи к "молодому мяску". Мама тоже не растерялась и привела какого-то дядю Васю, потому что бабье счастье, то есть в переводе на гламурно-современный язык "регулярный секс", важнее многих жизненных параметров. Старшая сестра болтается в Инстаграме и Твиттере — она тунеядка (по мнению советской бабушки!), но на самом деле — начинающий блогер. Хотя ей уже 23 года. Да, в её лета бабушка вкалывала бригадиром на заводе, училась на вечернем факультете и растила сыновей. Но сестре некогда — она ищет себя и смысл жизни, поэтому замуж точно не собирается. Так, иногда ночует у какого-то Паши. Но чаще — у Регины. Точнее, с Региной, потому что "в жизни надо испробовать всё", дабы не быть, как бабушка.

Из угла бухтит телевизор: по одному каналу — ток-шоу и бравый ведущий представляет залу провинциального бизнесмена. Он вот уже пять лет живёт активной половой жизнью со своей падчерицей, и вот теперь, когда девушке исполнилось 18, они решили пожениться! По залу — гул и ропот. Но — грязненький интерес в глазах. По другой программе — показывают арест женщины, которая сунула своего новорождённого младенца в мусорный бачок. Дитятко мешало ей общаться в социальных сетях! "Как это всё случилось?" — не с ужасом, но с чисто профессиональным интересом вопрошает бойкая, хорошенькая корреспондентка. Переключаем! А там — неувядающий, непотопляемый Дом-2. Его первые участницы из тугих юниц уже превратились в подержанных тёток, а проект жив и всё ещё полыхает. Или вот тут — сериал про то, как муж "заказал" свою подлую жёнушку, а сыночек потом вырос и отомстил. В общем, что ни канал, то пропаганда семейной нравственности полным ходом! Мамины журнальчики тоже пишут, как нужно грамотно строить курортный адюльтер и что делать, если любимый мужчина …решил сменить пол. Не паркетный, а …биологический. Что, нет так? Вывод: надо лечить общество в целом, причём, радикальными методами, а не размениваться на изобретение новых школьных предметов. Если социум здоров, то ребёнок это считывает в первую очередь.

1.0x