Сообщество «Форум» 00:00 4 июня 2015

Марш-бросок

Может, люди, работающие в маркетингово-франчайзинговом отделе или продающие импортные газонокосилки, попросту не хотят, — не могут! — видеть на экране токарей-слесарей с Уралвагонзавода, о коих в своё время говорил Владимир Путин? Им приятнее и понятнее наблюдать страсти милашки-бизнесмена, который тоже — как и они, грешные — торгует перепроданными железками?

Как-то раз мне довелось прочесть интересную мысль: оказывается, что профессия, избираемая сценаристами для героев кино, говорит о состоянии общества больше, чем даже неумолимая статистика и отчётные доклады профессионалов-чиновников. Кинообраз — это слепок времени, по которому будут судить об эпохе не только потомки, но и грядущие историки, писатели, социологи. Поняв сей выбор, мы сможем чётко определить, чем жил и что делал социум в целом. Строил или же ломал? Воевал или восстанавливал хозяйство? И даже так: о чём мечталось? Допустим, в сталинскую эру популярным фигурантом был инженер. Он мог быть статным красавцем, как в кинокомедии "Светлый путь", или же талантливым, но рассеянным толстячком, как Анатолий Карасик во "Вратаре". Стало быть, в стране активными темпами шла индустриализация. В послевоенное время любили показывать строителей, монтажников-высотников и весёлых, свойских поварих. Зритель, даже не знакомый с историей СССР, может смекнуть: общество активно восстанавливалось и отстраивалось. Хотело мирной, сытой бытности. Следующее десятилетие избрало своим главным киногероем изысканного технократа, что сразу говорит о создании в стране мощной научной базы. И так далее.

Я задалась целью выявить современную тенденцию: какие же специальности предлагаются нынешним персонажам? Тогда я отсмотрела несколько десятков мелодрам, комедий и боевиков, действие которых происходит непосредственно в наши дни. Нет-нет, я покамест не сошла с ума — я даже и не пыталась досматривать сие до конца. Фрагменты, по чуть-чуть. Ибо меня волновали только узкоспециальные моменты: кем работает наш современник, изображаемый в кино, и какие смыслы за этим кроются? Первое, что выстреливает — в прямом смысле слова — это профессия следователя. Или прокурора. Вся эта оперативно-следственная идиллия немного нарушается появлением фрагментарных адвокатов и судей. Благородные поприща! Но почему у нас каждый второй фильм, не говоря уже о сериалах, это — стрельба, погоня и отпечатки пальцев?

Несомненный фаворит сценаристов — осанистый бизнесмен. Или бизнесмен-бонвиван. В многочисленных мелодрамах, повествующих о непростой бабьей доле, количество героев-предпринимателей буквально зашкаливает и приобретает нездорово-маниакальный характер. Да. Мы почти никогда не наблюдаем тех, кто собственно, создаёт продукт, ибо, если человек именуется негоциантом, то по идее должны быть статисты, работники, ремесленники. Те кто. Но нет.

Занятно, что и создатели сих образов не утруждают себя простецкой, но базисной мыслью: если мужик — бизнесмен, то в какой отрасли? Я, наверное, сейчас кого-то сильно огорошу, но предпринимательство имеет целью не только получение прибыли, но и осуществление некоей общественно-полезной деятельности. Но перед нами "просто бизнесмены" — они кого-то предают ("кидают"!) или же страдают от предательств со стороны бывших друзей; они уходят от старых жён-кошёлок к юным сладострастницам и побитые возвращаются обратно; они замышляют аферы или борются против оных. Их находят с простреленными черепами на окраине шоссе. Их сажают по навету, но они не ломаются на зоне и — с триумфом возвращаются к нормальной жизни. Усыновлённые ими дети принимаются искать настоящих отцов, в связи с чем — вселенская печаль и 100 серий эфирного времени. Однако нигде — или почти нигде — не говорится о его деле.

Иногда мелькают намёки на строительный бизнес или на модную ныне дизайнерскую тему. В долгоиграющей саге про Катю Пушкарёву мы заметили преуспевающий дом моды с креативным названием "Зима-Лето". Круглый год прёт из них креатив. Или вот вам долгий сериал о любви, подружках и подставах — как положено. Пышная и красивая дама, умело прикуривая тонкую сигаретку, выдаёт, что у неё свой магазинчик косметики. У её товарки — туристическое агентство. В другом фильме — у точно такой же леди — будет уже своя парикмахерская или SPA-салон. Иной раз встречаются шикарные суперконторы, связанные с подбором персонала или с каким-нибудь ещё промоушеном. Кроме этого, в кадре много охранников и личных водителей, долгоногих секретарш и работниц "известного издательства" (какие вирши они выпускают — опять же загадка). Иногда попадаются писательницы и другие "пролетарии умственного труда", как пошутили когда-то Ильф и Петров, правда, по иному поводу. Не напрягающим фоном пробегают заросшие и очкастые мальчики-компьютерщики, которые, например, помогают честному бизнесмену взломать систему нечестного бизнесмена. В целом, если вкратце: одни нарушают, вторые — ловят, третьи — сторожат. Картина мира! Картина маслом. Но никто ничего не производит. Поэтому, наверное, проще и милее снимать фильмы и сериалы про СССР — там хотя бы понятно, о ком идёт речь и что приключается.

А может, люди, работающие в маркетингово-франчайзинговом отделе или продающие импортные газонокосилки, попросту не хотят, — не могут! — видеть на экране токарей-слесарей с Уралвагонзавода, о коих в своё время говорил Владимир Путин? Им приятнее и понятнее наблюдать страсти милашки-бизнесмена, который тоже — как и они, грешные — торгует перепроданными железками?

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x