Авторский блог Галина Иванкина 00:00 21 мая 2015

Марш-бросок

Читая с утра передовицы советских газет, мы чётко понимали: есть "правящая клика", "хунта", "антинародная политика партии тори", но при этом существует некий "простой англичанин" — необязательно бастующий шахтёр или докер, а, быть может, профессор математики. Именно тот самый "простой англичанин" и являлся для нас носителем европейских ценностей. Рассматривая злые и хлёсткие карикатуры скандинава Бидструпа, который очень часто высмеивал модное абстрактное искусство, мы понимали, что люди в Буржуинском королевстве всё прекрасно понимают, да только их …воспитывают неправильно. Но, несмотря на внедрение уродств под видом остроактуальных веяний, "простой датчанин" вместе с "простым англичанином" только плюются в сторону пресловутых кубизмов и неопластицизмов.

Некоторое время назад депутаты Госдумы внесли предложение о запрещении браков между так называемыми трансгендерами. Это означает, что существо, которое от рождения и лет до тридцати обреталось в виде женщины, а потом сделало операцию по смене пола, не будет иметь юридических прав на узы Гименея, ибо, таким образом, мы получим фактическую легализацию однополых союзов. Лично для меня — человека нетолерантного и строгих советских правил — сама ситуация, связанная с потерей гендерной самоидентификации, представляется дикой, нездоровой и — омерзительной. Но я бы хотела заострить внимание на реакции, возникшей в связи с вышеуказанной инициативой. Меня неприятно резанули тезисы, исходящие от …представителей патриотического и традиционалистского лагеря. Да-да. А прозвучало типичное: "Нам эти пресловутые европейские ценности не нужны, противны, …долой!" Разумеется, не нужны и противны. И уж конечно — долой. Но почему это — пусть даже со злой иронией — называется "европейскими ценностями"? Это, собственно, вообще не ценности. И не европейские. Ничьи. Это — болезнь современного общества, что-то вроде лишая или чего похуже. Чума или рак. Почему именно комедиантку Кончиту Вурст, выигравшую в прошлом году Евровидение, благодаря своей…чёрной бороде, мы презрительно именуем "лицом современной Европы"? Мол, они окончательно спятили, превратившись в развратных дебилов и в какое-то бессмысленно-жующее стадо. Безусловно, это очень легко и удобно: обозвать Европу — "гейропой" и противопоставить этой клоаке — себя — прекрасных. Признаться, я сама иной раз допускаю подобные формулировки, но не лучше ли понять, что гей-парады и секс-просвет в школах, равно как истерические выходки феминисток и богомерзкие бесчинства под вывеской "актуального искусства" — это и для Европы не ценность? Это, повторюсь, болезнь. При этом рядовые западные обыватели точно так же не выносят раскрашенных мужичков, трясущих многоцветными перьями и "радужными" знамёнами, а жители Австрии не так уж и сильно гордятся своей соотечественницей Кончитой Вурст!

Вспомним советские времена, когда мы жили в состоянии "холодной войны" и беспрерывной конфронтации со странами Запада. Читая с утра передовицы, мы чётко понимали: есть "правящая клика", "хунта", "антинародная политика партии тори", но при этом существует некий "простой англичанин" — необязательно бастующий шахтёр или докер, а, быть может, профессор математики. Именно тот самый "простой англичанин" и являлся для нас носителем европейских ценностей. Подлинных. А вот ещё пример. Рассматривая злые и хлёсткие карикатуры скандинава Бидструпа, который очень часто высмеивал модное абстрактное искусство, мы понимали, что люди в Буржуинском королевстве всё прекрасно понимают, да только их …воспитывают неправильно. Но, несмотря на внедрение уродств под видом остроактуальных веяний, "простой датчанин" вместе с "простым англичанином" только плюются в сторону пресловутых кубизмов и неопластицизмов.

Мне почему-то до сих пор кажется, что европейские ценности — это философия Канта, музыка Верди, картины Веласкеса, архитектурные формы Ле Корбюзье. Это — Диккенс, Мопассан, Ремарк. Это роскошь дамских юбок от Диора и маленькое чёрное платье от Шанель. А также — итальянская commedia dell'arte, виньетки рококо, приключения мушкетёров и мистерии Вагнера. Вам показалось, что я выдала какой-то винегрет? А ведь это и есть ценности. Драгоценности. Их сотворила Европа.

Или вот! В сталинскую эпоху, точнее — в послевоенное время, активно шла борьба с космополитизмом и с иностранным влиянием. Продолжилась эта борьба и в первые годы правления Хрущёва, хотя с меньшим накалом. Громили безродных стиляг за поклонение джазу, иноземным тряпкам и прочим символам буржуйской дольче вита, но при этом — издавались книги Вольтера, Дидро и Бомарше с высокопарными предисловиями, кои содержали непременные цитаты из классиков марксизма-ленинизма. Мальчишки зачитывались романами Дюма и Вальтера Скотта. Мечтали стать похожими на героев Джека Лондона. Сопереживали злоключениям Принца и Нищего. По радио и в концертных залах звучала музыка Бетховена, Гайдна, Шопена. В театрах ставились пьесы Лопе де Вега, Кальдерона, Скриба и Шеридана. Печатались и современные прогрессивные авторы. То есть реальные европейские, западные ценности были чётко отделены от мерзостей — как зёрна от плевел.

Конечно же, всё это есть и сейчас — книги, музыка, спектакли. Однако наши местные креатив-либералы, доля которых в СМИ очень велика, завсегда покажут и расскажут о парижской или лондонской выставке шокинг-художника, рисующего непотребства. Выделят сие "культурное событие" среди иных-прочих. Бесспорно, о ежегодных венских балах или о традиционных флейтовых концертах в Потсдамском дворце Сан-Суси будет пара-тройка крохотных репортажей, а вот о "нетривиальной" балетной постановке, где, например, действие "Жизели" проистекает в сумасшедшем доме, будут трепаться по всем каналам. Вот, мол, правильная евроценность! А ведь подлинное лицо Европы — это не Кончита Вурст, а Марин Ле Пен. Или те люди, радостно приветствовавшие вояж байкера Хирурга. Они как раз всё понимают о правильных ценностях. Давайте уже отделим зёрна-то от плевел!

1.0x