Сообщество «Салон» 00:00 14 марта 2013

Малышка на миллион

"Зве­ри ди­ко­го Юга" (США, 2012, ре­жис­сёр — Бен Зайт­лен, в ро­лях: Ку­вен­жа­ни Уол­лис, Ду­айт Ге­н­ри, Ле­ви Ис­тер­ли, Ло­у­элл Лэн­дес, Па­ме­ла Хар­пер, Джи­на Мон­та­на, Джо­ван Хэ­тэ­у­эй).

"Зве­ри ди­ко­го Юга" (США, 2012, ре­жис­сёр — Бен Зайт­лен, в ро­лях: Ку­вен­жа­ни Уол­лис, Ду­айт Ге­н­ри, Ле­ви Ис­тер­ли, Ло­у­элл Лэн­дес, Па­ме­ла Хар­пер, Джи­на Мон­та­на, Джо­ван Хэ­тэ­у­эй).

Шестилетняя не­гри­тян­ская де­воч­ка Ха­ш­пап­пи (Ку­вен­жа­ни Уол­лис) жи­вёт вме­с­те со сво­им бру­таль­ным от­цом Вин­ком (Ду­айт Ге­н­ри) в лу­и­зи­ан­ской ос­т­ров­ной глу­ши, в по­се­ле­нии под на­зва­ни­ем Ба­с­туб. В ожи­да­нии боль­шой во­ды, ко­то­рая при­дёт из-под го­род­ской дам­бы, и унич­то­жит все жи­вое, ре­бё­нок с лю­бо­пыт­ст­вом ос­ва­и­ва­ет ок­ру­жа­ю­щую сре­ду. На­пол­нен­ную дет­ски­ми фан­та­зи­я­ми, об­ще­ни­ем с до­маш­ни­ми и фан­та­с­ти­че­с­ки­ми жи­вот­ны­ми, от­но­ше­ни­я­ми с от­цом и вос­по­ми­на­ни­я­ми о ма­те­ри, ушед­шей в боль­шой мир дав­ным-дав­но. Поз­же во­да при­дёт и по­гло­тит со­бой при­выч­ный ланд­шафт. Рас­сказ по­ве­дёт­ся от име­ни Ха­ш­пап­пи, и её за­ка­д­ро­вый го­ло­сок точ­но оха­рак­те­ри­зу­ет про­ис­хо­дя­щее — мир свих­нул­ся, сле­ду­ет не­мед­лен­но вос­ста­но­вить рав­но­ве­сие.

Ма­ло­бю­д­жет­ный ре­жис­сёр­ский де­бют Бе­на Зайт­ле­на про­из­вёл фу­рор в Кан­нах и в "Сан­дэн­се" и по­ко­рил аме­ри­кан­скую ки­но­ака­де­мию, ко­то­рая при­су­ди­ла кар­ти­не че­ты­ре но­ми­на­ции — луч­ший фильм, луч­шая ре­жис­су­ра, луч­шая жен­ская роль, луч­ший адап­ти­ро­ван­ный сце­на­рий (фильм снят по пье­се Лю­си Али­бар). Впе­чат­ля­ю­щий на­бор ка­те­го­рий для не­из­ве­ст­но­го де­бю­тан­та. В ито­ге фильм не по­лу­чил ни­че­го, ус­ту­пив ме­с­то до­б­рот­но­му трил­ле­ру Бе­на Аф­фле­ка "Ар­го", па­фос­ной лен­те Эн­га Ли "Жизнь Пи" и про­чим но­вин­кам ки­но­се­зо­на, удо­с­то­ив­ших­ся быть за­ме­чен­ны­ми. Лю­бо­пыт­но, что ис­пол­ни­тель­ни­ца глав­ной ро­ли — оча­ро­ва­тель­ная ма­лень­кая ак­т­ри­са Ку­вен­жа­ни Уол­лис ста­ла са­мой юной но­ми­нант­кой на пре­мию ки­но­ака­де­мии. Со вре­мён три­ум­фаль­но­го вру­че­ния "Ос­ка­ра" де­ся­ти­лет­ней Та­тум О'Нил в 1974-м го­ду мир не ви­дел ни­че­го по­доб­но­го. Но да­же не это глав­ное. По­бе­да "Ар­го" в ка­те­го­рии луч­ший фильм по­нят­на — ис­то­рия про­ти­во­сто­я­ния до­б­ро­душ­но­го Гол­ли­ву­да и зло­дей­ско­го Ира­на не мог­ла ос­та­вить к се­бе рав­но­душ­ных. В то же вре­мя "Зве­ри ди­ко­го Юга" ка­ким-то чу­дом за­ле­тев­шие в ос­ка­ров­скую гон­ку на­рав­не с та­ки­ми ко­лос­са­ми как "Джан­го ос­во­бож­дён­ный", "Лин­кольн" и "Жизнь Пи", тем не ме­нее, за­слу­жи­ва­ют от­дель­но­го раз­го­во­ра.

Не­за­ви­си­мое аме­ри­кан­ское ки­но ред­ко до­сти­га­ет мас­со­во­го при­зна­ния — по­след­ний при­мер — фильм "Ма­лень­кая мисс Сча­с­тье" был снят в 2006-м го­ду. Тем бо­лее при­ят­но по­яв­ле­ние не­ве­ро­ят­ных "Зве­рей", ко­то­рые име­ют мно­же­ст­во вну­т­рен­них сло­ёв и ас­пек­тов. При этом кар­ти­на силь­но ри­с­ко­ва­ла ока­зать­ся оче­ред­ным глу­бо­ко­мыс­лен­ным вы­ска­зы­ва­ни­ем о про­бле­мах эко­ло­гии, ес­ли бы не уди­ви­тель­но точ­но най­ден­ные ин­то­на­ции, пре­вра­ща­ю­щие "дет­ский ле­пет" в прит­чу о че­ло­ве­че­с­кой гор­до­с­ти и до­сто­ин­ст­ве. Пья­ни­цы и гор­ло­па­ны, на­се­ля­ю­щие Ба­с­туб — раз­но­шер­ст­ный трэш всех ма­с­тей — не же­ла­ют ус­ту­пать ци­ви­ли­за­ции. Го­су­дар­ст­во, на­обо­рот, стре­мит­ся "по­мочь не­сча­ст­ным" и по­ме­с­тить их в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные уч­реж­де­ния. Жизнь от­шель­ни­ков и от­ще­пен­цев со­вре­мен­ной Аме­ри­ке не яс­на, не по­нят­на, чуж­да. Их на­до спа­сать от них же са­мих лю­бой це­ной. И в та­кой си­ту­а­ции кон­фликт не­из­бе­жен. Ха­ш­пап­пи же ве­рит в свою Все­лен­ную, где при­ше­ст­вие древ­них ги­гант­ских ве­прей столь же ре­аль­но, как и ура­ган Ка­т­ри­на, унес­ший на Юге США мно­же­ст­во жиз­ней. Со­че­та­ние пе­чаль­ной, но ис­клю­чи­тель­но по­эти­зи­ро­ван­ной ре­аль­но­с­ти и фан­та­с­ти­че­с­ко­го ощу­ще­ния, ко­то­рое че­ло­век спо­со­бен ис­пы­ты­вать толь­ко в дет­ст­ве, со­зда­ют тот са­мый не­об­хо­ди­мый ко­ло­рит, бла­го­да­ря ко­то­ро­му "Зве­ри ди­ко­го Юга" про­из­во­дят свое не­по­вто­ри­мое уди­ви­тель­ное впе­чат­ле­ние ма­лень­кой, от­дель­но взя­той все­лен­ной.

Чу­де­са на жиз­нен­ных ви­ра­жах, в ко­то­рые с ши­ро­ко от­кры­ты­ми гла­за­ми всма­т­ри­ва­ет­ся Ха­ш­пап­пи, ще­д­ро ок­ра­ше­ны сво­е­об­раз­ным "юж­ным гос­те­при­им­ст­вом". Пер­со­на­жи, вы­хва­чен­ные ре­жис­сё­ром из ре­аль­ной сре­ды и сы­г­ран­ные не­про­фес­си­о­на­ла­ми, де­мон­ст­ри­ру­ют ту са­мую гор­дость, о ко­то­рой дав­но за­бы­ли в боль­ших го­ро­дах жи­те­ли, по­гло­щён­ные толь­ко жаж­дой на­жи­вы. Ос­т­ров­ная суб­куль­ту­ра дик­ту­ет свои за­ко­ны вы­жи­ва­ния и фи­ло­со­фии бы­тия, ос­нов­ным вы­ра­зи­те­лем ко­то­рых и ста­но­вит­ся Ха­ш­пап­пи, вы­да­ю­щая на ура сов­сем не дет­ские мыс­ли и жиз­нен­ные фор­му­лы. Тон­ко про­чув­ст­во­ван­ный ба­ланс меж­ду сти­хи­я­ми при­ро­ды и вну­т­рен­ним — ми­ни­а­тюр­ным — кон­цом све­та, ко­то­рый не­из­бе­жен, как ура­ган, не­со­мнен­но, до­бав­ля­ет кар­ти­не стран­но­го оба­я­ния. И здесь, не­со­мнен­но, сра­бо­та­ло уди­ви­тель­ной ре­жис­сёр­ское чу­тьё Зайт­ле­на: еще бы чуть-чуть твор­че­с­ко­го пе­ре­бо­ра с ме­та­фо­рой и про­ис­хо­дя­щее ста­ло бы смеш­ным, скуч­ным, пре­тен­ци­оз­ным, лож­но мно­го­зна­чи­тель­ным. Всем тем, че­го так и не су­мел из­бе­жать Те­ренс Ма­лик в "Дре­ве жиз­ни" — про­из­ве­де­нии, с ко­то­рым "Зве­рей" не срав­нил толь­ко ле­ни­вый.

27 октября 2024
Cообщество
«Салон»
1 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x