Авторский блог Татьяна Воеводина 00:48 23 февраля 2019

Малой кровью, могучим ударом?

современное поколение воспитано вне идеи долга

Что ни день по телевизору показывают что-нибудь военное и угрожающее: мол, только суньтесь! Я уж давно живу на свете, но такого не припомню. Даже в эпоху развёрнутой гонки вооружений, рейгановских «звёздных войн», нейтронной бомбы и фильма «Записки мёртвого человека» – такого не было. Напротив, тогда Советский Союз не хвалился своим оружием, а скорее старался показать и доказать своей и чужой общественности, что оружия у нас меньше, а не больше, чем у вероятного противника, а то, которое есть - вовсе не наступательное, а по преимуществу оборонительное.

Об этом говорила изданная в начале 80-х, в ответ на пентагоновское издание о советской военной угрозе, красочная книга «Откуда исходит угроза миру?». А уж такого, чтобы по телевизору показывали подводные лодки и ядерные ракеты – нет, такого и представить было невозможно.

Мне кажется, нынешние военно-технические разговоры, напоминают скорее предвоенную пропаганду конца 30-х годов: «И на вражьей земле мы врага разобьём /малой кровью, могучим ударом».

Понять наше руководство - можно. Все эти героические и даже шапкозакидательские разговоры имеют одного адресата – Америку и одну цель – донести до сознания их руководства, что мы, при всех прежних проторях и убытках, сегодня способны нанести им неприемлемый ущерб, как они сами выражаются. А потому – с нами лучше не связываться. Вероятно, это единственно возможная в нынешних обстоятельствах позиция: достичь военного паритета с НАТО по всем параметрам, как это было в брежневские времена, - сегодняшняя Россия не может. Так что позиция руководства, скорее всего, правильная.

Но я, собственно, не об этом. Атмосфера в мире – накалена. Накал – прямо-таки предвоенный. В такой атмосфере довольно искры для большого пожара. Да он уж и полыхает во многих местах. А пожар, хоть и имеет какие-то закономерности, но чётким правилам не подчиняется. Особенно не подчиняется нашим желаниям и предначертаниям. Всё может пойти вовсе не так, как хочется и мнится. И вполне возможно, воевать придётся не только в виртуале, и не только пропагандистским оружием. Вот возьмёт и полыхнёт, к примеру, Венесуэле – новый Карибский кризис. Или на Украине: в жизни часто реализуются самые невероятные сценарии. И не нужно увлекаться успокоительной мыслью, что в современной войне воюют роботы. Вполне возможно, воевать придётся людям, как это и было с начала времён. И война эта может стать не делом роботов или каких-то особо обученных и далёких от всех нас профессионалов, а всех нас.

Готовы ли мы, наши дети к такому развороту событий? Морально, в первую очередь? Потому что главное в войне – любой – не пушки и ружья, а боевой дух. Это говорил Наполеон, и не он первый.

Что у нас с этим? А вот что. Современное поколение воспитано вне идеи долга. Так и учили: «Я никому ничего не обязан. Не я для государства, а государство для меня. Если оно мне не подходит – я выберу другое». Разве не так учили-воспитывали тех, кому сегодня 20-30 лет? Именно так. Патриотизм говорите? Ну, флагами помахать – это ещё куда ни шло, а идти и умирать… вот это очень сомнительно.

Но и это ещё не всё. Эти ребята воспитывались вне обязанностей, дисциплины, долга. Заставить? Это ужасно! Это делать из детей невротиков! Наказать – тоже никого нельзя. Сказать лоботрясу, что он лоботряс – это нарушат его права, и учителя этого боятся. В результате массово формируются социальные инвалиды и моральные паралитики: он бы, может, и хотел что-то сделать, но с детства не привык ни к какому усилию, ни к какому самопреодолению. Его так учили: делаю, пока прикольно, а дальше – бросаю, это не моё. Пятилетняя отсидка в каких-то невнятных вузах, где спроса никакого, только укрепляет это инвалидство. Поскольку работать сегодня не обязательно, он часто годами болтается по каким-то отрывочным работам, волонтёрским проектам и т.п.

Вот это может оказаться настоящей проблемой! И её ни за год, ни даже за пятилетку не решишь. А решать надо. Воспитание воли и характера подрастающего поколения – это вопрос выживания народа в любые времена.

Перед Великой Отечественной это, по крайней мере, сознавали. Писатель Гайдар посвятил всё своё творчество этой задаче – воспитанию молодого поколения для неизбежной войны.

Но сами участники войны с горечью ощутили, что сделано недостаточно. В романе Константина Симонова «Так называемая личная жизнь. Из записок Лопатина», написанном через много лет после войны, директор школы, военный инвалид, горячо поддерживает разделение школ на женские и мужские, где парней должны воспитывать, как воинов. «Он просто трясется, когда вспоминает начало войны, что мы не готовы были к ней: «Это мы, говорит, учителя, неправильно воспитывали, не так надо было воспитывать. Я, говорит, это уже в войну на своей шкуре понял, когда мальчишками командовал, которые, ничего не успев сделать, гибли!», - рассказывает его ученица.

Увидел бы этот директор сегодняшних старшеклассников – даже трудно представить, что бы он сказал. А я лишь поздравлю всех с Днём Защитника Отечества.

1.0x