Авторский блог Татьяна Воеводина 16:46 12 июля 2018

Просто так

сегодня вуз во всё большей степени – пункт передержки праздного молодняка
8

Заканчивается приём документов в вузы. Всё как обычно: в топовые вузы – желающих порядочно, в приличные государственные – достаточно, ну а новодельные самоделки – гоняются за каждым, кто изъявит хотя бы смутное намерение там учиться. Впрочем, продолжая известное наблюдение Чехова, как любой урод находит себе пару, любой вздор – читателя, а любой вуз – абитуриента.

Зачем молодая поросль идёт в вузы? При возможности я задаю этот вопрос абитуриентам: зачем? С какой целью? Ответ обычно уклончиво-приличный: чтобы получить образование. А потом? Потом – видно будет. Практически никто (за редчайшим, почти экзотическим, исключением) не идёт в вуз для того, чтобы в дальнейшем работать по полученной в вузе специальности. Работа по специальности – это нынче некий курьёз: случится же такое! Люди идут в вузы в силу обычая, для продления счастливого детства, потому что родители велели, потому что бабушка сказала, что умрёт от огорчения, если единственный внук останется без высшего образования (почём знать старушке, что всё это нынче – никакая не ценность и вообще чушь собачья?). Ну и для себя опять же: ещё 4-6 лет привольной жизни безо всяких обязательств, дисциплины, ответственности. Потому что какая же ответственность, когда еле-еле набрали курс; огорчишь его – а он возьмёт да и свалит из нашего эколого-лингвистического вместе со своей денежкой, которую платит за учение – ну что тогда делать будем?

Уже на днях открытых дверей в самых что ни на есть топовых вузах прямо так и говорят: по специальности работают не больше 30%. Это рекламное преувеличение: работает гораздо меньше. Теперь уж и в МГУ преподаватели в неизбывной простоте говорят студентам: по специальности вы-де работать скорее всего не будете, но зато получите  хорошее образование.

Как вы думаете: много ли таких, что будут упорно учиться просто из бескорыстной любви к знаниям и безо всякой перспективы их применить для работы и заработка? Правильно понимаете: очень мало. Отсюда – прогрессирующее ухудшение качества учёбы. Образование дают (не везде, но всё-таки кое-где дают), однако студенты его почасту не берут: всё равно употреблять эти самые «компетенции» вряд ли придётся. А коли так – чего особо надрываться? Так, слегка перед экзаменом подчитаю учебник – и сойдёт. А дальше – порочный круг: студенты всё хуже учатся – преподавателям приходится приноравливаться к их уровню и меньше спрашивать – они учатся ещё хуже, потому что видят, что спрос невелик и т.д.

Сегодня необходимость в том или ином вузе хоть как-то учиться представляется среднему студенту чем-то почти ненормальным и отклоняющемся от обычного порядка вещей, а вузы, где это хоть в какой-то мере требуется, - чрезвычайно трудными. Я несколько раз слышала и читала в интернете: московский иняз (бывший Мориса Тореза), где я когда-то училась и который сроду считался лёгким и почти развлекательным, теперь почитается чрезвычайно трудным. Как же, приходится выполнять домашние задания, делать переводы – представляете?

А как в обычном вузе? А вот так. Мы однажды арендовали помещение в одном московском вузе. Там я увидела киоск, в котором продавались пособия по многим юридическим специальностям. Каждый предмет был уложен в брошюрку размером со школьную тетрадку первоклассника, вроде тех, что в моё детство продавались по 2 коп. «Всё есть и ничего лишнего», - пояснила мне случившаяся рядом студентка этого заведения. «Лишнее тут ты и твоя богадельня», - подумала я.

Зримое и быстрое снижение качества учения и соответственно – преподавания – это общемировой тренд. Он идёт рука об руку с ростом массовости образования и одновременно его бесцельности и беспочвенности. Студенты во всех странах всё больше учатся просто так. Ни для чего. Ещё в 90-е годы ХХ века в Европе 70% выпускников вузов работали не по специальности; сегодня, наверное, больше. Известный историк А.Фурсов в одной из своих лекций рассказал, как, преподавая в университете в США, он удивился большому количеству студентов далеко не студенческого возраста. На прямой вопрос: «А что здесь делает этот бородатый болван?» - он получил от американского коллеги столь же прямой ответ: в Америке университет (наряду с тюрьмой) – это институт сдерживания безработицы и всяких социальных эксцессов, свойственных крепким и бездельным гражданам. Вот американцы и озаботились местами, где можно пересидеть опасный возраст. 

Сегодня вуз – это всё меньше место, где готовят специалистов народного хозяйства и во всё большей степени – пункт передержки праздного молодняка. Наверное, в каждой стране есть несколько вузов, которые заслуживают этого наименования, а остальные – просто так, чтоб сидели и не бузили. И не требовали пособия по безработице. Тем более, что у нас, в связи с повышением пенсионного возраста, работать будут старики.

Ежели по уму – топовые вузы и следовало бы оставить, а прочие – прикрыть, превратить в народные университеты культуры или (при возможности) преобразовать в ПТУ. И это последнее будет не понижением их уровня, а огромным повышением. 

Комментарии Написать свой комментарий
12 июля 2018 в 16:57

Как интересно читать от человека, окончившего иняз, и занимающегося чем угодно, но не преподаванием.
Татьяна Владимировна, дорогая, неужели для перепродажи импорта нужен институт Мориса Тореза?
По сути заметки. В организме( то бишь нашем государстве), пораженном злокачественной опухолью, давно нет качественного образования и в так называемых топовых вузах.
Нет и рабочих мест. А откуда они возьмутся? Мы ж " все купим". Помните?
Министр здравоЗАхоронения недавно и вовсе обьявила детство до тридцати.
Ну, пусть хоть формально почислятся в студентах))

12 июля 2018 в 18:27

"...От сессии до сессии живут студенты весело! " - песенка уже довольно давнишняя!

12 июля 2018 в 18:34

Однажды мы всей дружной семьёй народов вошли под своды капитализма. Растащили, разрушили разворовали, распродали народно-хозяйственный социально экономический комплекс СССР, который в рамках единой системы предусматривал воспитание и подготовку специалистов всех уровней от рабочих и санитарок до инженеров и врачей. В нынешней буржуйской реальности частной собственности, подготовка специалиста, именно СПЕЦИАЛИСТА, а не носителя " компетенции" стало делом самого буржуя. Нужен профессионал - выучи. Однако таких примеров я не знаю. Вот и выходит "взаимовыгодный" обмен - " бизнесмен" выкидывающий на рынок "молочный" продукт из пальмового масла в " ответочку" получает товар народного потребления (ширпотреб, мебель, обувь....) сработанную таджиками или самоучками без производственной школы и соответствующих знаний, инструментов и навыков. Я, как профессионал, проработавший всю жизнь в своей, одной профессии, знаю о чём говорю.

12 июля 2018 в 20:28

Когда смотришь по ТВ канал Кульура то видишь что большинство программ по искуству и по истории иностранные западноевропейские Такое ощущен е что у нас закончилась историческая наука про истори мы слушаем ее западную версию С начала 90 х годов пошло гонение на науку и образование Все старое здания лаборатории преподаватели Последние получают очень мало Правда не все аузы Я был в Горном институте в Петербурге Он выглядит богато даже фазаны по двору ходят Ну понятно сырьевые отрасли у нас сейчас это главное

12 июля 2018 в 21:14

Любимая тема автора. Человек непробиваемый, об одном том же, об одном и том же. Это неспроста. Готовится почва для очередной реформы. Бедное общество, оно этого не переживет. Сюда бы какого-нибудь педагога (не штатного формата), который вмиг развеял авторский валюнтаризм выглядящий как конфетка. Но здесь таких не водится. Прощай Завтра, ты меня разочаровало.

15 июля 2018 в 03:44

Полностью согласен с автором.

Собственно, пенсионная реформа, которая позволит дольше использовать труд квалифицированных специалистов, очень хорошо увязывается с сокращением мест в низкорейтинговых вузах.

15 июля 2018 в 07:48

А может быть, уважаемая Татьяна Воеводина, вернуться к проверенной системе традиционной сдачи экзаменов в ВУЗы без учёта всяких там баллов по ЕГЭ. Даже в пенсионной системе собрались отказаться от недавно прославлявшихся баллов. Я уже стал опасаться. что баллы ЕГЭ начнут учитывать при начислении пенсий. Какие там кому в горах Дагестана или якутской дали баллы понаписали? То-то в первый месяц учёбы в ВУЗе (серьезном) бывшие абитуриенты демонстрируют потрясающие пробелы в знании школьной программы по математике, физике и.т.д. Так всю жизнь потом и идут с клеймом этих баллов на лбу (ой, простите, в мозгах, если они есть).

22 июля 2018 в 16:46

Зачем вообще нужно образование нынешней Эрэфии? Чтобы впаривать гнилой товар, вроде пенсионной реформы, образование даже вредно - стыдно станет приводить такие аргументы, которые приводятся власть имущими. Невежеством от них воняет хуже тухлятины