События последних месяцев в Ливии развиваются стремительно. Цепь странных смертей и убийств и крупные энергетические сделки, подписанные в последнее время, наводят на мысль о том, что кто-то тщательно режиссирует ход политической и экономической жизни в этой стране.
6 февраля мир узнал о гибели Сейфа аль-Ислама Каддафи, единственного из оставшихся в живых сыновей Муаммара Каддафи, выставлявшего свою кандидатуру на несостоявшихся президентских выборах 2021 года. Гибель Сейф аль-Ислама вызвала скорбь и уныние среди части российских экспертов и людей, интересующихся Ливией. По их мнению, погиб человек, который мог объединить Ливию и чуть ли не возродить Джамахирию своего отца. Мы придерживаемся другого мнения. Ничего он не мог, даже если бы и захотел.
Прежде всего, хотелось бы рассказать о большой семье Каддафи и о его любимых детях. Старшим сыном в большой семье Каддафи был Мухаммед, по прозвищу "Инженер". Единственный сын Каддафи, получивший толковое образование. Занимался телекоммуникационными системами. Возглавил в партнерстве с "Алкатель" первую частную телекоммуникационную компанию. Обладал состоянием в 330 млн долларов.
Следующий сын, Сейф аль-Ислам, политик, которого мы сейчас оплакиваем. В 1990 году поступил в Венский университет. Затем учился в Лондонской Высшей школе экономики. Жил в Лондоне до 2000 года За время учебы на Западе оброс хорошими связями. В Австрии дружил с лидером Партии свободы Йоргом Хайдером, в Британии - с сыновьями английских лордов. Вернувшись в Ливию, стал посредником меду своим отцом и глобалистской элитой. После отмены международных санкций в 2002-м заводил в Ливию западные нефтяные компании: американскую Exxon Mobil, британскую British Petroleum и итальянскую ENI. Но самым негативным аспектом его деятельности была борьба за права человека. Для того, чтобы наладить отношения с Западом он уговорил отца амнистировать сотни исламских радикалов и откровенных террористов. В 2011 году именно эти люди, взяв в руки оружие (Ливийская Исламская боевая группа) содействовали свержению Муаммара Каддафи. Скорее всего, Муаммар Каддафи готовил Сейф аль-Ислама в качестве своего преемника.
Саади Каддафи, футболист. Играл за итальянские клубы "Перуджа" и "Ювентус". Вёл роскошный образ жизни. Его подругой была знаменитая итальянская модель Ванесса Эсслер. После свержения отца бежал в Нигер. Здесь был арестован французами. Новые власти Ливии требовали его выдачи, но французские спецслужбы благоразумно держали его у себя, а потом отпустили.
Затем идёт Мутасим, военный. Вполне достойный человек. В 2007-2011 гг. - секретарь Совета национальной безопасности Ливии. Командовал ливийским спецназом, на финансирование которого было потрачено 2,8 млрд долларов. Погиб 20 августа 2011 года сражаясь за своего отца.
Хамис, ещё один военный. Получил военное образование в России. Командовал специальной бригадой, отвечавшей за охрану его отца. Соперничал с братом Сейф аль-Исламом, т.к. не разделял его прозападных взглядов. Погиб в 2011-м, сражаясь с мятежниками.
В этом же году, 30 апреля, в результате авиаудара НАТО погиб Сейф аль-Араб, простой офицер, прошедший обучение в Германии, близкий к отцу .
Наиболее скандальным поведением отличался Ганнибал (он же Ганнибал), дебошир и прожигатель жизни. В 2004 году устроил на Елисейских полях в Париже гонки "Формула-1", гоняя со скоростью 140 км в час. В 2005-м во Франции избил свою тогдашнюю пассию, ливанку, кстати, беременную от него. В 2008 году во время светского раута в своём особняке в Швейцарии избил гостей. После свержения Каддафи эмигрировал в Бейрут. В 2014 году был арестован ливанской полицией и помещен в тюрьму, на этот раз несправедливо. Ему инкриминировали ответственность за убийство Муаммаром Каддафи первого лидера шиитского движения "Амаль" имама Мусы Садра. Совершенно понятно, что это было абсурдом. Будучи ребёнком в 1978 году, Ганнибал никак не мог быть причастен к политическому убийству. Освобождён в прошлом году.
Наконец, дочь Аиша, пассионарная и энергичная блондинка, закончившая университет Рене Декарта в Париже. Является сторонницей идей арабского национализма и панарабизма. В годы блокады Ирака помогала правительству Саддама Хусейна. Сейчас живёт между Дубаем и Алжиром.
Осенью 2011 года Сейф аль-Ислам Каддафи был захвачен племенным ополчением Зинтан. Это племя примкнуло к восстанию против режима Каддафи на самой ранней стадии. Племя проживает к северо-западу от столицы Триполи в горах Джебель Нафуса. Новые власти Ливии из числа представителей "Братьев-мусульман"* потребовали его выдачи, но полевые командиры Зинтан благоразумно отказали. В Триполи сына Каддафи ждала бы верная смерть. А заложником сын Каддафи был ценным. Сейф проживал в отдельном особняке, имел свободу передвижения по территории племени, но дальше его не пускали. В 2021 году он выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах в Ливии, которые так и не состоялись. При этом с точки зрения ливийских законов такое выдвижение было сомнительным. Ведь конституция 2012 года запрещает занятие высших государственных должностей лицам, сотрудничавшим с режимом Каддафи. Интересно, что за это время сын Каддафи ни разу не дал прямого интервью журналистам так сказать лицом к лицу. СМИ передавали вопросы командирам Зинтан, а он потом отвечал по Интернету либо в печатном виде. Следовательно, тюремщики полностью его контролировали.
По поступившей из Ливии информации, Сейф аль-Ислам был убит боевиками генерала Усамы аль-Гвейли из племени Зинтан. Генерал Гвейли является союзником командующего ЛНА маршала Халифы Хафтара. Выдвигается версия о том, что убийство заказал сын маршала Саддам Хафтар, который сам хочет стать будущим президентом Ливии. Может быть это так, а может быть и нет. В Триполитании творится полный беспредел. Десятки людей гибнут ежедневно от рук незаконных вооруженных формирований (милиций). У покойного Сейфа было много врагов. Не факт, что это были люди ЛНА.
Восстановить политический и экономический строй, бывший при его отце и приносивший блага многим ливийцам, Каддафи-младший не мог, да, по-видимому, и не хотел. Более того, Сейф аль-Ислам Каддафи был одним из могильщиков проекта Джамахирии, который разрабатывал его отец. Джамахирия была задумана как гибрид диктатуры Каддафи с системой прямого народовластия без посредничества бюрократии. Многое в стране решали Всеобщий народный конгресс и народные комитеты. Сейф, вернувшись в Ливию в 2000 году, размывал эту систему. В стране с его подачи появился громоздкий бюрократический аппарат, узурпировавший власть. Со временем чиновники-паразиты возжелали не только власти, но и собственности (вам это не напоминает поздний СССР?). В эпоху Каддафи Ливия была социальным государством. Молодые семьи получали беспроцентные кредиты на строительство или покупку жилья. Неработавшие ливийцы, которых было большинство, получали большие пособия. Было бесплатное здравоохранение и образование. Причем высшее образование любой гражданин Джамахирии мог получить не только у себя на родине, но и за рубежом. За последние десять лет все прибыльные отрасли экономики были приватизированы отдельными племенами и кланами. И сын Каддафи, даже став президентом. вряд ли бы что-то здесь изменил.
Однако в тактическом плане он мог бы создать проблемы могущественным кланам, борющимся за власть над Ливией и финансовые потоки. Это, в первую очередь, семьи Хафтаров и Дбейба. Командующий Ливийской Национальной Армии 80-летний маршал Халифа Хафтар является фактическим хозяином востока страны, Киренаики, где добывается большая часть ливийской нефти и сосредоточены 5 из 6 нефтяных терминалов. Сейчас он озабочен передачей власти своему сыну Саддаму, желая, чтобы в объединенной Ливии он стал если не президентом, то по крайней мере руководителем силового блока. На западе ему противостоит председатель Правительства Национального Единства (ПНЕ) Абдель Хамид Дбейба. В 2021 году он был назначен на эту должность как компромиссная фигура, но затем, как говорится, вошёл во вкус. В Триполи он расчищает поляну, ликвидируя вооруженные формирования «Братьев-мусульман» и радикальных исламистов.
По-видимому, это побуждает их расправляться с возможными конкурентами. 23 декабря прошлого года в авиакатастрофе погиб возвращавшийся из Турции начальник штаба ливийской армии (западная Ливия, ПНЕ Дбейбы) генерал Мухаммед Али Ахмед аль-Хаддад, дельный и умный офицер, пользовавшийся большой популярностью в Триполи. Вместе с ним погибли командующий сухопутными войсками генерал Гарибиль аль-Фитури и бригадный генерал Махмуд аль-Хатауи, курировавший местный ВПК. Напрашивается версия о том, что гибель и Хаддада, и Каддафи-младшего укладываются в одну схему: расчистка поля для двух наиболее влиятельных игроков: Абдель Хамида аль-Дбейбы и Саддама Хафтара.
Между тем, крупные зарубежные нефтяные компании возобновили свой интерес к ливийской нефти. 26 января ПНЕ, базирующееся в Триполи, подписало соглашение на 25 лет о развитии нефтедобывающей отрасли с французской компанией Total Energies и американской Conoco Philipps. По данным ливийского правительства эта сделка существенно увеличит нефтедобычу в Ливии и принесёт ливийскому правительству за четверть века доходы в 376 млрд долларов. Одновременно после 18 лет перерыва Ливия возобновила международное лицензирование добычи нефти и газа. Лицензии на добычу нефти получили американская компания Chevron, итальянская Eni, QatarEnergy, испанская Repsol, нигерийская Aiteo и консорциум партнёров, в который входят турецкая TPOC и венгерская MOL. Возникает закономерный вопрос: почему среди иностранных компаний, активно входящих в ТЭК Ливии, нет российских? Россия уже десять лет активно вмешивается во внутриполитическую борьбу в этой стране. По мнению многих экспертов, российская поддержка является для ЛНА критической. Платой за такую поддержку логично могло бы предоставление российским компаниям участия в реконструкции ливийской экономики или в нефтяных месторождениях. Однако в нефтегазовом секторе страны первенство переходит к американцам и французам.
*террористическая организация, запрещённая в РФ






