РИЧ. "Литий"
Кажется, ревнители рэп-сцены РИЧа не особо принимают: резок, неконвенционален. Или подозревают, что РИЧ использует рэп, вторгается со своими представлениями и идеями, а не подстраивается под стиль. Ну, и для всевозможных тусовок или выпускных вечеров РИЧ совсем не годится, ибо реальный возмутитель спокойствия. По мне, рэп хорош именно своим нервом, пусть даже до остервенения, а не стерильным (само)довольством.
Имя по незнанию можно записать в холёный R’n’B, хотя от чего РИЧ далёк, так именно от сытого взгляда на жизнь и на мир. Он — автор не политизированный, но политический в высшем смысле слова. "РИЧ остаётся верен давно избранному вектору, который можно обозначить как антикапиталистический, антиглобалистский, а если обозначать в положительных терминах — традиционалистский, почвеннический. РИЧу надо отдать должное: из альбома в альбом он настойчиво продолжает разрабатывать этот вектор мышления в русском рэпе — и ему, как никакому другому рэперу, удаётся сделать его актуальным!" — примечает один пресс-релиз.
В звучном имени артиста скрыты паспортные данные — Ричард Семашков. Необычное для наших широт имя происходит из прагерманского языка. Его составные части — "rīkô" (лидер) и "harduz" (могучий), что РИЧу очень подходит. И родом он с западных рубежей России, из Калининграда. Позже жил и учился в Новомосковске Тульской области, поступал на модные направления — экономический и психологический факультеты, но, недолго проучившись, бросал. Отчасти удивительный выбор и логичные разрывы — натура РИЧа как-то совсем не вяжется с этими занятиями. А вот служба в танковом батальоне Кантемировской бригады и последующее обучение на журфаке — явно коррелируют с творчеством.
В 2013 году Семашков знакомится и записывает совместный альбом с Захаром Прилепиным — "Патологии". Далее были пластинки "Десятка" (куда вошла обретшая скандальную известность песня-истина "Пора валить"), "Метан", "На океан" (также совместно с Прилепиным) и "У дома".
"Литий" - жёсткий, с гранжевыми и индустриальными ходами, с гитарными рифами, по современным меркам достаточно большой альбом — девять композиций почти на сорок минут. Здесь есть и работа с привычными для РИЧа установками, и выход на новые формы. Пожалуй, порой возникает дисбаланс музыки и текста. Но это довольно цельная, почти концептуальная пластинка. Из хороших рэп-традиций — привлечение интересных соратников. В "Литии" мы слышим голос Андрея Машнина ("Ненависть") и саксофон Сергея Летова ("Скоро буду").
"Литий" — альбом-стресс, альбом-атака. Здесь много резкого, злого, угрюмого, но нет истерики и неврозов. РИЧ рубит, что называется, правду-матку, но делает это окультуренно. Есть элементы театра, игры, сатиры. РИЧ действует в двух планах, словно отрицая привычную модель противопоставления интеллектуала и пассионария.
"Литий" — этакие хроники повседневной "окопной войны". Линия фронта проходит в душах людских. Точнее, между теми, кто про душу предпочёл "забыть", и теми, у кого души переполнены. Формулу "на небе — Бог, на земле — бизнес" РИЧ знает, исследует и категорически не принимает.
Литий давно стал частью мировой поп-культуры. С литием "взаимодействуют" главные герои "Предчувствия", "Воспоминаний о звёздной пыли", "Американского психопата". Основательно литию отдали дань в песнях - помимо знаменитого "Lithium" от "Нирваны", тут и Стинг, и Evanescence, и американский инди-рок Thin White Rope, и много кто ещё. Так что РИЧ в солидной компании. Но его "Литий" — это и диагноз, и манифест.
"Литий — это не только лекарство, но и необходимый нам для жизни микроэлемент; в тех местностях, где в воде и почве больше содержание лития, ниже уровень суицидов " (Р.Беккер).