Авторский блог Редакция Завтра 04:00 7 декабря 2011

КУДА УЙДЁТ КИРГИЗИЯ?

<div><div>Что&#160;же произошло на&#160;самом деле, как прошла попытка первой демократической передачи власти в&#160;Кыргызстане? </div></div>

Джиоева… Бибилов… Бибилов… Джиоева… Кокойты… воровство… народ… право выбора… Ситуация в Южной Осетии всё больше напоминает качели, на которые влезли не очень умные школьники и теперь пытаются сделать на них "солнышко", не замечая, что в верхней точке качели со всего размаху ударятся о поперечину. Чтобы остановить это раскачивание ситуации, Кремлю теперь приходится вести почти непрерывные консультации с участниками, пытаясь разрядить ситуацию. И всё чаще у сторонних наблюдателей возникает вопрос: какому политическому "гению" пришла в голову идея проводить выборы в прифронтовой республике, которая живёт на сто процентов из российского бюджета и численностью не превышает средний уезд? 

Не суметь "разрулить" ситуацию в нищем аграрном районе с тридцатитысячным населением, которое фанатично предано России и боится своего отмороженного соседа Грузию, — это ведь надо быть полным идиотом? 

К сожалению, в Кремле, особенно в том управлении, которое занимается ближним зарубежьем, таких — через одного, а половина других просто ничего не делают — не умеют делать и не хотят. Поэтому, не сумев вовремя выстроить отношения с президентом Приднестровья Смирновым, они теперь уныло и тупо прессуют его через абсолютно бесперспективное уголовное дело против сына Смирнова Олега.

Поэтому на выборах в Киргизии эти "политтехнологи" поддерживали Атамбаева, который в благодарность и знак  "верности дружбы" с Россией тут же пригласил на инаугурацию Саакашвили и произнёс целый "спич" в его честь, пообещав перенимать у него "передовой опыт", а затем бросился в объятия турецкого президента, обещая тому полнодружество и поддержку. То, что на этой "тусовке" не было главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина, вынужденного отменить визит, никто не заметил.

И вот теперь Южная Осетия…

Кто мешает провести референдум о присоединении к России и сделать Южную Осетию районом Северной Осетии? И никаких "президентов", "кризисов власти" и "электоральных проблем"…

Нет, осталось только дойти до прямого противостояния и крови...

Месяц назад в Кыргызстане прошли выборы президента страны. По данным Центризбиркома, более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, получил действующий премьер-министр правительства республики Алмазбек Атамбаев. Оценка хода голосования и его итогов варьируется от восторженных, доносящихся из лагеря победителя, до резко отрицательных — со стороны большинства кандидатов, их сторонников и части электората. Наблюдатели от СНГ зачитали традиционный для них текст о незначительных нарушениях, которые не оказали влияния на итоги выборов. При этом следует отметить такой факт, как расплывчатость первых заявлений ОБСЕ, чьи наблюдатели осуществляли мониторинг выборов.
Что же произошло на самом деле, как прошла попытка первой демократической передачи власти в Кыргызстане? 

В ходе подготовки и непосредственно в день голосования активно и повсеместно использовался так называмый «административный ресурс».
Практически все избирательные комиссии участкового и территориального уровня контролировались и направлялись местными органами власти, которые, в свою очередь, находились под жестким воздействием со стороны руководства правительства и аппарата президента страны. Наличие в составе избирательных комиссий незначительного числа членов от политических партий, находящихся в оппозиции к кандидату от власти — Алмазбеку Атамбаеву, не могло оказать существенного влияния на текущую работу комиссий. При этом они активно выдавливались из их состава.
Подконтрольность участковых комиссий местным органам власти позволила сформировать списки избирателей в интересах конкретного кандидата.

Так, по Бишкеку, несмотря на то, что избиратели подали заявление на предусмотренную законом регистрацию по избирательному адресу с учетом фактического нахождения, они во многих случаях не были включены в список избирателей, поскольку являются выходцами из южного региона, и предположительно могли проголосовать за кандидата-земляка, что не входило в планы провластных политтехнологов. В то же время, не обращая внимание на замечания со стороны представителей гражданского сектора и кандидатов в президенты, участковые комиссии повсеместно включили в список избирателей лиц, проживающих в том же населенном пункте, но на территории другого избирательного участка. Этими лицами являлись сотрудники бюджетных организаций, студенты. Подобный подход позволил организовать контроль за голосованием со стороны администрации бюджетных учреждений и ректоратов ВУЗов.

На многих избирательных участках члены комиссий под руководством их председателей приняли невольное участие в массовых фальсификациях, таких, как многократное голосование посторонних лиц за граждан, находящихся в списках избирателей, но по тем или иным причинам не принявших участие в голосовании (т.н. «карусель»), вброс бюллетеней в урны для голосования, непосредственно махинациях при подсчете итогов голосования. Наблюдатели от «неправильных» кандидатов на избирательных участках во многих случаях третировались, подвергались угрозам, а в ряде случаев и откровенно выводились из помещений избирательного участка. Имели место факты отказа в выдаче наблюдателям итоговых протоколов участковых комиссий.

Мы здесь не говорим о массовом командировании руководителей бюджетных учреждений и работников центральных органов власти за счет бюджетных средств на «малую родину» для агитации среди родственников и земляков в пользу опять-таки кандидата от власти.
Приведенные выше методы фальсификации позволили кандидату от власти — Атамбаеву, уже в первом туре получить более 1 млн. голосов избирателей, что делает его победителем в президентской гонке. Однако следует отметить то обстоятельство, что количество «вброшенных» и неверно посчитанных бюллетеней составляет, по различным оценкам, от 200 до 600 тысяч. Таким образом, утверждение, что победа досталась Алмазбеку Атамбаеву уже в первом туре выборов, вызывает глубокие сомнения.

Имеются данные, что «труд» избирательных комиссий был не бескорыстный, а очень даже стимулированный. Избирательная кампания кандидата от власти финансировалась за счет средств, поступивших от руководителей коммерческих, государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений, а также иных источников, о происхождении которых можно только догадываться.

В этой связи несколько слов о кандидате от власти. Алмазбек Атамбаев придерживается явно просматриваемой протурецкой ориентации, несмотря на декларируемую им ориентацию на Россию. Имеет крупный бизнес в Турции. Средства для инвестирования в турецкую экономику обрел в результате распродажи станков и технологического оборудования ряда крупных промышленных предприятий Бишкека, в частности, завода «Кыргызавтомаш». Будучи премьер-министром Кыргызстана, принял решение о передаче государственной части акций АО «Дастан» турецким предпринимателям. Данный завод функционирует в сфере оборонной промышленности (выпускает торпеды, находящиеся на вооружении ряда стран, в т.ч. ВМФ Ирана). На безвозмездной основе передал Турецкому университету «Манас», расположенному в Бишкеке, 450 гектаров городской территории. В канун визита в Кыргызстан премьер-министра Турции Эрдогана в 2011 году по инициативе А. Атамбаева часть одной из центральных улиц Бишкека была переименована в улицу Анкара. Не случайно первым зарубежным лидером, лично поздравившим А.Атамбаева по телефону, был премьер-министр Турции Эрдоган.

Большинство кандидатов в президенты Кыргызской Республики не признали итогов голосования. Адахан Мадумаров, занявший второе место, заявил о требовании признать прошедшие выборы несостоявшимися ввиду значительных нарушений и явной фальсификации их итогов. С аналогичным требованием выступил и Камчибек Ташиев, действующий депутат парламента страны, лидер одной из парламентских фракций, входящих в коалицию большинства.

В обществе, главным образом на юге страны, сохраняется недовольство итогами выборов, в ряде мест проходят митинги сторонников кандидатов А. Мадумарова и К. Ташиева. Имел место факт перекрытия стратегической автодороги Ош — Бишкек. Даже если эти выступления не перерастут в массовые акции неповиновения, сомнения в легитимности избрания А. Атамбаева на должность президента закладывают серьезный фундамент для социальных потрясений в будущем. Здесь уместно вспомнить, что избранный на второй срок в 2009 году Курманбек Бакиев менее чем через год был свергнут с поста президента Кыргызстана, хотя сомнения в легитимности его избрания были намного меньшими.

1.0x