Сообщество «Форум» 20:18 20 октября 2020

Кто готовит «цветную» революцию в Молдове?!

“Cui bono?”. © Marcus Tullius Cicero

1-ого ноября этого года состоятся выборы Президента Молдавии. Реальных кандидатов на них всего два – это действующий Президент Молдавии Игорь Додон и экс-Премьер Молдавии Майя Санду. При этом рейтинги на данный момент у кандидатов примерно равны, поэтому будет еще и «второй тур».

Я достаточно хорошо знаком с политической ситуацией в Молдавском регионе. Так вот, выборы там – это своего рода «национальная забава». При этом, де-факто, там нет чисто «пророссийских» политиков или политиков «прозападных». Причем это касается как Молдовы, так и непризнанного Приднестровья. То есть, например, тот же Игорь Додон берет открыто деньги у Москвы, но назвать его полностью «пророссийским» политиком может только тот, кто вообще не владеет ситуацией там. Майя Санду, наоборот, считается строго «прозападным» политиком, но в чем ее «прозападность» больше «прозападности» Игоря Додона, лично мне не вполне ясно. Если кто не знал, то военные NATO давно уже, де-факто, находятся на территории Молдавии в том или ином качестве, а соглашение об ассоциации между Молдовой и ЕС вступило в силу еще 1-ого июля 2016-ого года. То есть вектор развития Молдовы давно уже «прозападный» вне зависимости от того, кто там Президент. Единственный ключевой момент в плане различий этих кандидатов – это отношение к вопросу об интеграции Молдовы в Румынию, но он к «прозападности» не имеет никакого отношения, а, скорее относится к «историческим граблям».

И тут перед самыми выборами в Молдове Глава Службы Внешней Разведки России Сергей Нарышкин делает заявление, что: «США готовят «цветную» революцию в Молдове после президентских выборов». Насколько я понял, делать «цветную» революцию в Молдове США будут путем отправки туда неких «специалистов по «цветным» революциям». Ну, Слава Богу, хоть не «Пятый флот» в Днестр загонят… И то хорошо.

Честно говоря, сейчас Сергей Нарышкин с такого рода заявлениями выглядит примерно, как Мария Захарова. Когда этой весной МИД России, практически, ничего адекватного не делал ради помощи в возвращении в России «застрявших» из-за пандемии коронавируса по всему миру россиян; она для «смены темы разговора» тоже сделала глубокомысленное заявление, что: «США вербуют российских детей». Но если Мария Захарова просто иногда бывает не в себе и это недавно поняли уже даже в Сербии, то у Сергея Нарышкина проблемы куда серьезнее. Вот сейчас и поговорим о том, кто делает «цветную» революцию в Молдавии.

Вообще, события, которые можно охарактеризовать, как «цветная» революция, происходят в Молдавии, практически, каждый год и никто на них давно не обращает никакого внимания. На улицах постоянные демонстрации и побоища, правительства страны уходят в отставку по несколько раз в год, политические коалиции моментально строятся и также моментально рушатся – это все про Молдавию. При этом Россия давно уже не имеет никакого влияния на эти процессы. Но «кто-то» сказал в Кремле, что «пророссийским» политиком является Игорь Додон и ему в итоге выделили кредитов и прочих траншей из России уже больше, чем на миллиард долларов. Была оказана беспрецедентная поддержка на проходивших в 2019-ом году выборах в Парламент Молдовы, к слову, сделавшая рейтинги молдавским социалистам только хуже. И, опять же повторюсь, Игорь Додон реально никаким «пророссийским» или «прозападным» политиком не является. Он просто очень любит деньги, ради которых успел «кинуть» уже всех, кто когда-либо имел с ним серьезные отношения. Политическая ставка на Игоря Додона – это только лишь прекрасный повод еще что-то там «распилить». Ну, а если кандидат не пройдет, то все можно свалить на США. В Америке политическому истеблишменту страны перед своими судьбоносными выборами, конечно, больше заняться нечем, чем в Молдове «цветную» революцию всеми силами готовить.

Теперь же немного поговорим о том, почему Игорь Додон с большей долей вероятности эти выборы проиграет, причем далеко не самому сильному сопернику, каковой мог бы быть. К слову, самого сильного оппонента Игоря Додона – Владимира Плахотнюка «убрали» с молдавской политической доски как раз именно американцы. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Так вот, насчет слабых сторон Игоря Додона. В Молдове всем известно, как Игорь Додон поступил с Владимиром Ворониным, Олегом Хоржаном и многими другими людьми. Рейтингов ему это точно не добавит.

Также, сейчас в Молдове открыто похищают граждан этой страны и с мешком на голове отвозят их в соседнее Приднестровье, где данных граждан «судят», попутно делая инвалидами в застенках местных отделений современного ГЕСТАПО (Прошу прощения, но других слов, характеризующих приднестровские «силовые» организации, у меня нет). Причем последний такого рода случай произошел 8-ого октября этого года. Также гражданами Молдовы приднестровские «гестаповцы» не ограничиваются. Так ими на территории Молдовы в 2018-ом году был похищен гражданин России Геннадий Кузьмичев, который до сих пор незаконно удерживается в Приднестровье, но почему-то ни Российскому МИД, ни СВР до этого нет никакого дела. По слухам, Игорь Додон имеет очень тесные взаимовыгодные контакты с реальным хозяином Приднестровья Президентом холдинга Sheriff Виктором Гушаном, поэтому такого рода преступления до сих пор остаются без каких-либо серьезных последствий со стороны Молдовы.

И третий фактор – это социально-экономическая ситуация в самой Молдове. Она становится только хуже, поэтому жители Молдавии вынуждены уезжать в поисках работы в другие страны. После того, как молдаване получили возможность безвизового въезда в ЕС, то произошла серьезная смена маршрутов молдавских гастарбайтеров от России в сторону Европы, что также отразилось на политических взглядах местного населения. Так что если называть в Молдове одного из кандидатов «пророссийским», то рейтингов это ему никак сейчас уже не добавит, а, скорее, убавит.

Поэтому, если бы в Москве были бы серьезно озабочены усилением влияния в Молдове, а не очередным «распилом», то искали бы какого-либо местного адекватного нового политика с чистой репутацией, а также не кричали бы на всех углах о том, насколько он «пророссийский».

Что же касается Майи Санду, то она своего рода «белая ворона» в молдавской политике. Она реально не аффилирована ни с одной из серьезных «старых» политических сил Молдавии. При этом Санду традиционно опирается на так называемый «прорумынский» политический электорат – то есть сторонников полного поглощения Молдовы Румынией. Это не добавляет ей симпатий среди избирателей, так как значительная часть населения Молдовы категорически против такого рода интеграции, что в тоже время обусловлено исторически. Молдова ведет свою историю с конца 14-ого века, а Румыния только со второй половины века 19-ого и становиться провинцией на задворках самой нищей страны Европейского Союза, при этом ещё и переучивая свой родной язык, у многих молдаван особого желания нет.

Выиграть Майя Санду сможет только на фоне полной слабости по уже описанным выше причинам нынешнего Президента Игоря Додона. И даже выиграв выборы она вряд ли сможет прекратить продолжающийся уже много лет политический кризис в Молдове, если полностью не откажется от политики «румынского национализма». Более того, она может этот кризис только усилить, если вопрос интеграции Молдовы с Румынией будет вынесен на повестку дня.

Из позитивного тут может только быть только то, что Майя Санду постарается как-то решить проблему с захваченным организованным преступным сообществом Приднестровьем. По крайней мере хотя бы предотвратить захват людей на территории Молдовы, а также добиться уголовного преследования виновных в массовом нарушении прав человека личностей из Тирасполя.

И под конец материала, я немного напишу о Владимире Плахотнюке. Экспертным сообществом Молдовы, с кем по крайней мере мне пришлось пообщаться там во время своего последнего визита в эту страну в январе 2019-ого года, Владимир Плахотнюк рассматривался как новый Президент. Реально, складывалось ощущение, что Плахотнюк на тот момент уже, де-факто, руководил Молдовой. Он контролировал судебную власть и имел огромное влияние на законодательную и исполнительную органы власти Молдовы, а также СМИ. При этом он обладал неограниченным финансовым ресурсом. Также Плахотнюк договорился с Тирасполем, причем, настолько сильно, что Виктор Гушан организовал полную поддержку его кандидатам на одномандатных округах на выборах в Парламент Молдовы в феврале 2019-ого года. По слухам, Гушана с Плахотнюком связывал общий и далеко не «белый» бизнес, который он вел, полностью игнорируя официальную резко негативную позицию Москвы насчет Плахотнюка. То есть, Владимир Плахотнюк реально в Молдове контролировал, практически, все и при этом имел отличные отношения с авторитетными «соседями» в лице Виктора Гушана из Приднестровья и Петра Порошенко из Украины. Но все это великолепие рухнуло в один миг…

В начале лета 2019-ого года Майя Санду, представлявшая политический блок АКУМ и Партия Социалистов Республики Молдова, которую представлял Игорь Додон, создали коалицию и сформировали Правительство Молдовы, которое возглавила Майя Санду. Демократическая Партия Молдовы, которую возглавлял Владимир Плахотнюк, в один момент оказалась в оппозиции. Сдаваться просто так Владимир Плахотнюк не собирался. Но тут 14 июня 2019-ого в самый разгар заседания Демократической Партии Молдовы, где решался вопрос «А как нам дальше жить?!» на 5 минут заглянул «на огонек» Посол США в Республике Молдова Дерек Хоган. После чего Владимир Плахотнюк сел в машину и уехал в Приднестровье, а затем в Украину, откуда уже под другой фамилией вылетел в Майями. В США он также долго не задержался – под угрозой уголовного преследования он вскоре покинул территорию США и осел, по некоторым данным, в Коста-Рике.

Причины, по которым США избавились от Владимира Плахотнюка известны в достаточно широких кругах. Но стали бы американцы избавляться от полностью подконтрольного, пусть и совсем «попутавшего берега» «кандидата №1» на выборах Президента Молдовы, не будучи уверенными в том, что пост Президента займет лояльный им человек? Стал бы Игорь Додон создавать коалицию с Майей Санду, «кинув» при этом Владимира Плахотнюка, просто так, а не без давления американцев? Лично я считаю, что сценарий молдавских выборов давно разыгран выглядит он примерно так. Майя Санду забирает себе большую часть электората молдавских демократов и уверенно выигрывает выборы с 55%-60% во втором туре. А Игорь Додон откровенно эти выборы «сливает», «растворяясь в тумане» с выделенными Россией траншами для Молдавии. Прогноз проверим в ноябре.

Cообщество
«Форум»
29 ноября 2024
Cообщество
«Форум»
1.0x