пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Сегодня 09 мая 2025
Сообщество «Форум» 14:37 24 января 2025

Крым в творчестве Проханова как «русское чудо»

статья Ксении Алдушиной

В жизни каждого государства есть моменты, которые становятся поворотными, меняя не только политическую карту, но и судьбы миллионов людей. Одним из таких событий стало возвращение Крыма в состав России. Для многих это был не просто акт воссоединения, а долгожданное возвращение домой, к истокам, к своим корням.

В контексте исторических перемен, происходящих на территории нашей страны, события 2014 года оставили неизгладимый след в сердцах многих жителей Крыма. Для меня, коренного жителя Феодосии, фраза «мы вернулись домой!» звучит особенно близко и актуально. Погружаясь в воспоминания, сразу возникают картины девятилетней девочки, идущей с родителями голосовать за возвращение Крыма в родную гавань. Этот момент врезался в мою память и стал символом новой жизни — жизни, свободной от тревог и неопределенности. Присоединение Крыма к России стало не просто политическим событием, а настоящим праздником для каждого жителя полуострова. Радостью наполнились души людей, напомнив о том тепле, которое испытывали, встречая солдата, вернувшегося с войны домой, или радуясь появлению на свет нового человека. Это чувство было общим для всей страны, где каждый искренне сопереживал друг другу и надеялся на возвращение Крыма: «У всех на устах Крым. Тревога, благоговение, сияющие глаза. Суеверные предчувствия: неужели, возможно, неужели случится? Неужели русский Крым снова с Россией?» — писал Проханов в статье «Крымское вино победы» 2014 года [4]. Об этом говорили в Сибири и на Дальнем Востоке, в огромных городах и маленьких деревнях. Это был не просто момент исторического значения — это стало началом новой эры для крымчан, вновь обретших возможность именовать себя частью великой страны.

Сегодня, спустя годы, мы можем с уверенностью сказать, что Крым — это не просто географическая точка на карте. Это символ единства, надежды и веры в то, что история всегда возвращает нас к истокам. Возвращение Крыма стало не только возрождением исторической справедливости, но и напоминанием о том, что дом — это не просто место, это состояние души. Затрагивая эти события, невозможно не упомянуть имя нашего русского творца Александра Проханова. Об этом мы сегодня и поговорим…

Александр Проханов — выдающийся русский писатель, журналист и общественный деятель второй половины 20 — начала 21 века, известный своими уникальными взглядами на историю и политику. Он является основателем и главным редактором газеты «Завтра», а также автором многочисленных книг, статей и эссе на различные темы. Для публициста история — это живая память, которая формирует нашу идентичность, объединяет народы и определяет будущее. По словам Александра Проханова, Россия — великая цивилизация с богатым культурным наследием, миссия которой — непрерывно сражаться с мировым злом.

Изучение творчества Проханова позволяет проследить связь его личной судьбы, литературной деятельности и общественной активности с судьбой Крыма. Публицист рассматривает Херсонес как духовный центр русской цивилизации и российской государственности, считая себя преемником литературных классиков 19-20 веков, в чьих произведениях упоминается Таврида. Для Проханова распад СССР и потеря Крыма — масштабная трагедия. Вклад Советского Союза в мировой истории невозможно переоценить, поэтому публицист критически относится к тем, кто пытается преуменьшить или даже стереть наследие данной эпохи.

Попытки очернить Александра Проханова и назвать его творчество графоманией — это не больше, чем способ скрыть неприятную правду. Возвращение Крыма, Донбасса, специальная военная операция на Украине, углубление конфликта с США — все ярко иллюстрирует точность его анализа и прогнозов на ближайшее будущее страны. Игнорировать подобное — значит не замечать всей сути происходящих событий. В отличие от многих теоретиков, Проханов сформировал свои взгляды, не сидя на диване, а на линии фронта, работая в горячих точках. Он прошел испытание чеченскими и афганскими воинами, водой Черного и Белого морей, медными трубами «красного» и «белого» политических режимов.

Проханов был одним из первых, кто увидел в независимости Украины националистическую идеологию и предсказал дальнейшее развитие российско-украинских отношений. Россия для него не только и даже не сколько исторический, географический или геополитический, сколько религиозный феномен.

В его работах распад Советского Союза стал одной из главных тем, которая красной нитью проходит через все творчество. Публицист напоминает о потерянных русских землях, которые необходимы для возвращения былой мощи государства. В романе «Гибель красных богов» Проханов отражает события августа 1991 года. В эти роковые дни президент СССР Михаил Горбачев пребывал на полуострове в Форосе, а Советская империя таяла, как снег, под солнцем демагогических речей Михаила Сергеевича.

Не остался без внимая и первый президент Российской Федерации. В статье «Ельцин погрузился, как гнилой топляк» 2000 года Проханов пишет: «Он — извращение человечества, погубил свою Родину-мать, казнил свой народ, который в каждый год ельцинского ига уменьшался на миллион человек» [1]. Президент потакал Западу, что привело к разрушительным последствиям для нашей страны. Проханов убежден: цель «коллективного Запада» — разрушение России и присвоение ее ресурсов для обеспечения роскошного образа жизни «золотого миллиарда».

В 2002 году выходит статья «Полковнику Путину никто не пишет», где публицист обвиняет Запад в попытках устранить пророссийских лидеров и установить контроль над Крымом, превратив его в плацдарм для американского военного присутствия: «Вы срезаете на выборах крымско-русского лидера Леонида Грача, передаете Крым под контроль Америке, готовите русскую севастопольскую бухту под базу 6-го американского флота? А мы на полградуса поворачиваем вентиль на газовой трубе, соединяющей Уренгой с дохлой экономикой Украины, и там все начинают петь и говорить по-русски» [2].

«Крым — это абсолютное русское чудо, русское восстание», — сказал публицист в одном из своих интервью. Это земля с многовековой историей, которая связана с русской военной славой, это колыбель Православия.

Проханов видел в мощном русском населении Крыма и Левобережья серьезнейшее препятствие на пути Украины стать полноценным государством. Он предрекал длительный и тяжёлый конфликт, завершение которого возможно только с радикальным переделом мировой геополитики: «Этот тлеющий, похожий на гниение конфликт будет длиться как угодно долго, вплоть до «глобального обвала», предполагающего смещение центров влияния и новый «передел мира» [3].

«Крым случился не вследствие национального подъема России, а в результате укрепления государства. Сейчас, в результате присоединения Крыма, сундуки, где таился русский дух, вскрыты. И теперь этот ресурс надо направлять в развитие», — сказал в интервью газете «Взгляд» Александр Проханов в апреле 2014 года. Публицист упоминал, что русское возрождение началось с 1993 года, когда Белый дом был расстрелян ельцинскими танками. И только сейчас мы можем заметить, что именно с того момента началось патриотическое время России. После ужасной, тяжелой эпохи государство воскресает, русская цивилизация в новом обличии восстает из пепла, идет «сквозь тернии к звездам».

Наша новейшая история напрямую связана с именем Владимира Владимировича Путина, который в 2000 году пришел к власти. Поначалу Проханов видел в президенте преемника Ельцина и боялся, что он будет потакать Западу. В статье «Эпидемия «Путин» распространяется по России» 2000 года заявлено: «Еще не полноценная взрослая особь, а малек, прозрачный, с растопыренными пальчиками, выпученными глазками, голеньким нежным хвостиком», но после Мюнхенской речи (февраль 2007 год) отношение поменялось, да и президент явно дал понять, что имеет противоположное Ельцину отношение к США: «Они привыкли годами набивать рот человеческой плотью, а карманы деньгами. Но они должны понять, что бал вампиров заканчивается» [5].

В статье 2007 года «От политического лидера — к духовному вождю» Проханов видит в Путине уже не просто «опытного менеджера», а «государственника», способного вернуть России ее исторические смыслы и соединить народ с Богом: «» [6]. Публицист утверждает, что истинный духовный вождь не появляется в результате планирования или пропаганды, а «рождается в недрах кипящей истории», что подчеркивает его связь с народом и временем. Проханов также приводит примеры известных исторических личностей, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I и Сталин, описывая их как «рыхлых, бесформенных и с множеством примесей». Это подчеркивает, что истинный лидер — это человек с недостатками и внутренними противоречиями, способный вести за собой народ в сложную историческую эпоху. Вопрос о том, станет ли Владимир Владимирович таким же лидером, тогда оставался открытым.

Путин, возрождая Россию, столкнулся с беспрецедентными вызовами – от масштабных геополитических угроз до внутренних экономических и социальных проблем. Его действия, казалось, были продиктованы не только политической волей, но и неким глубинным национальным импульсом. То, что президент делает для Крыма, впоследствии становится мощью России. После событий 2014 года в стране воспрял дух патриотизма. Растет новое поколение, наше поколение, которое гордится своим происхождением. За последние годы Крым превратился в символ возрождения и русского духа. Усилия, которые прилагает Владимир Владимирович, направлены не только на восстановление региона, но и на укрепление мощи Российской Федерации в целом. Крымский мост, трасса «Таврида», современные системы водоснабжения и новые электростанции – это лишь часть масштабной программы развития, которая реализуется на полуострове. Эти проекты не только улучшают качество жизни местных жителей, но и открывают новые возможности для экономического роста. Особое внимание уделяется социальной сфере. За последние годы на полуострове отстроены и отремонтированы тысячи школ, детских садов, больниц и поликлиник. Это не просто вложения в инфраструктуру – это вложения в будущее, в новое поколение, которое будет строить сильную и процветающую Россию.

В статье «Путин — русский мечтатель», опубликованной в 2019 году, Проханов размышляет о сути Русской Мечты. Он утверждает, что она заключается в создании мощного и справедливого Царства, охраняющего общество, основанное на величественной справедливости, любви и благодати. Здесь силы природы и техники, индивидуум и всемогущее государство должны гармонично сосуществовать. В противоположность этому, американская мечта представлена как «град на холме», с которого видны другие города и селения. Если где-то в этих местах возникает беспорядок, то «американцы из своих бойниц посыпают долинные города и селения своими крылатыми ракетами». Русская мечта — это храм, возведенный на высоком холме, составленном из наших верований, страданий, поражений, а также великих побед и откровений. На его вершине возвышается храм, где кресты его касаются небесной синевы, излучающей свет на нашу землю, космодромы, гарнизоны и заводы.

В этой же статье автор приводит эпизод, где президент ныряет в море и достает с морского дна амфору, сравнивая ее с Крымом. Возвращение полуострова — это «чудо, которое было дано русским людям за их великое терпение, за великий стоицизм» [7].

«Столица русского мира», по мнению писателя, — это Таврида. На ее землях крестился святой князь Владимир, сражались за Россию Кутузов, Суворов, Нахимов, Корнилов, отсюда уходила в изгнание Русская армия Врангеля, здесь бились с фашизмом герои Севастополя и Керчи во время Великой Отечественной войны.

В 2019 году в газете «Завтра» вышла статья-беседа «Крым как судьба», в которой оппонентами стали главный редактор газеты и глава Республики Крым — Сергей Аксенов. Проханов и приглашенный гость выделили несколько этапов миссии «Возвращение Крыма». Первый этап, по мнению публициста, включал в себя внутреннюю подготовку, общественное движение, рост самосознания и нарастающее недовольство, которое накапливалось годами. Второй этап — это Крымское восстание, Крымская весна, когда начались активные события. Это время было сложным и драматичным, но одновременно и ознаменованным яркими моментами возвращения. Третий этап — это период эйфории, когда восторг охватил всех. Тогда произошло нечто удивительное, что они назвали «Крымским чудом».

Напоследок, хотелось бы сказать, что для Александра Проханова возвращение Крыма — это возрождение национального духа. В своем творчестве он отражает не только личные переживания, но и более широкие социально-политические изменения, произошедшие в стране. Он рисует картину новой России, где государство и народ находят гармонию в едином порыве к справедливости и величию. Через призму исторических событий публицист показывает, что Крым – это символ народного единства и стремления к новым государственным и духовным горизонтам!

Ксения Алдушина

Список используемых источников:

1. Проханов, А.А. Ельцин погрузился, как гнилой топляк/

2. Проханов, А.А. Полковнику Путину никто не пишет/

3. Проханов, А.А. Симфония «Пятой Империи» – М.: Яуза, 2007. – 288 с.

4. Проханов, А.А. Крымское вино победы/

5. Проханов, А.А. Эпидемия «Путин» распространяется по России/

6. Проханов, А.А. От политического лидера — к духовному вождю/

7.Проханов, А.А. Путин — русский мечтатель/

Публикация

1.0x