Авторский блог Илья Титов 13:39 25 января 2024

Космический мусор

что же включал привет в бездну пространства, если не считать пепла кучки телезвёзд и каких-то президентских волос?

Космос посылает нам сигналы. Иногда это наитие, которое приходит из ниоткуда. Иногда — волшебные узоры звёзд и отблесков света. Иногда — странное шипение в радиоприёмнике. Иногда — невероятные совпадения, вызванные выстроившимися в ряд планетами. А иногда — сгорающие в атмосфере лунные посадочные модули, как это случилось на прошлой неделе.

Нет, это не злорадство насчёт провалов американской космической программы, запустившей на Луну модуль "Перегрин" и наблюдавшей за его неудачей, — крах "Перегрина" интересен не сам по себе. В конце концов, как мы убедились на примере "Луны-25", провал может случиться у всякого, и не стоит искать в технических проблемах политический подтекст. Важно, что полёт ныне сгоревшего в земной атмосфере американского лунного модуля имел совершенно явный символический контекст, который прямо объявили запускавшие этот самый модуль люди. На Луну, которую давно уже хотят превратить в кладбище именитых американцев, должны были отправиться останки ряда людей. Назывались волосы Кеннеди и частицы каких-то других президентов США, но праха Байдена на борту, предположительно, не было. Самое главное — на белый камень в небесах отправили бандеролью пепел создателей сериала "Звёздный путь". Продюсер и сценарист Джин Родденберри, его жена, какие-то актёры главных ролей — все они должны были найти своё последнее пристанище на Луне. Но вернулись на Землю. Эта повторная кремация на орбите родила массу любопытных трактовок. Кто-то говорил, что это яркая декларация завершения того исследовательского азарта, с которым поколение бумеров, вдохновлённых тем самым "Звёздным путём", летало (или делало вид, что летало) на Луну. Кто-то утверждал, что всему виной негры и женщины в центре управления полётами — вот будь там голубоглазые арийцы, модули уже на Солнце бы садились. Третьи тихо и незаметно проговаривали сказанную выше очевидную вещь: неудачи случаются, что уж тут поделать. Но куда более интересным представляется взгляд на сгоревший "Перегрин" не как на сложнейший технический прибор, который даже провалом своей миссии чуть-чуть продвинул космонавтику, а как на капсулу времени. В такие капсулы, традиция закладки которых была особенно сильна у нас в прошлом веке, обычно помещают наиболее важные и характерные для своего времени предметы. Вспомните, как в сентябре 2021 года беснующиеся американские прогрессисты уничтожили памятник генералу американцев-южан Роберту Ли в Ричмонде. Старую капсулу, заложенную в 1887 году, найти не смогли (или благоразумно спрятали от обидчивой публики), поэтому в пустой постамент, исписанный негритянскими ругательствами и оскорблениями умершего генерала, положили новый контейнер. В послание далёким потомкам из недалёкого 2021-го вошли значок с флагом ЛГБТ, торжественная африканская тряпка с годовщины прибытия в Америку первого корабля с чёрными рабами и ампула с вакциной от ковида — этот список, привет в бездну времени, охарактеризовал Америку 2021 года куда лучше, чем любые её слова о себе.

Что же включал привет в бездну пространства, если не считать пепла кучки телезвёзд и каких-то президентских волос? Флешка с биткоином, SD-карточка с дешёвой фантастикой, визитки каких-то частников — словом, всякий мусор. Но разговор о мусоре будет неполным без упоминания главного экспоната, так и не долетевшего до Луны, — флага Украины. Вокруг его отправки на спутник Земли на Украине поднялся такой хайп, что все забыли про невзгоды военного времени. Украинские журналисты под подобострастное поддакивание бывших российских либералов начали глумиться над неудачей "Луны-25" в прошлом августе так, словно "Перегрин" уже прилунился и установил державный прапор на самое видное место Луны. Сейчас почему-то все всё забыли, и про сгоревший в атмосфере украинский флаг никто не вспоминает. Но взгляните, как поменялись приоритеты в Америке, — на пьедестале главной святыни спустя два с половиной года вместо ковидной жижи, негритянских тряпок и радужных значков оказался флаг Украины.

Украинский вопрос действительно стал самым важным аспектом американской политики. Никакого карго-культа в интересе к этому нет: именно возня в Конгрессе задаёт тон общему западному сюжету, так что случайно задетый неким конгрессменом в ходе драки с членом Палаты представителей рычажок на деревянной трибуне зала заседаний Капитолия деактивирует старую или активирует новую программу в головах берлемонтских министров, натовских генералов или японских ёкодзун. О том, какие кони и люди смешались в кучу в долгих законотворческих баталиях по украинскому вопросу, мы писали не раз — драма эта длится с октября и, подобно серии фильмов "Форсаж", давно исчерпала всякую интригу, но прекращаться не намерена. Вот вкратце содержание предыдущих пятисот серий: демократы хотят срочно выделить новые транши на Украину, ведь у Хантера Байдена закончился крэк; республиканцы отказываются, ведь у каждого из них на планы распилов денег "для обеспечения безопасности южной границы" уже назначен свой маленький Хантер, которому тоже хочется крэка. Никто ни с кем не хочет договариваться, все бескомпромиссно продвигают свою точку зрения, и Конгресс в соответствии с золотой цитатой Бориса Грызлова перестал быть местом для дискуссий, превратившись в арену для бесконечного и бессмысленного перебрасывания одними и теми же доводами. Бюджет, который должны были принять ещё в октябре, пару раз затыкали временным проектом, свёрстанным по лекалам прошлого (уже позапрошлого) года и исключающим наиболее острые темы, в числе которых оказались и наши юго-западные соседи. Этот временный бюджет продлевали сначала до декабря, потом до января, а сейчас продлили ещё раз — до марта. Отто Бисмарк, в 1863 году не сумевший согласовать с либералами бюджет, без задней мысли принял на следующие три года бюджет 1861-го — прусский министр-президент мог бы многому научить американцев. Например, тому, что в условиях парламентского кризиса на краю коллапса самым верным решением для всех задействованных было бы замолчать и наделить кого-то одного диктаторскими полномочиями. Но здесь, в отличие от почти всех остальных основ государства, Америка осталась верна себе и боится диктатуры как огня, так что балаган продолжается. В этот балаган периодически с ноги влетают заезжие циркачи: 19 января Капитолийский холм покоряли депутаты из дружественных стран. Фанат престарелых нацистов из канадского парламента, литовский очкарик и британская парламентёрша, которая, по всей видимости единственная из них, умела членораздельно говорить — все они прыгали и бегали с напоминаниями о том, что Вашингтон как-то раз пообещал Киеву 60 миллиардов, но так и не выделил. Сам факт, что за деньгами отправили такую внушительную делегацию — не какие-то там президенты, премьеры и короли — и ни с кем интересным её не познакомили, намекает: в следующий раз в Конгресс требовать денег отправят крыс из канализации, голубей с крыши и пса Патрона из ТикТока.

Перефразируя Высоцкого: "А в это время Дональд Трамп переходил границу". В рамках предварительных выборов, где в каждом отдельном штате оппозиционная Белому дому партия (в случае, когда действующий президент идёт на второй срок) выбирает своего кандидата на финальную ноябрьскую гонку, обычно интрига сохраняется до так называемого "Супервторника", когда праймериз — эти самые предварительные выборы — проходят в большинстве штатов. Но в этот раз, похоже, интрига если и была, то издохла задолго до "Супервторника" и "Суперпонедельника" — где-то в районе "Суперсубботы". На первых предварительных выборах в Айове, набрав больше половины всех голосов (в соответствии с надёжной как швейцарские часы традицией демократии участники выборов голосуют поднятием рук или выкриками) победил бывший президент оранжевого цвета. Вместе с этим 21 января о своём официальном выходе из гонки объявил губернатор Флориды Рональд Десантис. Ещё год назад бывший самым перспективным кандидатом среди республиканцев, он умудрился наговорить и наделать такого, что даже привычные к дуростям кандидатов избиратели "партии слона" от него отвернулись. Этот поборник свободы слова призвал сажать за антисемитские слова и мнения, этот любитель законов оправдывал пытки в Гуантанамо, где сам работал юристом, этот республиканец призывал повернуть против Трампа и принять бюджетные условия демократов — словом, закапывал себя товарищ Рон как мог. И вот теперь официально сдал назад. В гонке формально осталась ещё Никки Хейли — персонаж из начала нулевых, чей ястребиный крик пахнет дешёвой нефтью, пеплом рухнувших небоскрёбов и уверенностью в моральном превосходстве. Хейли призывает вкладывать деньги во все внешние проекты, бить по всем, кто не нравится, и вообще вести себя так, словно на дворе 1998-й. Но бывший губернатор Северной Каролины Никки — дохлый номер: 19 января сразу несколько газет со ссылками на столь любимые ими анонимные источники сообщили, что миссис Хейли совершала супружескую измену! Да ещё и неоднократно! Да ещё и с разными мужчинами! Какая аморальщина творится в такой высокодуховной стране! Кандидату от республиканцев такое может серьёзно обрушить рейтинги, но у Никки они и без того находятся где-то на уровне процентного показателя её супружеской верности. Пока же она продолжает веселить народ, упрекая Трампа в умственной отсталости и собирая пожертвования у воротил с Уолл-стрит, готовых осыпать деньгами любого, кто докажет, что он не Трамп.

Сам же Дональд, чьё выдвижение с каждым днём всё больше похоже на решённый вопрос, обходит в сравнении рейтингов уже действующего президента. В связи с этим возникает вопрос: если мистер бывший не намерен провернуть свою партию 2020–2021 года и, что-то промычав о фальсификациях, сдать власть, то что с ним собираются делать? Конечно, всё ещё вероятен вариант голосования ветеранов, служивших под началом упомянутого Роберта Ли, но учинить такое в этот раз будет чуть сложнее: все готовы к чему-то такому, и команда верных Трампу наблюдателей уже учится считать голоса в его пользу. Поэтому стоит вспомнить, что среди всех основ, на которых было построено американское государство, в прошлое ушли все: свобода от налогов, невмешательство бюрократии в жизнь гражданина, свобода слова и даже право стрелять индейцев на газоне собственного дома. Осталась лишь одна: панический страх перед любым намёком на диктатуру. Deep state голосом историка Роберта Кагана уже называл Трампа "новым Цезарем". Скажет ли новый Брут или новый Джон Бут своё "Sic semper tyrannis" во имя защиты святого права отправлять в космос украинские флаги?

1.0x