Авторский блог Редакция Завтра 00:00 29 февраля 2012

Король говорит

<p></p><p> Мы ни с кем не умеем общаться. Ни с врагами, ни с друзьями. Почему наша современная литература и культура ничего не значат в современном мире? Есть у нас и враги, есть и недоброжелатели. Есть объективные экономические и политические причины. Но, кроме них, беда всё-таки в том, что в России на государственном уровне никто не занимается культурой общения. Мы не умеем говорить свободно. Общаться свободно. Не умеем достойно представлять свою страну, своё общество, свой город, даже свою небольшую фирму. Кстати, у Ларисы Соловьёвой её студия учебно-театральная так и называется «Говори свободно». Смысл-то двойной. Вот в своё время мэру Москвы Юрию Лужкову на презентации этой студии она предложила научиться говорит свободно. Он рассмеялся: да кто позволит в России свободно говорить? В период начальной перестройки, когда все поверили, что всё зависит от нас самих, от граждан России, и надо поэтому уметь разговаривать с людьми, в студию Ларисы Соловьёвой велась запись на месяцы вперёд. </p><p></p>

Казалось бы: король всесилен и могуч. Что ни скажет, всё сделают. Пусть скажет косноязычно, пусть невнятно. Зачем ему уметь свободно говорить, зачем ему культура общения, зачем харизма лидера? Всё равно его услышат. Зачем тогда сильные мира сего и на Западе, и на Востоке не жалеют ни времени, ни денег, дабы говорить свободно, дабы уметь общаться друг с другом? Посмотрите внимательно кинофильм "Король говорит". Задумайтесь о нашем обществе. 

В любом развитом обществе чрезвычайно развита культура общения, высоко ценятся специалисты по технике речи и межличностному общению. Не так у нас. 

Вышли уже две книги у ведущего в России специалиста по технике речи Ларисы Соловьёвой. "Говори свободно" и "Дао голоса". В одном из ведущих издательств России "Добрая книга". "Говори свободно" недавно вновь переиздана, успешно распродана. Идёт бойко торговля и книгой "Дао голоса". Вроде бы, жаловаться нечего, но я не столько говорю об этих книгах, сколько о поднятой в этих книгах и на её речевых тренингах важнейшей проблеме. Что это значит для всей России? Почему наше общество находится как бы в круговой мировой осаде? Почему Россия растеряла всех своих друзей, от Украины до Белоруссии? Мы ни с кем не умеем общаться. Ни с врагами, ни с друзьями. Почему наша современная литература и культура ничего не значат в современном мире? Есть у нас и враги, есть и недоброжелатели. Есть объективные экономические и политические причины. Но, кроме них, беда всё-таки в том, что в России на государственном уровне никто не занимается культурой общения. Мы не умеем говорить свободно. Общаться свободно. Не умеем достойно представлять свою страну, своё общество, свой город, даже свою небольшую фирму. Кстати, у Ларисы Соловьёвой её студия учебно-театральная так и называется "Говори свободно". Смысл-то двойной. Вот в своё время мэру Москвы Юрию Лужкову на презентации этой студии она предложила научиться говорит свободно. Он рассмеялся: да кто позволит в России свободно говорить? В период начальной перестройки, когда все поверили, что всё зависит от нас самих, от граждан России, и надо поэтому уметь разговаривать с людьми, в студию Ларисы Соловьёвой велась запись на месяцы вперёд. Сейчас записываются лишь специалисты, те, кому важно вести деловые переговоры, проводить презентации, устраивать дискуссии. Кто обладает физическими недостатками в речи. 

Я не постесняюсь сравнить студию Ларисы Соловьёвой и её уникальный метод с методом австралийского специалиста по технике речи Лайонелом Логом, героем книги и фильма "Король говорит". Зачем английскому королю Георгу Шестому годами заниматься у австралийского речевика? Зачем ему "говорить свободно"? Вытерпели бы от монарха любое заикание, любые шепелявости. У Ларисы Соловьёвой тоже занимались и ведущие бизнесмены, политики, журналисты. Но в целом, в нашем обществе "говорить свободно" не принято.

В нашей коррупционной цивилизации ни к чему активным людям овладевать харизмой лидера, мастерством переговоров, искусством свобод- ного общения. У нас все движения совершаются под ковром. Умеешь ты говорить свободно, или не умеешь — не имеет значения. Взятки, связи, а когда надо и оружие — заменят умение свободно общаться. Потому мы и проигрываем всему миру в международном общении. 

Искусство Ларисы Соловьевой идёт от школы Константина Станиславского и Михаила Чехова. Это не некий заимствованный метод. Другое дело, что наша русская отечественная система обучения свободной речи оснащена в студии Соловьёвой новейшими технологическими приёмами и упражнениями, заимствованными из мировой практики. Не случайно она три года училась в лучших мировых центрах по голосу и речи, по мастерству общения, единственная в России имеет диплом мастера по речи международного класса. Но все эти технологические приёмы в её методике посажены на нашу русскую почву. 

Её метод берёт начало в нашей русской театральной школе. В нашей русской культуре. Почему же наши отечественные короли (политические, экономические, культурные) не требуют себе специалистов по технике речи? Почему мы теряем свою культуру? Почему мы не желаем достойно общаться и проигрываем краснобаям и болтунам, которых всегда в России достаточно? 

Почему в англоязычном мире столь важны манера говорить, красивый голос и качество речи? "Движение за мастерство речи" возникло в Англии ещё в конце восемнадцатого века, в демократическом обществе побеждали не коррупционеры и бандиты, а опытные ораторы и полемисты. Ёщё в 1830 году в США, в Йельском (где обучался нынче наш Навальный) и Гарвардском университетах ввели отдельным предметом "технику речи", а во второй половине столетия этот предмет стал обязательным для всех вузов. Разве нам в России не нужно наше культурное общество? Разве нам не требуется активное деловое общение?

Почему был так востребован во всём мире южно-австралийский речевик Лайонел Лог, а нашей культурной и государственной элите не требуется русский речевик Лариса Соловьёва (или иной другой русский специалист)? Лайонел Лог боролся с "языковой ленью" у себя на родине и в Англии. У него были самые высокопо- ставленные клиенты, пусть они скрывались под псевдонимами. Подобное присутствует и в практике Ларисы Соловьёвой. "Всякому, кто выступает перед слушателями, хочется, чтобы те считали его ораторское мастерство природным даром, а не результатом долгих и терпеливых занятий", — говорил Лайонел Лог. 

Долгие десятилетия постоянным клиентом Лога был английский король Георг Шестой. Он с детства не умел общаться с людьми, порой заикался, и не хотел выставлять своё неумение напоказ. Он не стеснялся учиться. Позже он писал Логу: "С тех пор как я здесь, я ни разу не споткнулся ни на одном слове в разговоре, с кем бы я ни говорил. …Должен сказать, Ваше обучение дало мне огромный запас уверенности в себе…"

Одна из статей о Лайонеле Логе в английской прессе так и называлась: "Немые говорят". Когда же заговорят наши немые? Думаю, что Болотная площадь, что Поклонная гора — равнозначно свидетельствуют о том, что русское общество готово говорить. Эпоха коррупционной цивилизации заканчивается. Конечно, успеху Лайонелу Логу помог его знаменитый пациент — английский король Георг Шестой, но и без конкретного короля или премьер-министра речевые студии и речевые специалисты всегда востребованы в цивилизованном обществе. 

Лайонел Лог писал: "Английские голоса — из прекраснейших в мире, но впечатление от них часто бывает испорчено неправильной подачей голоса. Лишь немногие понимают, каким достоянием может быть голос. Ни сказал ли Гладстон: "Время и деньги, потраченные на совершенствование голоса, приносят больше процентов прибыли, чем любое другое капиталовложение"? 

Примерно то же самое мы читаем и в книге Ларисы Соловьёвой "Дао голоса": "Овладейте своим голосом, чтобы он стал продолжением вашей неповторимой личности и помог вам полностью реализовать собственный творческий капитал". 

Лайонел Лог, речевик, помогший королю овладеть своим голосом, стал живым символом гражданского общества Великобритании. Когда Россия станет говорить свободно, овладеет мастерством гражданского и культурного общения, мы точно также свободно овладеем и высокой техникой, наукой, достигнем мировых высот в искусстве. Не умеющий говорить, не умеет и мыслить. Не умеющий говорить, не умеет и писать. Не умеющий говорить, не умеет и думать. Надо всего лишь вернуть России былое умение. Надо вновь стать страной свободных королей. Короли говорят!

1.0x