Сообщество «Посольский приказ» 12:05 9 сентября 2022

Карл III вместо Елизаветы II: терпит ли природа пустоту

ни у дома Виндзоров, ни у Соединённого Королевства нет шансов на сохранение того всемирного шарма, который более семи десятилетий заботливо создавался Елизаветой II

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии 8 сентября неожиданно случилось неизбежное — было объявлено, что на 97-м году жизни в шотландском замке Балморал скончалась монарх этого государства и еще 14 стран мира, глава Содружества Наций Елизавета II, которая взошла на престол 6 февраля 1952 года, то есть более 70 лет назад.

Уникальный сплав жизненного и политического долголетия! Настолько прочный и гибкий, что с некоторых пор стало казаться: «баба Лиза» была, есть и будет всегда, олицетворяя миф о «старой доброй Англии», пусть даже все более старой и все менее доброй, воплощая собой «мягкую силу» былой владычицы морей, мировой империи, над которой никогда не заходило солнце.

А когда после Второй мировой войны оно всё-таки начало заходить, Елизавета II сделала этот вечер очень долгим и максимально тихим. Теперь, по всем законам природы и истории, Великобританию должна ожидать весьма бурная «ночь», связанная с необъявленной, но от того не менее ожесточенной войной за наследство покойной королевы.

А оно, это наследство, чрезвычайно велико. Велико настолько, что вопрос о его истинных масштабах выглядит несколько риторическим. Ибо оно непрерывно копилось и умножалось на протяжении почти пяти столетий: от пиратских походов Фрэнсиса Дрейка до финансовых офшоров XXI века, — а может быть, и дольше того.

В ретроспективе вся история возвышения небольшого островного королевства Англии до Великой Британии (Great Britain) укладывается в промежуток между двумя Елизаветами: от Елизаветы I до Елизаветы II. А «золотой век», несомненный пик британского могущества пришелся на правление еще одной великой королевы — Виктории, то есть на вторую половину XIX столетия.

Наследнику Елизаветы II, ее старшему сыну 76-летнему Чарльзу, принявшему тронное имя Карл III, скорее всего не удастся ни приумножить, ни даже сохранить доставшееся ему наследство. Слишком долго он стоял «в очереди за короной» и слишком плотно находился в тени своей матери (что существенно снижало уровень ответственности его поведения).

Поэтому слишком мало у него влияния в реальной системе нынешней британской власти, слишком мало популярности за её пределами и — даже если новый монарх окажется таким же долгожителем, как его родители, — слишком мало времени, возможностей и сил для того, чтобы все это исправить и в должной мере «вступить в права наследства».

Более того, сама возможность того, что Елизавету II сменит её старший сын, ставилась под сомнение. В британском истеблишменте существовала (и она никуда не делась) весьма влиятельная и мощная группа, которая делала ставку вовсе не на Чарльза, а на следующего в ряду престолонаследия его сына от принцессы Дианы, 40-летнего принца Уильяма.

Сейчас данная ставка «не сыграла», но не стала оттого менее перспективной на будущее, которое может наступить буквально в любой момент. Но в любом случае ни у дома Виндзоров, ни у Соединённого Королевства нет шансов на сохранение того всемирного шарма, который более семи десятилетий заботливо создавался Елизаветой II.

Конечно, ангелом она не была, но хотя бы понимала, как важно им казаться, прикладывала для этого невероятные усилия и, следует признать, добивалась невероятных, по соотношению весьма неприглядной реальности с благообразным имиджем, результаты. Теперь этим кропотливым медиа-рукоделием заниматься больше некому…

Не вдаваясь в весьма многочисленные перипетии текущей ситуации внутри и вокруг дома Виндзоров, следует сказать, что Карл III, по целому ряду накопленных за все время его пребывания в статусе наследника престола причин, ни в коей мере не является и не будет являться полноценной заменой Елизавете II. А природа, как известно, не терпит пустоты.

Поэтому теперь и в Великобритании, и за е` пределами неизбежно возникает дополнительная «турбулентность». Причем она, эта «турбулентность», теперь может касаться любых — порой даже самых, казалось бы, неожиданных — финансово-экономических, социальных, военно-политических и прочих проблем в любой точке земного шара.

Это — на фоне и без того переполненного кризисами, грозящего катастрофами разным странам и народам, всему человечеству в целом, перехода от однополярного к многополярному мироустройству. С этой точки зрения смерть Её Величества Елизаветы II одновременно ускорит и усложнит процесс такого перехода.

Ускорит — потому что она была одной из главных «несущих конструкций» этого однополярного мира, которая теперь разрушена и восстановлению не подлежит. А усложнит — потому что на месте данной «несущей конструкции», имевшей очень сложную конфигурацию, появляются дополнительные конфликтные нагрузки, способные еще сильнее и ещё более непредсказуемым образом разрушить все здание в целом.

Публикация: Федеральное Агентство Новостей

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x