Сообщество «Салон» 00:00 4 июня 2015

Каменные фениксы

Хотя в названии выставки и значится слово "Авангард", по-сути, она посвящена конструктивизму с крохотными вкраплениями ар-деко, которые успели встроиться в архитектуру в конце 20-х, начале 30-х годов, до того как там начал единолично править сталинский ампир. Напротив входа в выставочный зал на огромном столе установлена карта Москвы, на которой отмечены основные столичные памятники конструктивизма, дожившие до наших дней. Их восемнадцать. На плоской карте они обозначены точками, каждая точка линией соединяется с крупной фотографией архитектурного объекта. Среди них Бахметьевский автобусный парк, дом-мастерская Мельникова и мавзолей Ленина работы Щусева. В описаниях указаны ближайшие к каждому строению станции метро, годы создания и точные адреса.

Май остаётся непредсказуемым. Жаркий солнечный день может за мгновения превратиться в отголоски ноября, когда кажется, что с потемневших небес вот-вот пойдёт снег. Дождливое утро может неожиданно расцвести пропитанным водяными испарениями полднем. В этом году погода сыграла злую шутку с устроителями акции "Ночь музеев 2015" — в назначенный день после захода солнца столбики термометров показали что-то около пяти градусов тепла. В итоге музеи собрали лишь треть от планировавшегося количества посетителей. "Ночь музеев" перенесли на неделю, холодная погода продолжала держаться ещё несколько дней. Вместо прогулок по паркам и посещения культурных площадок, москвичи спешили скорее вернуться домой, поэтому тех, кто всё-таки отважился отправиться, к примеру, на выставку, ожидали пустынные и очень тихие залы, обозреваемые оцепеневшим от холода персоналом. Именно таковой была атмосфера на площадке, отведённой государственным музеем архитектуры имени Щусева под экспозицию "Памятникам Авангарда быть!", которая продлится до 17 июня.

Хотя в названии выставки и значится слово "Авангард", по-сути, она посвящена конструктивизму с крохотными вкраплениями ар-деко, которые успели встроиться в архитектуру в конце 20-х, начале 30-х годов, до того как там начал единолично править сталинский ампир. Напротив входа в выставочный зал на огромном столе установлена карта Москвы, на которой отмечены основные столичные памятники конструктивизма, дожившие до наших дней. Их восемнадцать. На плоской карте они обозначены точками, каждая точка линией соединяется с крупной фотографией архитектурного объекта. Среди них Бахметьевский автобусный парк, дом-мастерская Мельникова и мавзолей Ленина работы Щусева. В описаниях указаны ближайшие к каждому строению станции метро, годы создания и точные адреса.

В мегаполисе архитектурные памятники конструктивизма невозможно не заметить. Поначалу они могут показаться ничем не выделяющимися кусками городской панорамы, но чем дольше человек всматривается в их монолитные стены, ленточные окна и гипертрофированную геометричность обводов, тем отчетливее он начинает осознавать, что перед ним предстало нечто особенное. Нечто, ворвавшееся в реальность прямиком из мира идей. Эпоха конструктивизма была похожа на вспышку магниевой стружки, которая возгорелась в начале ХХ века и быстро погасла, не получив эволюционного развития. Лишь несколько десятилетий спустя отголоски конструктивизма вернулись на родину, эхом отразившись от западного архитектурного опыта, превратившись в брутализм и постконструктивизм. Если поискать архитектурные корни у жилых панельных домов, которые возводились в столице в период с конца семидесятых до начало девяностых годов (и чьи модификации продолжают строиться до сих пор), то можно будет найти некоторые элементы конструктивизма. В начале ХХ века этот стиль зародился как ещё одна реакция на тезис о том, что искусство ради искусства изжило себя и должно уйти в прошлое. По версии конструктивизма искусство должно было существовать ради производства.

Большинство памятников конструктивизма в нашей стране по совокупности причин к началу XXI века оказалось в плачевном состоянии. По версии, предложенной куратором выставки, строительство, осуществлённое в годы военного коммунизма, обладало низкими параметрами качества, отчего конструктивистские здания быстро разрушались и теряли эксплуатационные свойства. Другими немаловажными фактором стало непонимание современниками истинной ценности данной части архитектурного наследия, а также не раз наступавшая в стране быстрая и тотальная смена стилистических координат.

Похоже, что сегодня ситуация начала меняться к лучшему. Конструктивизм оказался под прицелом внимания культурной общественности. Множество памятников данного стиля, несмотря на "некачественное строительство" и годы пребывания в состоянии руин, дожило до настоящего времени в сравнительной целостности. Теперь значительную часть этих зданий ожидает реставрация. Главная миссия выставки "Памятникам Авангарда быть!": продемонстрировать, что защита архитектурного наследия — это не только и не столько активность общественных инициатив, но главным образом большая и глубокая работа государственных учреждений по принятию стратегических решений и обеспечению их реализации.

На выставке представлены примеры пяти зданий эпохи советского авангарда, которые уже в ближайшем будущем получат второе рождение. Проекты их реконструкции разрабатывались с привлечением высококвалифицированных специалистов и проведением множества обсуждений, касающихся каждой отдельной детали. Так, Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке в Москве стал частью музейного комплекса, посвящённого великому российскому архитектору. Фабрика-кухня завода имени Масленникова в Самаре превратится в Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства, реставрационные работы начнутся уже в этом году, а завершаться в следующем. Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице в Москве в настоящее время находится в ведомстве 4-го автобусного парка. Вероятнее всего, это здание будет передано музею архитектуры имени Щусева и после реставрации там расположится Центр советского архитектурного авангарда. Драматический театр в Ростове-на-Дону — как раз тот самый редкий представитель архитектурного ар-деко, о котором было упомянуто выше, продолжит выполнять свою функцию, но пройдёт через процедуру реставрации фасада, государственным заказчиком выступило Министерство культуры. Судьба Водонапорной башни Уральского завода тяжёлого машиностроения, которую в Екатеринбурге нередко называют Белой башней, пока что остаётся туманной. Ясно одно: в будущем она станет культурной площадкой, возможно, сценой, выставочным залом или лекторием.

Кроме проектов по реконструкции, на выставке можно увидеть множество макетов памятников конструктивизма, выполненных профессиональными архитекторами, а также фотографии разных лет и даже копии чертежей некоторых зданий. Наибольший интерес представляет макет института В.И. Ленина в Москве на Воробьёвых горах. Проект является дипломной работой архитектора Ивана Леонидова, который представил его во ВХУТЕМАСе в 1927 году. Институт Ленина не был построен, но его макет позволяет взглянуть на то, каким мог быть конструктивизм, если бы его эволюция не прекратилась. Многие считают, что данный проект является вершиной творчества Леонидова. Архитектор предложил полностью отказаться от фасадности, все основные элементы конструкции, будь то прозрачный шарообразный лекторий со сдвигающимися внутренними стенками или огромное книгохранилище, напоминающее прямоугольную стелу, или малоэтажные корпуса будто бы разбросаны по местности и врастают в природу — уходят в бесконечность. Хотя этот проект и не был реализован, он в значительной степени повлиял на развитие мирового архитектурного процесса и продолжает до сих пор привлекать внимание профессионалов.

Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x