Аннотация: Настоящая статья направлена на краткое освещение вопроса о негативных изменениях в отражении итогов Великой Отечественной войны в общественном сознании новых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР. Данный процесс знаменует собой начало движения по тупиковому пути развития мировых тенденций в русле глобализма и полного искажения всей предшествующей действительности. На основе нескольких источников последних лет описаны общие тенденции во всё более усиливающемся имущественном и социальном неравенстве, закреплению такого положения вещей как якобы единственно возможного устройства современного мира, что препятствует дальнейшему развитию человечества и символизирует полнейший отказ от подлинной истории Великой Отечественной войны и развития как такового в принципе. В статье также приведены примеры и факты, которые позволяют говорить об устойчивой тенденции пересмотра итогов Великой Отечественной войны в правящими верхушками новых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, переходящих к практике прямого обеления фашизма и отказа от всего того, что хоть как-то могло напоминать молодому поколению о пребывании в составе СССР. Таковой является глобальная установка часть англо-американского истеблишмента, организованная в закрытые наднациональные группы мирового согласования и управления, которой не могут противостоять, новых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР.
Ключевые термины: глобальные тенденции, общественное сознание, «идеологическое многообразие», национальная идентичность, фашизм, коллаборационисты.
1. Согласно проявившимся глобальным тенденциям в общественном сознании новых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, стало официально признаваться декларируемое «идеологическое многообразие» при главенстве принципа, в соответствии с которым «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». На практике же оказывается, что элиты этих новых государств мучительно долго и крайне непродуктивно ищут различные обоснования наличия национальной идентичности у жителей этих стран и непререкаемый авторитет нахождения у власти в них самих правящих властных верхушек. Другими словами, у правящих властных верхушек имеются большие проблемы с разработкой и установлением национальных идеологий. Если развернуть более подробно смысл этих формально неустановленных этических норм c учётом принятых определений идеологии, то не означают ли они, что в любом из новых государств:
во-первых, отсутствует система идей, выражающих «суть социальных интересов» классов, социальных групп и общества в целом;
во-вторых, нет общепринятых трактовок прошлого, настоящего и будущего;
в-третьих, нет приемлемого для всего общества в целом и ключевых социальных групп образа будущего;
в-четвёртых, нет способа мобилизации всего общества на долгосрочные действия по достижению целей, даже если они и сформулированы?
Ввиду сказанного получается абсурд, если совместить правовую систему этих государств и принятое определение идеологии.
Так как начинка общественной идеологии коренится в наличии системы идей о природе государственной власти, способах и формах её реализации, иных обоснованиях законности пребывания у власти, поскольку идеология важна не только для достижения прагматических целей, но и утоления общественных стойкий «потребностей в наличии какого-либо идеала» [1], поскольку трудно заподозрить какое-либо общество и в отсутствии институтов власти, и в отсутствии хотя бы минимального желания в собственном «существовании со смыслом выше обыденного», то неизбежен вывод о тайном торжестве некоторой идеологии. Но о торжестве какой же идеологии можно говорить в таком случае?
2. Прошло уже три десятилетия после развала СССР и социалистической системы, а историю Великой Отечественной войны переписывают уже не только в США и государствах Западной Европы, но и в бывших союзных республиках СССР, а также в новых государствах, образовавшихся на территориях государств социалистической системы. Переписывание истории в каждом отдельном государстве осуществляется:
во-первых, местными правящими властными верхушками;
во-вторых, в угоду интересам глобальных элит;
в-третьих, по прямым указаниям глобальных элит местным прозападным политическим элитам;
в-четвёртых, для запуска процессов всё большей легализации и активизации деятельности местных нацистов;
в-пятых, для ниспровержения незыблемых исторических фактов, переворачиваемых с ног на голову.
3. Так, территорию нынешней Республики Молдавия в годы Великой Отечественной войны оккупировало Королевство Румыния, после чего многие молдаване сражались в рядах румынской армии на стороне Третьего рейха, в то время как другие граждане СССР, проживавшие на территории Молдавской ССР, остались верны своему государству и воевали за него. В настоящее время в Республике Молдавия в школах стали изучать уже не «Историю Молдавии», а «Историю Румынии» по учебникам, в которых говорится о том, что бывшая армия Королевства Румыния вместе с вермахтом «освободила» территории Бессарабии, севера Буковины и района Герца, которые были якобы оккупированы войсками Рабоче-крестьянской Красной армии. Власти нынешней Республики Молдавия стали отождествлять своё государство в годы Великой Отечественной войны с проигравшим войну Королевством Румыния.
Кроме того, прозападные власти Республики Молдавия даже подсчитала ущерб от «советской оккупации» в размере 27,8 млрд. долларов. Российскую Федерацию обвиняют в уничтожении и депортации молдаван в период до, во время и после Великой Отечественной войны. В соответствии с резолюцией Парламентской ассамблеи Совета Европы от 27 июня 1996 года № 1096 «О мерах по ликвидации наследия бывших коммунистических тоталитарных систем», резолюцией Парламентской ассамблеи Совета Европы от 25 января 2006 года № 1481 «О необходимости международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов» [2] и статьёй 94 Конституции Республики Молдавия от 1994 года был принят указ президента Республики Молдавия от 14 января 2010 года № 165 «О создании Комиссии по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима в Республике Молдавия» [6]. Комиссия по изучению тоталитарного коммунистического режима Республики Молдавия установила (на основании вроде бы каких-то архивных документов), что якобы после оккупации восточной Молдовы (историческая область) СССР провёл на этой земле несколько акций, в результате чего погибло более 230 000 человек и было депортировано более 73 000 человек в Сибирь. Эта же Комиссия так же установила, что минимальная сумма компенсации потомкам убитых и депортированных советским оккупационным режимом составляет 92 490 долларов США на 1 человека, то есть, в общей сложности 27,8 млрд. долларов США. По словам входившего в названную Комиссию доктора исторических наук Вячеслава Ставилэ (молд. Veaceslav Stavilă) в эту сумму входит: предвоенная депортация 72 тыс. «неблагонадёжных элементов» – на 6,23 млрд. долларов США; гибель «на первой линии» (то есть, на линии фронта) 55 тыс. молдаван – 5,9 млрд. долларов США; гибель от голода в 1946 – 1947 годах 174 тысяч молдаван – на 15,72 млрд. долларов США. В этом плане парламент Республики Молдавия не отстаёт как от сейма Литовской Республики, так и от сейма Латвийской Республики, которые выставили Российской Федерации иски на 23 и 18,5 млрд. долларов США соответственно.
Особенно русофобия и антисоветизм расцвели в Республике Молдавия в период нахождения на должности председателя парламента Республики Молдова (28 августа 2009 года – 28 декабря 2010 года) и исполнения обязанностей президента Республики Молдавия (11 сентября 2009 года – 28 декабря 2010 года) Михая (Михаила) Фёдоровича Гимпу, почётный председатель Либеральной партии. Он провозгласил себя «румыном», отказался ехать в город Москва на торжества по случаю 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в период его нахождения у власти одна из улиц в пригороде города Кишинёв получила имя союзника Третьего рейха, румынского диктатора Иона Антонеску.
4. В Грузии также переписали историю, продолжая её по-новому «форматировать» и дальше. Грузинский народ внёс большой вклад в победу – против гитлеровцев воевали сотни тысяч грузин, из них примерно 300 тыс. сложили свои головы, Герой Советского Союза Мелитон Георгиевич Кантария был одним из бойцов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом. Ещё до периода правления Михаила Николаевича Саакашвили власти Грузии отменили празднование 9 мая, сделав этот день рабочим. Несколько позднее М.Н. Саакашвили приказал взорвать мемориал в память о погибших советских воинах, включая грузин, в городе Кутаиси.
Но на стороне Третьего рейха также использовались национальные формирования из уроженцев Северного Кавказа и Закавказья – Батальон Бергманн, Грузинский легион, Азербайджанский легион, Северокавказский отряд СС и так далее.
Стоит немного сказать и о Грузинском легионе (нем. Die Georgische Legion, груз. ქართული ლეგიონი), являвшемся соединением вермахта. Грузинский легион существовал с декабря 1941 года по 1945 год и был сформирован из грузин-военнопленных и эмигрантов, скрывавшихся в Европе от советской власти после 1921 года, когда входившая в ЗСФСР ССР Грузия вошла в её составе в СССР. Некоторые составные части легионеров попадали под оперативный контроль и входили в Войска СС. Высшим офицером формирования был генерал-майор Лео Кереселидзе. Военно-политической целью этого формирования была государственная независимость Грузии от СССР, которая была обещана и гарантирована со стороны Третьего рейха [7]. Грузины проходили обучение на территории Западной Украины и начали боевые действия осенью 1942 года. Также грузины служили в Северокавказском Легионе вермахта и в других легионах, подобранных по этническому принципу. Грузинское же формирование проходило службу под командованием князя Михаила Цулукидзе, полковника Соломона Николаса Залдастани и других офицеров, служивших ранее Грузинской Демократической Республике (1918 – 1921 годы).
Хотя не стоит забывать и о Грузинском восстании на острове Тексел (5 апреля 1945 года – 20 мая 1945 года), на котором произошло восстание 822-го грузинского пехотного батальона «Царица Тамара» (нем. Bataillon 822 «Königin Tamara») Грузинского легиона (из состава Восточных легионов войск Вермахта нацистской Германии) на острове Тексел Западно-Фризской гряды (Королевство Нидерландов) во время Второй мировой войны. Его возглавлял бывший советский военнослужащий грузинской национальности, бывший капитан военно-воздушных сил СССР Шалва Лоладзе, который во время Великой Отечественной войны попал в немецкий плен и вступил в Грузинский легион вермахта, став лидером сопротивления на острове Тексел.
В современных же грузинских учебниках для школьников говорится о том, что пакт о ненападении между СССР и Третьим рейхом «развязал Гитлеру руки», а также о том, что СССР якобы получил благодаря ему возможность реализовать свои «агрессивные планы». Грузинская ССР была в тот период «завоёванной страной», «именно Россия лишила грузин государственной независимости, и Грузия оказалась насильственно объединённой в СССР. И тогда Грузинской ССР предстояло воевать в интересах якобы завоевавшего её СССР, жертвовать ради неё жизнями своих жителей, отдавая свои интеллектуальные и материальные ресурсы», как утверждают авторы грузинских учебников для школьников. Полным ходом идёт подготовка к объявлению героями 30 – 40 тыс. грузин, бывших сторонниками гитлеровцев.
5. В государствах Прибалтики – ситуация ещё трагичней. Так, в Литовской Республике, которая получила треть нынешней территории (включая город Вильнюс и город-порт Клайпеда) благодаря СССР и лично Иосифу Виссарионовичу Сталину советскую символику приравняли к гитлеровской и нацистской. По литовским учебникам для школьников – литовцы встретили известие о начале Великой Отечественной войны «с радостью», так как видели в ней спасение от «советского террора». В них ничего не сообщается о партизанах-литовцах, которые убивали предателей, служащих в немецких оккупационных учреждениях и в органах местного самоуправления, образованных гитлеровцами на территории Литовской ССР. Не вспоминают про литовцев, воевавших в войсках Рабоче-крестьянской Красной армии. Искусственно создаётся образ Литовской Республики как якобы государства-жертвы двух оккупационных режимов – советского и гитлеровского. При этом на страницах литовским учебникам для школьников не вспоминают про литовские карательные батальоны, участвовавшие в карательных операциях против белорусских партизан, а также в уничтожении евреев.
6. В Латвийской Республике «героизация» пособников нацистов – ещё более откровенная. Нацистские недобитки, ветераны легионеров 15-й и 19-й латышских дивизий СС стали настоящими «героями». При поддержке посольства США в Латвийской Республике был издан «труд» «История Латвии: ХХ век» [3], где содержится немало интересных мнений. Так, концлагерь в городе Саласпилс, где было умерщвлено до 100 тысяч человек, назван «исправительно-трудовым», и в нём якобы содержались: «преступники, дезертиры, бродяги, евреи и прочие». Согласно латвийским учебникам для школьников Латвийская Республика – это «жертва» двух тираний, СССР виновен в развязывании Второй мировой войны. Про латвийских карателей, «отличившихся» в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях РСФСР, в Белорусской ССР, авторы латвийских учебников для школьников всячески стараются забыть. Создан Рижский музей оккупации – РСФСР, СССР, Российская Федерация, русские для латвийских школьников – «восточные варвары», «оккупанты», виновные в «геноциде латышей». Хотя никакие «сталинские репрессии» не повлияли столь же пагубно на численность латышей и их демографию, как годы нахождения Латвийской Республики в составе НАТО и Европейского Союза.
7. В том же духе воспитывают детей в настоящее время и в Эстонской Республике: фактически «героями» для них являются бойцы 20-й эстонской дивизии СС, диверсионного батальона абвера «Эрна», которые воевали якобы за «независимость». Совершенно не сообщается в эстонских учебниках для школьников о «подвигах» эстонских карателей: о том, что на оккупированной территории Эстонской ССР был «решён» еврейский вопрос, эстонцы охраняли десятки концлагерей, о том, что эстонцы участвовали в зверствах на сопредельных территориях.
8. В отличие от иных проектов формирования национальных частей из бывших граждан СССР, Адольф Гитлер и его ближайшее окружение благосклонно смотрели на идею формирования казачьих частей, так как придерживались теории о том, что казаки являлись потомками остготов [4], а значит принадлежали не к славянской, а к арийской расе. К тому же, в начале политической карьеры А. Гитлера, его поддерживали некоторые казачьи лидеры [5]. Ещё в октябре 1942 года в оккупированном вермахтом городе Новочеркасск с разрешения немецких властей прошёл казачий сход, на котором был избран штаб Войска Донского. Начинается организация казачьих формирований в составе вермахта, как на оккупированных территориях, так и в эмигрантской среде. Создание казачьих частей возглавил бывший полковник царской армии Сергей Васильевич Павлов, в советское время работавший инженером на одном из заводов города Новочеркасск. Инициатива С.В. Павлова была поддержана Петром Николаевичем Красновым.
В составе армии гитлеровской Германии воевал также 15-й казачий кавалерийский корпус СС генерала фон Панвица и другие казачьи части. Для того, чтобы обосновать использование казаков в вооружённой борьбе на стороне Третьего рейха, нацистами была разработана «теория», в соответствии с которой казаки объявлялись потомками остготов.
На стороне Третьего рейха также действовали Русский корпус генерала Штейфона, корпус генерал-лейтенанта царской армии Петра Краснова и ряд отдельных частей, сформированных из граждан СССР и белоэмигрантов.
Большинство казаков, активно сотрудничавших с фашистами, были освобождены из мест заключения к 1952 году, причём в анкетах за ними не значилось никакой судимости, а время работы в специальных поселениях зачли в общий трудовой стаж.
О чём всё это говорило? Да только о том, что, вопреки всем антисоветским мифам, советская власть не мела всех изменников Родины под одну гребёнку, якобы расстреливая налево и направо. К казачьим изменникам советская власть отнеслась весьма дифференцированно и крайне гуманно, воздав индивидуально каждому по его «заслугам». И пусть эти казаки и их потомки молят Бога за то, что они попали в руки советских правоохранительных органов! Потому что в 1945 году их выдачи требовали власти Югославии, которые вряд ли были бы столь милосердны к тем, кто зверствовал на их земле.
9. В постсоветские годы развернулась кампания по увековечиванию нацистов не только Русской православной церковью заграницей, но и самой Русской православной церковью, причём даже на территория города Москва.
На территории Русского православного кладбища в Ново-Дивееве (Кладбище Новодивеевского монастыря) Новодивеевского ставропигиального женского монастыря Русской православной церкви заграницей, расположенного в поселении Нэнюэт (город Кларкстоун, округ Рокленд, штат Нью-Йорк, США), установлен единственный в мире до начала 1990-х годов мемориал А.А. Власову и бойцам Русской освободительной армии. Но дошло до того, что памятник нацистским преступникам был установлен даже в городе Москва.
Гельмуту фон Паннвицу, Андрею Шкуро, Петру Краснову, Султану Клыч-Гирею, Тимофею Доманову и другим русским коллаборационистам в городе Москва был установлен «Памятник Вождям Белого движения и Казачьим атаманам» с названием «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество» у приходского православного Храма Всех Святых во Всехсвятском Всехсвятского благочиния Московской епархии, до сих пор вызывающий в прессе неоднозначную реакцию из-за своего статуса центрального места сбора неонацистских группировок в 1994 году. Памятник был установлен на деньги товарищества 15-го казачьего кавалерийского корпуса СС им. генерала фон Паннвица (на самом деле называвшегося ХV кавалерийский корпус СС), при содействии группы германских ветеранов Второй мировой войны и русских белоэмигрантов. 8 мая 2007 года, в преддверии Дня Победы памятник был разрушен неустановленными лицами. Надпись на памятнике, гласит: «Атаманы: Краснов, Шкуро, Доманов, Султан-Гирей Клыч, Павлов, фон Паннвиц, Кононов, Зборовский». Все эти деятели были казнены в 1947 году, а их прах уничтожен. Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1997 года они признаны обоснованно осуждёнными и не подлежащими реабилитации.
10. Но не только в общественном сознании тех новых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, территории которых были оккупированы или примыкали к советско-германского фронту, отмечаются изменения в отражении итогов Великой Отечественной войны.
Так, уже совсем недавно, 6 мая 2021 года, пресс-служба специальной комиссии по предупреждению завоза и распространения нового типа COVID-19 в Республике Узбекистан сообщила о том, что все массовые мероприятия, связанные с празднованием 9 Мая (в Республике Узбекистан – Дня памяти и почестей), должны будут проводиться только в соответствии с Указом Президента Узбекистан от 20 апреля 2021 года, утвердившим Программу празднования Дня Победы 9 мая, и соответствующими рекомендациями названной специальной комиссии.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев запретил проведение любых других массовых мероприятий, не предусмотренных вышеуказанной программой. К проведению разрешенных мероприятий надо подготовиться и провести их в соответствии карантинными требованиями. Выполнение карантинных ограничений будут контролировать не только местные власти на местах, но и национальная гвардия и правоохранительные органы, подчеркнули чиновники.
В тот же день мэрия города Ташкент опровергла информацию о разрешении провести в столице Республики Узбекистан акцию «Бессмертный полк». Однако 20 апреля 2021 года в городе Ташкент прошла международная акция «Сад памяти». 2 мая 2021 года российский коллектив «Хор Турецкого» выступил в городе Ташкент с концертом, на котором звучали советские песни от «Катюши» до «Бухенвальдского набата».
11. Подобные процессы идут и в других республиках бывшего СССР, просто названные государства – наиболее яркие примеры. Особенно грустно, когда такие явления внедряются в массовое сознание граждан Российской Федерации, молодёжь превращают в «иванов, не помнящих родства».
Список литературы
1. Большая Российская энциклопедия: В 36 томах. Т. 10. М.: Научное издательство «БРЭ», 2008, с. 697 – 698.
2. Безансон А., Бедствие века. Коммунизм, нацизм и уникальность Катастрофы, Le Malheur du siècle: sur le communisme, le nazisme et l'unicité de la Shoah. – 1-е. – Москва: МИК, 2000. – 104 с. – ISBN 5-87902-054-1.
3. Блейере Д., Бутулис И. и др. История Латвии: XX век, Рига, 2005, 475 стр.
4. Губарев Г.А., Книга о казаках. Материалы по исторической казачьей древности. Изд-во редакции газеты «Казак», Париж, 1957 год.
5. Андреева Екатерина. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение, Vlasov and the Russian Liberation Movement. – 1-е. – Cambridge: Cambridge University Press, 1987. – 370 p. – ISBN 1-870128710.
6. 165/14.01.2010 Decret privind constituirea Comisiei pentru studierea si aprecierea regimului comunist totalitar din Republica Moldova, Monitorul Oficial 5-7/3, 19.01.2010
7. Леви Джонатан. The Intermarium: Wilson, Madison, & East Central European Federalism. Universal-Publishers, 2007, с. 423.