Авторский блог Дмитрий Винник 08:35 5 декабря 2022

Как Лёха на б/з не сходил

Случай из жизни с элементами чёрного окопного юмора

Встретился со своим земляком Алексеем, который был проездом в Москве. Он возвращался в Сибирь с Донбасса, куда отвез гуманитарную помощь в виде двух автомобилей «Нива» и тепловизоров. Ему удалось провести четверо суток на передовой в ЛНР. Ярких впечатлений получил массу.

двойной клик - редактировать изображение

В первый день он чуть не зашёл в городе в заминированный подъезд посмотреть живописные руины. Но что-то его остановило. Как ему потом объяснили, подъезды в этом месте заминировали наши против ДРГ противника. Потом, продвигаясь на передовую позицию между противотанковыми надолбами со второй линии обороны он чуть-чуть заступил за тропу и запутался в какой-то зловредной стальной паутинке, специально раскиданной для этих целей. Сначала зацепилась одна нога, потом вторая, а потом он упал ничком в грязь и запутал руки. Сопровождающие над ним посмеялись. Бойцы показали ему специальную технику освобождения от этих пут и пояснили, что, по-науке к этой проволоке положено подсоединять противопехотные мины. Алексей немного надулся, сообщив, что неплохо бы предупреждать о подобных ловушках, но в ответ увидел только недоумённое пожимание плечами.

двойной клик - редактировать изображение

Затем его впечатлил туалет на передовой, располагавшийся на пригорке. Легкомысленность позиции для туалета вызывала недоумение, но он скоро оценил высокую милитаристскую эстетику, преодолевающую всякую прагматику. Туалет был деревянный, но весьма качественный, позволявший расслабится, предаваться чтению или созерцанию. Наш рассказчик распахнул дверь, предпочтя свежий воздух и созерцание Великой Степи. Так и сказал. Он всегда любил евразийскую Великую Степь: что в монгольской, что в алтайской, что в придонской редакции. Зрелище того стоило! До позиций укропов было около 5 километров, что давало неплохие шансы узреть летящий в сортир ПТУР и убежать. Грохотала канонада. Алексей восседал и созерцал, как по квадрату холмистой степи зачем-то лупит артиллерия укропов. В какой-то момент даже почувствовал себя немножко Наполеоном.

На второй день пребывания к нему подошёл сапёр Пётр, на гражданке бывший успешным торговцем зерном, и состоялся такой диалог:

­- Лёш, я вижу, ты — мужик крепкий и с нервами вроде всё у тебя хорошо. Хочешь со мной на б/з (*боевое задание) сходить?

- А чо делать-то надо?

- Ты видал сегодня, как арта укропов по полю работала?

- Ну да, конечно.

- Это они так проделывают проход в нашем минном поле. Надо восстановить сплошное заграждение. Нужны дополнительные руки ПТМ-ки (*противотанковые мины) таскать.

- Не вопрос.

- Это… есть ещё одна задачка, правда…

-?

- Понимаешь, там двадцать мёртвых поляков лежат, у них броники классные, приборы хорошие могут быть, неплохо бы трофейной командой сработать, а сил всё нет...

- А давно они там лежат, Петя?

- Нуу… давненько, однако.

- Стрёмно как-то с гниющего мертвяка броник снимать…

- Да ты что?! Напротив, как раз легко! Как по-маслу пойдёт!.. Да ладно, Лешь, не дрейфь! Главное, чтобы комбат добро дал.

Пошли они, значит, к комбату. Тот сидит, как полагается, в землянке в три наката под бетонной плитой, управляется с четырьмя рациями сразу. Ищет какого-то Казбека. Минут пятнадцать ищет. Бойцы ждут. Наконец, Казбек на связи, всё хорошо. Комбату излагается идея привлечения гражданского лица для выполнения основной и сопутствующей б/з. Комбат настроен скептически:

— Это хорошо, конечно. А если его там убьёт, что делать будем?

— Оформим как без вести пропавшего, да и всё! — с нарочитой очевидностью отвечает Пётр.

— Допустим. А хоронить его кто будет? Кто могилу будет копать? У нас каждый человек на счету, все заняты по горло. Не оставлять же его на поле? Нехорошо это, наш человек всё-таки, смотри, как нам помог, столько всего нужного привёз.

Пётр вовсе не проявил энтузиазма даже гипотетически взять похороны Алексея на себя, и тогда виртуальный покойник встал и решительно обратился к командиру с такими словами:

- Товарищ командир, пустите меня на б/з! А могилу я себе сам на всякий случай выкопаю!

Комбат к такому аргументу явно оказался не готов и, многозначительно помолчав, махнул рукой: мол, Бог с вами!

Алексей, будучи человеком ответственным, взял у сапёра лопату и начал консультироваться, где рыть могилку. Задачка оказалась далеко не тривиальной. Тут нельзя, там некрасиво, здесь противник заметит и начнёт стрелять, здесь неприлично — туалет рядом, а отсюда комбат увидит, он человек ранимый, не стоит ему настроение портить и т.п. Следует сказать, что Алексей человек не суеверный и ситуация эта его скорее забавляла, чем удручала. Наконец, сведения о суете по поводу выбора места для захоронения потенциально без вести пропавшего гражданского дошли до комбата. Комбат стало неудобно и, возможно, даже стыдно за допущенное нарушение порядка на передовой, и он решительным образом отменил привлечение добровольного помощника к ночной операции. Так Леха на б/з и не сходил…

двойной клик - редактировать изображение

Автор - доктор философских наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ.

1.0x