Автопортрет Брейгеля мощно и жёстко сделан: настолько, что ассоциативные обезьяны (мозг похож на них), резко, зигзагами живых молний вписываются в пространство: используя недра стихотворения Шимборской «Две обезьяны Брейгеля»:
Таков мой вечный экзаменационный сон:
в окне сидят две обезьяны, скованные цепью,
а за окном
плещется море и порхает небо.
Сдаю историю людей.
Плету и заикаюсь.
Глядит с иронией одна из обезьян,
другая как бы спит в оцепененье,
когда же на вопрос молчу, замявшись, я,
она подсказывает мне
тихим позвякиваньем цепи.
(пер. Н. Астафьева)
Поэзия В. Шимборской строится сгустками ассоциаций: они сплетаются в орнаменты, играя оттенками мысли, они переливаются сочными красками, касаясь онтологии ощущений: шероховатых, гладких, сложно организованных.
…она сочиняли стихи с детства: смешные, шуточные, и отец давал дочери монетку – за стихотворение…
Во сне
я рисую как Вермеер ван Дельфт.
Бегло говорю по-гречески,
и не только с живыми.
И вожу машину,
которая мне послушна.
Я способна
написать великие поэмы.
Я слышу голоса
не хуже настоящих святых.
Вы удивились бы —
я изумительно играю на рояле.
(пер. В. Коркия)
Верлибр логичен: с серебряных ветвей его осыпаются драгоценные звёзды мысли.
Или – иглы инея: поэтического инея, колющего сознание не многих: однако, число их всё-таки достаточно – для возникновения широкой известности: нужной, в конце концов, ради того, чтобы качественное стало распространено.
Поэтика исповеди многое определяла в симфонических и сонатных построениях Шимборской.
Рефлексия играла не меньшую роль.
Её поэзия живописна: впрочем, и графика Шимборской точна, и тонко сделана…
Рисунок тушью подразумевает тотальную чёткость, отступление от которой чревато.
Покуда толком ничего не ясно,
поскольку нет сигналов долетевших,
пока Земля опять же не такая,
как ближние и дальние планеты,
покуда нет ни слуху и ни духу
о прочих травах, предпочтенных ветром,
о деревах других в коронах кроны,
другом зверье, как наше, несомненном
(пер. А. Эппеля)
Так закручивается ветер ностальгии по другому пространству, должному быть отличному от нашего…
Пространство Шимборской глубоко и насыщено: бытовые образы вплетаются в бытийные, и колышутся кроны метафизических древес, играя суммами словесно-музыкальных листьев.