пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Сегодня 25 июля 2025
Авторский блог Александр Балтин 00:06 2 июля 2023

«Я способна написать великие поэмы...»

к столетию со дня рождения Виславы Шимборской

Автопортрет Брейгеля мощно и жёстко сделан: настолько, что ассоциативные обезьяны (мозг похож на них), резко, зигзагами живых молний вписываются в пространство: используя недра стихотворения Шимборской «Две обезьяны Брейгеля»:

Таков мой вечный экзаменационный сон:
в окне сидят две обезьяны, скованные цепью,
а за окном
плещется море и порхает небо.

Сдаю историю людей.
Плету и заикаюсь.

Глядит с иронией одна из обезьян,
другая как бы спит в оцепененье,
когда же на вопрос молчу, замявшись, я,
она подсказывает мне
тихим позвякиваньем цепи.

(пер. Н. Астафьева)

Поэзия В. Шимборской строится сгустками ассоциаций: они сплетаются в орнаменты, играя оттенками мысли, они переливаются сочными красками, касаясь онтологии ощущений: шероховатых, гладких, сложно организованных.

…она сочиняли стихи с детства: смешные, шуточные, и отец давал дочери монетку – за стихотворение…

Во сне
я рисую как Вермеер ван Дельфт.

Бегло говорю по-гречески,
и не только с живыми.

И вожу машину,
которая мне послушна.

Я способна
написать великие поэмы.

Я слышу голоса
не хуже настоящих святых.

Вы удивились бы —
я изумительно играю на рояле.

(пер. В. Коркия)

Верлибр логичен: с серебряных ветвей его осыпаются драгоценные звёзды мысли.

Или – иглы инея: поэтического инея, колющего сознание не многих: однако, число их всё-таки достаточно – для возникновения широкой известности: нужной, в конце концов, ради того, чтобы качественное стало распространено.

Поэтика исповеди многое определяла в симфонических и сонатных построениях Шимборской.

Рефлексия играла не меньшую роль.

Её поэзия живописна: впрочем, и графика Шимборской точна, и тонко сделана…

Рисунок тушью подразумевает тотальную чёткость, отступление от которой чревато.

Покуда толком ничего не ясно,
поскольку нет сигналов долетевших,

пока Земля опять же не такая,
как ближние и дальние планеты,

покуда нет ни слуху и ни духу
о прочих травах, предпочтенных ветром,
о деревах других в коронах кроны,
другом зверье, как наше, несомненном

(пер. А. Эппеля)

Так закручивается ветер ностальгии по другому пространству, должному быть отличному от нашего…

Пространство Шимборской глубоко и насыщено: бытовые образы вплетаются в бытийные, и колышутся кроны метафизических древес, играя суммами словесно-музыкальных листьев.

1.0x