Авторский блог Александр Балтин 05:25 17 июня 2022

Алхимическое превращение всего во всё

к 140-летию И. Стравинского

Русское в стиле Стравинского - от крестьянского космоса; но стиль его настолько сложен и необычен, что определить его затруднительно, кроме как обозначив: стиль Стравинского.

Крестьянский, но и городской фольклор смешиваются в циклах: в песенных сборниках "Прибаутки" и "Кошачьи колыбельные"…

"Свадебка", "Петрушка" - мелодика рвётся зигзагами, точно нафарширована необыкновенной звукописью музыкальная фраза, пунктир и графика ритмики: казалось, композитор смешивал несколько искусств: предлагая рисунок и архитектуру, и Петрушка задорно потешался надо всем.

Может, всё – не очень всерьёз?

Но музыка Стравинского неоклассического периода разубеждает в этом…

"Пульчинелла" - пухлая старинная игра: так отдаёт имя: а музыка Перголезе, использованная для построений двадцатого века, насыщена тайной…

Гармония, ритм, оркестровка стилизованные в манере классицизма наслаиваются сложным лабиринтом на старинное звучание.

Стравинский – симбиоз…

Стравинский, скрестивший балалайку и додекафонную систему.

Балеты "Аполлон Мусагет" и "Орфей", опираясь на мифологические основы, текут… нет: скорее рвутся огнями века, который был известен Стравинскому.

Он родился в Ораниенбауме, под Петербургом, его отец был оперным певцом.

В доме Стравинских принимали разных гостей: в числе оных бывал и Достоевский.

…можно ли найти влияние классика в музыкальных сочинениях Стравинского?

Полюса причудливо сходятся, но чрезвычайный эстетизм музыканта далёк от всеобщего сострадания Достоевского…

Тем не менее, некоторые изломы, присущие писателю, можно отследить в музыкальных ходах Стравинского.

Кажется, в нём находятся любые отголоски: статуарного искусства Древнего Египта, новгородской иконописи, эллинизма, созерцательности определённых культур.

Он брал частные уроки у Римского-Корсакова – под руководством которого написал первые сочинения.

Скерцо лучились серебром, и нежные сонаты для фортепиано текли медово: Стравинский мог быть очень разным.

…бушевали "Русские балеты", Дягилев понимал толк во всём искусном, "Петрушка" разлетался синкопами рыжего и оранжевого огней; а Стравинский познакомился с Эриком Сати.

Разумеется, Шёнберг оказал на него влияние: разложение мелодии на атомы, или спектральные краски сильно соблазнительно для алхимии Стравинского.

Да, пожалуй, так можно определить его стиль: алхимическое превращение всего во всё…

Признанный классиком двадцатого века он требует большой гуманитарной культуры и изощрённого слуха, чтобы нравится многим.

Оставаясь символом новой музыки, он не дал мелодий, которые бы согревали душу.

Его надо слушать умом.

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x