Русское в стиле Стравинского - от крестьянского космоса; но стиль его настолько сложен и необычен, что определить его затруднительно, кроме как обозначив: стиль Стравинского.
Крестьянский, но и городской фольклор смешиваются в циклах: в песенных сборниках "Прибаутки" и "Кошачьи колыбельные"…
"Свадебка", "Петрушка" - мелодика рвётся зигзагами, точно нафарширована необыкновенной звукописью музыкальная фраза, пунктир и графика ритмики: казалось, композитор смешивал несколько искусств: предлагая рисунок и архитектуру, и Петрушка задорно потешался надо всем.
Может, всё – не очень всерьёз?
Но музыка Стравинского неоклассического периода разубеждает в этом…
"Пульчинелла" - пухлая старинная игра: так отдаёт имя: а музыка Перголезе, использованная для построений двадцатого века, насыщена тайной…
Гармония, ритм, оркестровка стилизованные в манере классицизма наслаиваются сложным лабиринтом на старинное звучание.
Стравинский – симбиоз…
Стравинский, скрестивший балалайку и додекафонную систему.
Балеты "Аполлон Мусагет" и "Орфей", опираясь на мифологические основы, текут… нет: скорее рвутся огнями века, который был известен Стравинскому.
Он родился в Ораниенбауме, под Петербургом, его отец был оперным певцом.
В доме Стравинских принимали разных гостей: в числе оных бывал и Достоевский.
…можно ли найти влияние классика в музыкальных сочинениях Стравинского?
Полюса причудливо сходятся, но чрезвычайный эстетизм музыканта далёк от всеобщего сострадания Достоевского…
Тем не менее, некоторые изломы, присущие писателю, можно отследить в музыкальных ходах Стравинского.
Кажется, в нём находятся любые отголоски: статуарного искусства Древнего Египта, новгородской иконописи, эллинизма, созерцательности определённых культур.
Он брал частные уроки у Римского-Корсакова – под руководством которого написал первые сочинения.
Скерцо лучились серебром, и нежные сонаты для фортепиано текли медово: Стравинский мог быть очень разным.
…бушевали "Русские балеты", Дягилев понимал толк во всём искусном, "Петрушка" разлетался синкопами рыжего и оранжевого огней; а Стравинский познакомился с Эриком Сати.
Разумеется, Шёнберг оказал на него влияние: разложение мелодии на атомы, или спектральные краски сильно соблазнительно для алхимии Стравинского.
Да, пожалуй, так можно определить его стиль: алхимическое превращение всего во всё…
Признанный классиком двадцатого века он требует большой гуманитарной культуры и изощрённого слуха, чтобы нравится многим.
Оставаясь символом новой музыки, он не дал мелодий, которые бы согревали душу.
Его надо слушать умом.