На портрете Л. Русова Е. Мравинский словно сосредоточенно вглядывается в себя, в те бездны, что позволяют истолковывать сложнейшую музыку; он… слово погружён в музыкальную молитву, следствием которой будут ещё более яркие исполнения…
Мравинский!
Одна из вершин искусства дирижирования! Бездна мастерства, своеобразно умноженная на небесное парение звука…
…он происходил из дворян; в шесть лет его стали обучать игре на фортепиано, водить в театры…
Путь к дирижированию не был прямым: Мравинский учится на естественном факультете Петроградского университета; но совмещать учёбу с работой артиста миманса в Мариинском театре оказывается невозможным; Мравинский оставляет учёбу.
Клавиши фортепиано мерцают жемчужно; Мравинский – пианист-аккомпаниатор в Ленинградском хореографическом училище.
…бездна оркестра: сложный, единый организм, совершенство тел скрипок, тяжёлая медь, огромные контрабасы…
Устройство, отражающее вселенную, не заработает, если не выйдет Мравинский, не взмахнет палочкой, оживив сложную систему.
Тридцатые годы – Мравинский дирижёр Мариинского театра: в основном – балетный репертуар…
Какое парение!
Музыка и движение соединяются, давая великолепные ощущения, суля аристотелевский катарсис.
Мравинский первым исполняет Шестую симфонию Шостаковича.
Шестую Прокофьева.
Симфонии-поэмы Хачатуряна.
Оркестр врастает в известность: огромную, мировую…
Громады Бетховена, совмещающие небесные камнепады и волнисто-волшебное парение; световая и звуковая мощь тотальных симфоний Брукнера; символ русского звука, равно – величия русской музыки Чайковский; прихотливо-усложнённый Сибелиус…
Всё было подвластно Мравинскому; всё толковалось его оркестром: своеобразно, с той мерой высоты, которая обеспечивает душевный рост.
И всё осталось: пламенея и завораживая, выстраивая мосты между небом и землёй, и чаруя, чаруя…