Авторский блог Александр Балтин 00:06 4 июня 2023

Парение Мравинского

к 120-летию со дня рождения

На портрете Л. Русова Е. Мравинский словно сосредоточенно вглядывается в себя, в те бездны, что позволяют истолковывать сложнейшую музыку; он… слово погружён в музыкальную молитву, следствием которой будут ещё более яркие исполнения…

Мравинский!

Одна из вершин искусства дирижирования! Бездна мастерства, своеобразно умноженная на небесное парение звука…

…он происходил из дворян; в шесть лет его стали обучать игре на фортепиано, водить в театры…

Путь к дирижированию не был прямым: Мравинский учится на естественном факультете Петроградского университета; но совмещать учёбу с работой артиста миманса в Мариинском театре оказывается невозможным; Мравинский оставляет учёбу.

Клавиши фортепиано мерцают жемчужно; Мравинский – пианист-аккомпаниатор в Ленинградском хореографическом училище.

…бездна оркестра: сложный, единый организм, совершенство тел скрипок, тяжёлая медь, огромные контрабасы…

Устройство, отражающее вселенную, не заработает, если не выйдет Мравинский, не взмахнет палочкой, оживив сложную систему.

Тридцатые годы – Мравинский дирижёр Мариинского театра: в основном – балетный репертуар…

Какое парение!

Музыка и движение соединяются, давая великолепные ощущения, суля аристотелевский катарсис.

Мравинский первым исполняет Шестую симфонию Шостаковича.

Шестую Прокофьева.

Симфонии-поэмы Хачатуряна.

Оркестр врастает в известность: огромную, мировую…

Громады Бетховена, совмещающие небесные камнепады и волнисто-волшебное парение; световая и звуковая мощь тотальных симфоний Брукнера; символ русского звука, равно – величия русской музыки Чайковский; прихотливо-усложнённый Сибелиус…

Всё было подвластно Мравинскому; всё толковалось его оркестром: своеобразно, с той мерой высоты, которая обеспечивает душевный рост.

И всё осталось: пламенея и завораживая, выстраивая мосты между небом и землёй, и чаруя, чаруя…

1.0x