пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 02 июня 2025
Авторский блог Владимир Можегов 21:20 10 мая 2025

Израиль с самого начала

Часть I. Еврейская цивилизация?

Что такое Израиль? Что такое еврейство? Что это за особенный феномен? Именно особенный, каковым на всём протяжении истории его признавали все народы, которые с ним сталкивались. Причем, отношение это редко бывало спокойным, весьма редко – дружественным, очень часто – резко негативным. Что можно видеть уже по античным авторам, так или иначе, о еврействе писавшим.

«Есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный, и законы у него иные, чем у всех народов…» – в этих словах персидского царя Амана из Книги Эстер (3:8) квинтэссенция традиционного взгляда народов мира на еврейство.

Так что же такое еврейство? Народ? Религия? Люди разных рас, цветов кожи, антропологических типов, говорящие на разных языках, живущие в разных частях света, и, зачастую, ненавидящие друг друга, но, тем не менее, связывающие себя единой традицией. Одним словом, нечто трудноуловимое, подобное странному фосфоресцирующему облачку, висящему над миром, раздражающему, и не дающему покоя прочим народам.

Еврейство – это семья, убежденно скажет большинство раввинов. С чем определенно согласятся и многие антисемиты, саркастично произнеся слово «семья» в значении «мафия». Нечто, связанное, как всеобъемлющей паутиной, каким-то тайными, вполне явственными, но не вполне понятными человечеству нитями.

Так что же, семья? Или некая мультикультурный анклав? Скажем, всякий, принявший иудаизм, становится евреем; но и всякий вышедший из иудаизма, не перестает быть евреем, пусть и в том, и в другом случае ощущается некая неполноценность, ущербность. Но это определённо признак семьи. А в семье, как известно, не без урода.

Еврейский философ эпохи Хаскалы и Гегеля Нахман Крохмаль (1785-1840) назвал «национальной идеей» еврейства идею абсолютного единства. Что ж, близко. Но ещё более точным представляется нам определение, которое дал в 1930-е гг. американо-еврейский теолог Мордехай Каплан, назвав еврейство – цивилизацией.[1]

Цивилизация же – это не только евреи, как целое, не только еврейское сообщество, это и еврейские смыслы, и еврейские цели, и еврейское влияние, и еврейские капиталы: это, одним словом, еврейский вектор развития мира. То есть, явление, одновременно, единое, цельное, разворачивающееся во времени, имеющее собственную систему ценностей, и, наконец, – свою цивилизационную программу, конкурирующую с иными программами иных цивилизаций.

Именно так, предельно заостряя, идею еврейской цивилизации излагал директор Мемориального института Яд ва-Шем в Иерусалиме Иегуда Бауэр, акцентируя тему войны с исламом: «Евреи – не нация и не религия. Они – цивилизация, и у этой цивилизации есть своя цивилизующая миссия. Они не потерпят конкурирующую исламскую цивилизацию, как не потерпели христианский мир и коммунизм. Вот почему война с исламом неизбежна».

Что ж, принято. Пусть будет цивилизация. Однако, это довольно необычная цивилизация: в отличие от той же исламской цивилизации она не имеет своего жизненного пространства, своего естественного национально-культурного ядра. Даже своего единого культурного канона: сефарды почти ничем не похожи на ашкенази, а те и другие на караимов итд.

Народ книги? Да, но это ещё не кровь, не почва, и не культура. Всякую секту от гностиков до манихеев можно назвать «народом книги». Однако ни народом, ни нацией, ни цивилизацией они от этого не становятся.

Есть и ещё более необычный момент: если евреи – цивилизация, то такая, которая распространяется во времени, а не в пространстве, и большую часть своей истории существующая по принципу сети: евреи разбросаны по всему миру и связаны друг с другом по принципу микросистем внутри большой системы.

Что, опять же, характерно не для цивилизации, а, скорее, для тайного общества или ордена. Например, тамплиеры, или кальвинистские конгрегации, или масонские клубы, или коммунистический интернационал – можно ли назвать их цивилизациями?

Кстати академик А. Лосев называл марксизм новым переизданием иудаизма в эпоху модерна.[2] Можно ли с этим согласиться? И если да, то можно ли назвать марксизм (с Марксом в образе одновременно Яхве и Моисея) цивилизацией?

Если мы всё же назовем еврейство цивилизацией, то надо признать и то, что этой цивилизации свойственно не просто внедряться в тело иной цивилизации, но и активно проникать в ее аутентичное цивилизационное ядро, ведя деятельную работу по ее изменению. И когда ей это удается, она способна полностью эту аутентичную цивилизацию изменять.

Так, например, было с племенем хазар и властью хазарского каганата. Так было и с Османской империей, где тайная организация иудеев-отступников «денме», последователей мессии-неудачника Саббатая Цви, составив политическую партию «Единение и прогресс», свергла власть султана и установила демократический режим «младотурок». (См. Бомба под христианский мир. Мессианская революция: Саббатай Цви и Якоб Франк)

То есть, по отношению к аутентичной цивилизации эта цивилизация может вести себя весьма агрессивно, или, говоря точнее, – революционно. И именно революционность следует признать ее фундаментальной стратегией.

Так что мы не будем уже слишком удивлены, обнаружив ту же революционную волю к преображению мира в самом ядре священного канона этой цивилизации.

Возьмем, к примеру, библейскую книгу «Исход» и прочитаем ее как повествование о духовной революции против фундаментальных оснований цивилизации Египта. Причем, революции, которая завершается цареубийством. Само же это цареубийство (потопление фараона и его войска) предстает как фундаментальное указание Яхве своему нарождающемуся народу, как пример и научение ему на все последующие времена:«и ожесточил Господь сердце фараона… и он погнался за сынами Израилевыми…И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и всадников их» (Исх.14:8, 14:26). Так Яхве рукой вождя Моисея губит войско фараона во главе с египетским царем. Рефреном же к этому деянию звучит победная песнь Израильтян: «Ты низложил восставших против тебя… Услышали народы и трепещут…» (Исх.15:7, 15:14). Здесь Яхве и его народ выступают как единое целое. А цареубийство становится торжественным апофеозом их совместного революционного акта.

Именно эту онтологическую связь еврейства и революции устанавливает еврейско-немецкий философ и исследователь иудаизма Якоб Таубес (1923-1987), когда в своей замечательной монографии «Западная эсхатология» заявляет: «Основное отношение Израиля к жизни можно определить как пафос революции». Или даже так: «Израиль как место революции». То есть, Израиль творит историю, и творит ее при помощи революций, конечной целью которых должно стать всемирное торжество Яхве: «Глас Божий раздается для того, чтобы подготовить пустыню мира для царства».[3]

Итак, революционная страсть еврейства – это воля к преображению мира. Ибо таково цивилизационное задание Яхве Израилю: мир этот необходимо смирить под твердую руку Яхве.

Именно такова историческая цивилизационная программа Израиля. Причем, если, как мы уже заметили, еврейство – это цивилизация не в пространстве, а во времени, то и его историческую программу следует признать самой протяженной во времени. Можно даже сказать, что и этапрограмма, и ее носитель укоренены в самой сердцевине истории. Или даже назвать еврейство несущей конструкцией истории, или, «метафизической осью истории», говоря словами Н. Бердяева: «Судьба еврейства непостижимая, рационально необъяснимая, вечно указует на мистический смысл истории. Ибо поистине непостижим и таинственен самый факт существования еврейства, его неспособность к ассимиляции, его сохранение на протяжении всей истории... Еврейство – мука истории, трагедия всемирной истории…».[4]

«Вечный Жид» – в этом прозвании еврея среди народов мира наиболее сильны именно коннотации времени и истории. И именно здесь взгляд народов, философов и евреев на самих себя оказывается сходным более всего.

Действительно, еврейство давно вышло из гетто, эмансипировалось в массе своей от еврейской религии, как таковой, и, казалось бы, давно должно было ассимилироваться среди народов Европы. Однако все эти, казалось бы, давно потерявшие смысл нити, связывающие еврейство оказываются живы и здравствуют, как и сами евреи во всякое время и всякой ситуации – оказываются захвачены общим вихрем, общим вектором именно еврейских смыслов, еврейского взгляда на вещи и еврейских целей.

Понятен тот «мистический трепет», о котором писал Бердяев, и который выше всякого рацио связывает еврейство. Еврей отверг Христа, тем самым, отверг и Его «бремя, которое легко». И теперь вынужден нести на себе бремя земли, бремя времени, бремя истории, но – вне всякой возможности их разрешения. Свое разрешение еврей полагает где-то впереди, в конце истории, в «миллениуме» (грядущем тысячелетнем царстве), к которому продолжает упорно стремится по дорогам бесконечного времени.

Тень этого бремени падает на лицо всякого еврея (если, конечно, он сознательно не отвергнет своего еврейства). «Сила самосохранения еврейства поистине необычайна и чудесна. – продолжает Бердяев. – Евреи – огромная сила среди народов, в их руках сосредоточены огромные материальные богатства, исключительная цепкость к жизни присуща им, и духовная выносливость, и энергия, побеждающая все гонения и притеснения. И всё же евреи исключительно несчастны, есть скорбная складка в лице каждого еврея, есть печать мистической судьбы Израиля. Еврей не может быть просто личностью сам по себе, он всегда органическая часть Израиля, и судьба его таинственно связана с судьбой его народа…».[5]

Именно так: личность еврея как бы растворена в его приобщении еврейству (от чего часто не спасает даже эмансипация). И груз этой «приобщенности» как некая сверхтяжёлая звезда увлекает душу еврея в свою орбиту. Центр тяжести этой «звезды» почти непреодолим: это груз всей мировой истории, всего отягощенного грехом времени. Поэтому еврей и кажется лишенным всякой свободы выбора, свободы воли, а, значит, и – личности. Даже если еврей отказался от своего еврейства, в любой момент он может быть им настигнут, как роком. И если бремя Христа легко, то бремя еврея поистине тяжко: отсюда и эта «скорбная складка», и эта «печать мистической судьбы». Еврей никогда не может быть счастлив, никогда не может быть спокоен и умиротворен, никогда не может быть вполне доволен. Маховик истории, маховик, запущенный «договором с Яхве» гонит и гонит его вперед.

О той же глубинной связи еврейства с мировой историей Мирча Элиаде писал так: «Пророки были первыми, кто придал истории ценностное измерение. Отныне исторические события будут иметь свою собственную ценность, поскольку их определяет Божья воля. Теперь исторические факты – это "ситуации", когда человек оказывается лицом к лицу с Господом; они приобретают такой религиозный вес, какой ничто прежде не могло им придать. Поэтому правомерно утверждать, что именно древние евреи открыли смысл истории…».[6]

Итак, еврей «открыл смысл истории», осознав этот смысл как мировую власть Яхве, и упорно движется к намеченной цели. Всё так же, как три тысячи лет назад, ожидая свершения истории, конца истории и пришествия своего мессии. Это ожидание и есть самое главное, самое центральное в еврействе. Так что и рассмотреть в целости сам феномен еврейства можно только отсюда – глядя из этой крайней точки «свершения ожидания».

И все споры о еврействе (народ? Религия? Семья? Цивилизация?) могут быть разрешены только из этой крайней точки: ибо еврейство и есть лишь одно бесконечное, сквозь всю тяжесть неискупленного времени, всю мировую историю, ожидание обетования: «всю землю … дам тебе и потомству твоему навеки» (Быт. 13:15). Лишь в этот благословенный день еврей сможет наконец отдохнуть от выполнения своей громадной исторической работы.

О приближении окончательного «Дня Яхве», окончательной и вечной Субботы и молится каждая еврейская община в каждом месте своего рассеяния по лицу земли, каждый день своего на ней пребывания: «Уповаем на то, что преобразим мир господством Всемогущего»…

Примечания:

[1] М. Каплан «Иудаизм как цивилизация», 1934.

[2] «Марксизм – есть типичнейший иудаизм, переработанный возрожденческими методами». Лосев А. Дополнения к «Диалектике мифа».

[3] Таубес Я. Западная эсхатология, 1947. Цит. по Западная эсхатология, СПб, 2023, С. 32

[4] Н. Бердяев, «Национализм и антисемитизм пред лицом христианского сознания».

[5] Приведем этот текст целиком: «Судьба еврейства вызывает мистический трепет у всякого религиозно чувствующего человека. Судьба еврейства, непостижимая, рационально необъяснимая, вечно указует на мистический смысл истории. Ибо поистине непостижим и таинственен самый факт существования еврейства, его неспособность к ассимиляции, его сохранение на протяжении всей истории среди народов, ненавидевших и гнавших его. Судьба еврейства до конца веков останется трагической для них самих и трагической для всех христианских народов. Еврейство – мука истории, трагедия всемирной истории. В чем же тайна судьбы избранного народа? Тайна эта в двойственности его мессианских ожиданий и хилиастических надежд. Еврейский народ страстно, напряженно, нетерпеливо ждал явления Христа Мессии, и еврейский же народ ждал и ждет доныне иного мессию, царя земного, устроителя блаженства земного. Во имя иного мессии, царя и устроителя земного блаженства, отверг еврейский народ Мессию Христа, Сына Божьего, явившегося миру в обличии раба. Во имя своего еврейского и антихристианского хилиазма еврейский народ отверг тайну искупления, распял Христа и возненавидел Голгофскую жертву. И всякое отвержение Христа Распятого есть отвержение еврейское. После распятия Христа еврейство является носителем антихристианского духа. Сознательно и бессознательно оно всё ещё ждёт иного мессию, царя земного, и учит другие народы отвергать Христа, потому что Он не водворил блаженного царства на земле, что зло и страдание продолжают существовать на земле и после Христа. И народы соблазняются еврейским хилиазмом и еврейским ожиданием иного мессии, который даст людям то, чего не дал Тот Мессия, Распятый. Недаром духу еврейства так близка социал-демократия. Гнев Божий обрушился на избранный народ, который отверг подлинного Мессию и ждет мессию ложного. В трагически страдальческой судьбе своей еврейский народ искупает свое отвержение тайны искупления. И народ, который так страстно жаждал земного царства и земного блаженства, как ни один народ, не имеет родины, не имеет царства. Сила самосохранения еврейства поистине необычайна и чудесна. Евреи – огромная сила среди народов, в их руках сосредоточены огромные материальные богатства, исключительная цепкость к жизни присуща им, и духовная выносливость, и энергия, побеждающая все гонения и притеснения. И всё же евреи исключительно несчастны, есть скорбная складка в лице каждого еврея, есть печать мистической судьбы Израиля. Еврей не может быть просто личностью сам по себе, он всегда органическая часть Израиля, и судьба его таинственно связана с судьбой его народа…». Бердяев Н. Национализм и антисемитизм пред лицом христианского сознания.

[6] Элиаде, Мирча. История веры и религиозных идей. Том 1

Илл. Марк Шагал "Одиночество"

1.0x