15 июня было объявлено о завершении покупки корпорацией ЕСН Григория Берёзкина 65% акций медиа-холдинга РБК у группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. Финансовые условия сделки пока не разглашаются.
Михаил Прохоров наконец-то продал РБК Григорию Берёзкину. Полагаю, что от этой продажи направление деятельность "РосБизнесКонсалтинга" не изменится, поскольку покупатель и продавец придерживаются практически одинаковых политических взглядов, хотя в определённых кругах уже заговорили о "похоронах свободы слова", ставя это событие в один ряд с прекращением выхода бумажной версии журнала Евгении Альбац The New Times и другими "антилиберальными" по своей сути событиями на "информационном фронте". Полагаю, что это не так. Единственное, что действительно может измениться, так это степень ангажированности "РосБизнесКонсалтинга" в чисто деловых вопросах. Дело в том, что до покупки этого информационного агентства Прохоровым, оно считалось довольно объективным и содержательным. Однако после перехода в "империю ОНЭКСИМа" оно стало откровенно поддерживать бизнес-интересы своего владельца и поэтому в значительной степени утратило объективность. Большая часть проблем, возникших у РБК, очевидным образом связана с тем, что ему перестали доверять. Сперва перестали доверять только в тех вопросах, где была очевидна заинтересованность Прохорова, а потом — и во всех остальных. Сейчас, по-видимому, степень доверия к агентству может и возрасти, но это никоим образом не изменит его политическую позицию. "РосБизнесКонсалтинг" — это агентство, предназначенное именно для деятелей бизнеса, следовательно, оно естественным образом будет защищать интересы именно бизнесменов. Крупных бизнесменов — в первую очередь. Продолжит оно делать это топорно, как было при Прохорове, или более изящно, как было до Прохорова, — посмотрим.
В собственности и под контролем Григория Викторовича Берёзкина есть экономические предприятия, акции, в основном — в сфере энергетики: "Русэнергосбыт", "Русэнергоресурс". Его медийные активы состоят как из корпоративных — например, это медиа-компания "РЖД-Партнёр", журнал "Энергетика сегодня", — так коммерческих изданий для массового читателя — таких, как "Комсомольская правда" и газета "Метро". На мой взгляд, и "Метро", и "Комсомольская правда" — это издания умеренно "жёлтые", то есть ориентированные на вкусы "среднего" обывателя и даже ниже среднего, без каких-либо попыток совершенствовать эти вкусы. Думаю, что и РБК теперь начнёт ориентироваться на более широкую аудиторию, но его сущности данное обстоятельство не изменит. Тем более, что большая часть современного бизнеса заинтересована в тотальном оглуплении потребителя.
Известно, что в российском Союзе промышленников и предпринимателей Берёзкин является председателем Комиссии по электроэнергетике. Исходя из перечня бизнесов, с которым связан новый владелец РБК, полагаю, что большая часть этих бизнесов всё-таки, скорее, производящая. Так что можно надеяться, что о них будут говорить в первую очередь. Но, поскольку глобально российский бизнес вырастал всё-таки в первую очередь из обломков того, что создавалось в нашей стране в советское время, то боюсь, что многие деятели той эпохи по-прежнему заинтересованы в развале хозяйства. Думаю, явной защиты производства в данном случае ожидать не приходится.