В прогностическом обзоре Си-эн-эн* «От искусственного интеллекта до Венесуэлы: почему 2026 год станет переломным для мировой власти» (24.12.2025) особо подчеркивается, что «немногие вопросы так быстро и решительно вышли на передний план глобальной повестки дня, как искусственный интеллект. И он, похоже, останется там надолго.
И в Пекине, и в Вашингтоне ИИ рассматривается как экзистенциальная конкуренция — часто сравниваемая с космической гонкой времен холодной войны — учитывая его военное применение и способность трансформировать практически все сферы национальной политики.
В 2025 году Китай удивил мир запуском новой передовой модели логического мышления DeepSeek R1, которая бросила вызов ведущим американским моделям, при этом значительно снизив затраты. Она быстро поднялась на вершину App Store от Apple и на короткое время потрясла финансовые рынки, вызвав резкое падение Nasdaq и исторические однодневные потери для крупного американского производителя микросхем. Рынки восстановились, но сюрприз стал уроком. Этот эпизод подчеркнул, как быстро могут исчезнуть предполагаемые технологические преимущества.
Соединенные Штаты стремятся укрепить свои позиции посредством экспортного контроля и расширения сети партнеров, зависящих от американских технологий для внедрения ИИ. Администрация Трампа предприняла шаги по углублению этих партнерских отношений, одновременно предложив ослабить некоторые экспортные ограничения, в том числе в отношении Китая, — шаг, вызвавший обеспокоенность обеих партий и еще не реализованный.
Внутри страны нарастают ограничения. Соединенные Штаты отстают от Китая по выработке электроэнергии, необходимой для поддержки быстро расширяющейся сети центров обработки данных, даже несмотря на резкий рост спроса на электроэнергию. Некоторые демократы начали призывать к полному ограничению строительства новых центров обработки данных. Как и во времена холодной войны, глобальная технологическая конкуренция может все чаще сталкиваться с внутриполитическим давлением.
В 2026 году следует ожидать усиления трения между стремительным развитием искусственного интеллекта, неурегулированными политическими дебатами и обострением геополитического соперничества.
В совокупности эти факторы, вероятно, сделают искусственный интеллект одной из наиболее значимых сил, формирующих мировую политику в ближайшие годы».
Китай лидирует в исследованиях по 90% важнейших технологий — это кардинальное изменение в этом столетии
Согласно данным аналитического центра Australian Strategic Policy Institute (ASPI) (декабрь 2025 г.), Китай лидирует в исследованиях почти по 90% важнейших технологий, которые «значительно укрепляют или представляют угрозу для национальных интересов страны».
В 2025 году в рамках программы ASPI Critical Technology Tracker были оценены высококачественные исследования по 74 существующим и перспективным технологиям, что больше, чем 64 технологии, проанализированные в прошлом году. Китай занимает первое место по исследованиям в 66 областях, включая ядерную энергетику, синтетическую биологию и малые спутники, а Соединенные Штаты лидируют по оставшимся 8, включая квантовые вычисления и геоинженерию.
Результаты отражают резкую смену тенденций. В начале этого столетия Соединенные Штаты лидировали более чем в 90% оцениваемых технологий, в то время как Китай лидировал менее чем в 5% из них.
«Китай добился невероятных успехов в науке и технике, что находит отражение как в исследованиях и разработках, так и в научных публикациях», — говорит Илария Маццокко, исследовательница промышленной политики Китая из Центра стратегических и международных исследований, некоммерческой исследовательской организации, базирующейся в Вашингтоне.
Маццокко говорит, что общая тенденция, выявленная ASPI, не является неожиданностью, но «примечательно», что Китай настолько доминирует и развит во многих областях по сравнению с Соединенными Штатами.
Это может быть связано с типами отслеживаемых технологий, говорит Ван Яньбо, исследователь в области научной политики из Гонконгского университета. По его словам, страна с большей вероятностью является лидером в исследованиях новых технологий, на которых она сосредоточила свои усилия, чем в устоявшихся областях, таких как полупроводниковые чипы, где лидируют другие страны.
Команда ASPI основывала свой анализ на базе данных, содержащей более девяти миллионов публикаций со всего мира. Она ранжировала страны по каждой технологии, определив 10% наиболее цитируемых работ, опубликованных исследователями в каждой стране за пятилетний период с 2020 по 2024 год, и рассчитала глобальную долю этой страны.
Примечательно, что, по словам Дэвида Лина, стратега по национальной безопасности и технологиям из некоммерческой организации Special Competitive Studies Project, базирующейся в Арлингтоне, штат Вирджиния, Китай опережает Соединенные Штаты в области облачных и периферийных вычислений. Облачные вычисления позволяют компаниям, занимающимся искусственным интеллектом, обучать модели и обрабатывать данные без необходимости в физической инфраструктуре, в то время как периферийные вычисления обрабатывают данные локально. Интенсивность исследований Китая в этих областях «вероятно, отражает ту срочность, с которой Пекин переводит ИИ из лабораторий в практическое применение», — говорит Лин.
Анализ не следует интерпретировать как «крах американской мощи», — говорит Стивен Хай, политэкономист, специализирующийся на технологических инновациях в Сианьском университете Цзяотун-Ливерпуль в Сучжоу, Китай. В целом, Соединенные Штаты по-прежнему являются важным игроком на глобальном уровне в этих технологиях, отмечает Хай.
Готовность Вашингтона продавать новые микросхемы свидетельствует о растущей мощи Китая
«Изменение политики Вашингтона в отношении контроля за экспортом микросхем показывает, как страх перед сбоями в торговле меняет стратегию США, в то время как Пекин получает стратегическое преимущество, не стремясь получить эти технологии», - пишет Джек Бернхэм (Фонд защиты демократий) в «Нэшнл интерест» (23.12.2025).
Новое соглашение, заключенное администрацией Трампа, предоставляет Китаю доступ к компьютерным чипам, составляющим основу ИИ, при этом Китай получает взамен очень мало — и даже не заинтересован в них.
Хотя задействованные процессоры, включая Nvidia H200, позволят китайским компаниям улучшить свои позиции по сравнению с американскими аналогами, сделка, вероятно, не окажет принципиального влияния на вычислительные мощности Китая или на его заинтересованность в конкуренции с Соединенными Штатами за будущее ИИ.
«Скорее, это решение знаменует собой бесспорное становление Китая как равного США — способного оказывать мягкое давление, не прибегая к явному применению силы, в то время как Вашингтон, похоже, отказывается от своей выигрышной комбинации из-за растущего страха быть вынужденным сдаться в споре о непрочных торговых связях».
Как было впервые заявлено, американский экспортный контроль над чипами ИИ — как и над другими технологиями двойного назначения — был разработан для контроля над ключевой технологией, препятствующей действиям противника, чьи намерения бросить вызов Вашингтону остаются ясными.
Первоначально объявленные как целенаправленная мера по замедлению беспрецедентных усилий Китая по модернизации вооруженных сил, экспортные ограничения носили оборонительный характер — замедляли рост влияния Пекина, одновременно давая Соединенным Штатам время для наращивания своего превосходства или, в самом оптимистичном случае, для принуждения Китая к альтернативному пути. Эта точка зрения достигла кульминации в запуске ныне не существующей Рамочной программы распространения ИИ, политики, которая фактически поставила отрицание выше заключения сделок в качестве краеугольного камня американской глобальной стратегии.
Однако по мере того, как китайские модели ИИ становились все более мощными и внедрялись в китайскую армию — развивая медицину на поле боя, подпитывая подготовку войск к кризису на Тайване и финансируя вычислительную архитектуру — расчеты Вашингтона постоянно менялись.
Первые масштабные изменения произошли, когда Вашингтон отдал приоритет сдерживанию посредством заключения сделок, а не отрицанию. От полной отмены Рамочной программы распространения ИИ до приобретения долей в американских производителях высокопроизводительных чипов и разрешения продажи линейки H20 компании Nvidia — Вашингтон быстро предпринял шаги по подрыву своей прежней стратегии экспортного контроля.
Этот новый подход обещал принести растущие стратегические выгоды: Вашингтон получал рычаги влияния, предоставляя незаменимую систему, и одновременно гарантировал, что американские компоненты станут ядром глобальной архитектуры ИИ. В рамках серии переговоров между Вашингтоном и Пекином американские чипы должны были заставить Китай пойти на уступки, стимулировать растущую зависимость от них и использовать ключевой технологический тупик.
В попытке вернуться в прошлое, Вашингтон непреднамеренно воспользовался логикой, которая определяла его политику в отношении Китая с момента окончания холодной войны: как только Пекин прочно войдет в американские цепочки поставок, Соединенные Штаты получат достаточно рычагов влияния.
Однако вмешалась реальность. Проведя последние два десятилетия за устранением всех рычагов иностранного влияния в своей зарождающейся высокотехнологичной экономике, Пекин отказался идти на уступки. Он фактически отверг ранее сделанные американские предложения по поставке микросхем среднего уровня, одновременно посылая четкие политические сигналы китайским компаниям, чтобы они подчинились растущим отечественным альтернативам. Даже несмотря на то, что Китай молчаливо снял ограничения на другие стратегические узкие места — в частности, на редкоземельные элементы — Пекин оставался полон решимости отдавать приоритет отечественным микросхемам, несмотря на ожидаемое снижение их характеристик.
Почему продажа передовых микросхем сигнализирует о слабости США, а не о контроле?
Заключив последнее соглашение, Соединенные Штаты, похоже, не смогли добиться от Китая соблюдения условий или каких-либо уступок. Обменяв все более мощные активы без видимой выгоды, кроме пополнения государственной казны, Вашингтон решил начать новую разрядку напряженности в отношениях с Пекином. Хотя периодические эпизоды балансирования на грани войны сохраняются, главная цель Соединенных Штатов — урегулировать и без того пострадавшие торговые отношения, не провоцируя новых кризисов.
Напротив, Пекин по-прежнему привержен идее избегать любой формы зависимости, поскольку внутренние инновации продолжают процветать под эгидой государственного финансирования. Соединенные Штаты также публично не добились никаких новых уступок — продажа передовых микросхем не обеспечит бесперебойные поставки критически важных полезных ископаемых, не спасет фермеров, выращивающих сою, и не приведет к экономической перебалансировке.
Вместо этого ценность этих чипов будет заключаться в их символическом значении. Даже если их оставят в коробках, их присутствие покажет, что Соединенные Штаты готовы к активным компромиссам из-за опасений возможного кризиса. Уступая в вопросах, которые когда-то считались ключевыми для национальной безопасности, под давлением неуказанных угроз, сделка также показывает, что Вашингтон, возможно, готов отказаться от выигрышной комбинации — действующий американский экспортный контроль за технологиями производства чипов продолжает оказывать сильное негативное воздействие, препятствуя модернизации Китаем своих отечественных заводов по производству чипов.
Искусственный интеллект меняет глобальный баланс сил
В июле 2025 года администрация Трампа представила «Американский план действий в области ИИ» — масштабную стратегию по «победе в гонке ИИ» за счет инвестиций в инновации, инфраструктуру и безопасность. Быстрое развитие ИИ сулит военные и экономические выгоды тому, кто первым освоит его возможности.
Но по мере того, как Соединенные Штаты, достигнув этого важного политического рубежа, усиливают свои позиции в области ИИ, надвигается тревожная реальность: Китай активно продвигается вперед — не только в разработке ИИ, но и в его масштабном использовании в качестве оружия.
По сути, Соединенные Штаты стоят на переломном этапе. «Будем ли мы активно формировать будущее ИИ в сфере национальной безопасности или будем наблюдать и реагировать, пока противники будут перехватывать инициативу?», - задают сакраментальный вопрос Келли Эссер (Институт национальной безопасности Вирджинского технологического института) и Марина Теодоту (директор Центра пограничного ИИ) на страницах пентагоновского издания «Нэшнл дефенс» (12.12.2025).
«Мы должны действовать на опережение. Это выходит далеко за рамки разработки и внедрения ИИ. Это требует более широкого, целостного управления ИИ со скоростью изменений. Эпоха неторопливого внедрения технологий и осуществления изменений посредством «коалиций желающих» закончилась. Возможности ИИ стремительно развиваются ежемесячно, если не ежедневно, и наши институты и процессы должны адаптироваться быстрее. Управление больше не может быть второстепенным вопросом или формальностью — оно должно стать динамичным фактором, способствующим инновациям и безопасности, при поддержке государственного и частного секторов».
Американские лидеры из правительства и промышленности признают, что управление ИИ — это не тормоз прогресса, а механизм его регулирования.
Устанавливая контрольные механизмы, управление ИИ способствует достижению высокоэффективных результатов — появлению новых возможностей, повышению эффективности и улучшению качества услуг — одновременно снижая растущие угрозы безопасности, такие как «отравление» данных, предвзятые алгоритмы, кража весовых коэффициентов моделей и троянские атаки. Короче говоря, целостный подход к управлению ИИ в интересах национальной безопасности — это способ безопасно и быстро продвигать эту революцию вперед, а не способ ее замедления.
«США находятся на стратегическом переломном этапе развития ИИ, где экспоненциальный технологический рост пересекается с соперничеством великих держав».
Как заявил Николас Гертин, бывший помощник министра военно-морских сил по исследованиям, разработкам и закупкам: «Интеграция ИИ в критически важные системы требует тщательного рассмотрения того, где и как он приносит пользу, что приводит к изменению парадигмы в том, как мы проектируем, тестируем, оцениваем и управляем новыми технологиями».
Ключевые тенденции, определяющие этот переломный момент, включают в себя стремительный рост возможностей, которые развиваются экспоненциально, достигая результатов, ранее считавшихся невозможными. По мере того, как модели становятся больше и обрабатывают больше данных, они начинают демонстрировать новые модели поведения, такие как неожиданные скачки в рассуждениях или творческом подходе. Модель ИИ, которая сегодня кажется безопасной, после обновления может вести себя непредсказуемо.
Традиционное управление технологиями предполагает постепенные изменения, но ИИ разрушает это представление. Версия 2.0 может полностью отличаться от версии 1.0. Это требует непрерывного мониторинга и гибкости для оперативной корректировки мер контроля.
«В сфере, где вчерашняя научная фантастика стала реальностью, управление должно оставаться бдительным, чтобы системы ИИ соответствовали ценностям и целям миссии».
«Тем временем соперники — особенно Китай — движутся с головокружительной скоростью. Пекин сделал искусственный интеллект центральным элементом своей военной модернизации. Новые китайские беспилотники с поддержкой ИИ и другие системы быстро сокращают отставание от возможностей США. Более того, Китай интегрирует ИИ во все сферы ведения войны и стирает грань между гражданскими и военными технологиями посредством военно-гражданской интеграции.
Если мы будем проявлять самоуспокоенность или недостаточный контроль, Китай воспользуется каждой лазейкой. Кошмарный сценарий – это не просто «роботы-убийцы» или научно-фантастическая сингулярность. Это противник, обладающий превосходящим искусственным интеллектом и захватывающий стратегические позиции, в то время как американские системы будут давать сбои из-за слабого управления или этических нарушений».
В действительности, ИИ стал дешевле и мощнее, чем когда-либо, и конкуренты используют его таким образом, что это проверяет безопасность, ценности и возможности.
«То, как отреагируют Соединенные Штаты — внедрив правильную систему управления сейчас или спешно реагируя после кризиса — определит, станет ли ИИ устойчивым стратегическим преимуществом для национальной безопасности или источником новых уязвимостей. Каждый день задержки — это еще один день, когда наши критически важные системы ИИ остаются уязвимыми для кражи, саботажа или сбоев. Страна должна действовать безотлагательно».
Как на практике выглядит эффективное управление ИИ для государственных и частных организаций, стремящихся идти в ногу со временем?
Модель, предлагаемая авторами статьи (разработанная Институтом национальной безопасности Вирджинского политехнического университета), основана на четырех фундаментальных принципах и содержит структурированный подход, гарантирующий, что ИИ будет приносить пользу безопасно и ответственно, даже в условиях стремительной эволюции.
Авторы предлагают рассматривать эти четыре принципа как строительные блоки готовности к внедрению ИИ, управления рисками, устойчивости и роста.
Первый столп – институциональная готовность.
Готовы ли организации к ИИ? Этот столп посвящен подготовке людей, культуры и структур к ответственному внедрению ИИ. Он начинается сверху – руководители должны отстаивать управление как стратегический приоритет, устанавливая четкие роли и межфункциональные структуры управления, чтобы гарантировать соответствие ИИ целям миссии и этическим стандартам.
Институциональная готовность также подразумевает повышение квалификации и переподготовку персонала. Когда специалисты по обработке данных, руководители программ и рядовые сотрудники понимают преимущества и недостатки ИИ, управление становится общей этикой, а не навязанным правилом. Обучение, включающее этику, безопасность и снижение рисков, должно быть таким же рутинным, как и сегодняшние тренинги по кибербезопасности. Когда организация действительно «готова к ИИ», ответственное использование ИИ воспринимается как здравый смысл, а не как рутина, а управление перестает быть бюрократической преградой — это становится навигационной системой, направляющей быстро развивающуюся организацию.
Второй столп — инфраструктура и данные.
Существует ли технологическая основа для надежного ИИ? Даже самые лучшие стратегии мало что значат, если их не поддерживают информационные технологии и каналы обработки данных. Этот столп фокусируется на создании технической основы для безопасной, надежной и прозрачной работы. Масштабируемые вычислительные мощности, надежная инфраструктура данных и устойчивые сети необходимы для обработки рабочих нагрузок.
Не менее важно надежное управление данными, обеспечивающее высокое качество данных, отслеживание их происхождения и защиту конфиденциальности, чтобы модели ИИ обучались на достоверной информации. Безопасность и отказоустойчивость здесь имеют решающее значение, поскольку надежность этих систем зависит от защиты, которую они обеспечивают. Это означает защиту критически важных данных, обеспечение безопасности кода и укрепление систем от враждебных манипуляций.
Без надежной инфраструктуры и качественных данных даже самая благонамеренная инициатива в области ИИ может потерпеть неудачу. Надежное управление подразумевает инвестиции в эти основы, чтобы системы оставались надежными в условиях стресса и заслуживали доверия.
Третий столп — это надзор и обеспечение гарантий.
Управляются ли риски на протяжении всего жизненного цикла? Этот столп является ядром управления рисками в рамках управления ИИ. Он предполагает внедрение надзора с самого начала и на каждом этапе жизненного цикла системы, чтобы обеспечить ее безопасность, ответственность и соответствие ее назначению. Другими словами, следует применять принцип «управление по умолчанию» — закладывать подотчетность в системы ИИ с первого дня.
Надзор должен быть постоянным: регулярные проверки, мониторинг и планы реагирования на инциденты для выявления любых сбоев или отклонений на ранней стадии и их исправления. Искусственный интеллект не должен быть «черным ящиком» — кто-то должен нести ответственность и быть в состоянии объяснить принимаемые им решения. Страна не может позволить себе неконтролируемые или непредсказуемые алгоритмы в правительстве или обороне, где на кону жизни и национальная безопасность.
Четвертый столп включает в себя адаптивность и рост.
Может ли управление развиваться по мере развития ИИ? Этот столп затрагивает самый сложный аспект — изменения. ИИ — это постоянно меняющаяся величина, постоянно появляются новые разработки. Управление должно быть адаптивным, позволяя ИИ расти в цене, идя в ногу со своей эволюцией. Это означает отказ от жестких, универсальных правил, которые могут устареть. Вместо этого следует сосредоточиться на гибких принципах и процессах, которые можно корректировать по мере необходимости.
Например, вместо политики, привязанной к конкретной модели ИИ или сценарию использования, следует установить общие руководящие принципы, которые будут действовать по мере изменения технологий. Для обеспечения адаптивности организациям следует регулярно обновлять свои политики в отношении ИИ по мере изменения условий и усвоения новых уроков.
Адаптивность также требует постоянного стремления к обучению. Необходимо собирать отзывы о внедрении ИИ, проверять результаты на предмет непредвиденных последствий и быть внимательным к возникающим рискам и передовым методам работы.
Авторы считают, что «Соединенные Штаты имеют богатый опыт успешного преодоления сложных технологических вызовов — от космической гонки до интернет-революции. Сегодняшняя революция в области искусственного интеллекта сопоставима по масштабу возможностей и еще более актуальна из-за глобальных рисков. Управление ИИ, возможно, не столь эффектно, как лунная программа, или столь осязаемо, как новый истребитель, но оно является ключом к нашему устойчивому превосходству в области национальной безопасности в эпоху ИИ».
«Управление – это то, как системы ИИ остаются безопасными, ответственными и соответствуют ценностям и целям, а также как противодействуется злоупотреблениям со стороны противников. Именно так будет укрепляться доверие к ИИ как к силе добра.
Для этого необходимы действия со всех сторон. Например, разработка рамок стандартов для защиты ИИ в контексте национальной безопасности необходима, учитывая возросшие риски. Федеральным агентствам потребуются механизмы для оценки их готовности в соответствии с этими принципами. Многие из них все еще находятся на ранней стадии, что хорошо, если у них есть план действий, но самоуспокоение было бы катастрофическим. Наличие национальной стратегии или плана действий в области ИИ не равнозначно их практическому применению. Лидеры должны осознать важность управления ИИ, предпринимая действия, включающие распределение ресурсов, инвестиции в кадры и внедрение гибких методов надзора.
Промышленность должна применять «активный» подход к инновациям и интеграции ИИ, оценивая их с помощью партнерства с правительством, стандартов и стимулов. Академические круги, аналитические центры и некоммерческие организации должны продолжать поддерживать эти усилия, проводя качественные исследования в области политики, сохраняя при этом честность и объективность, способствуя межсекторному сотрудничеству, повышению уровня знаний об ИИ и обмену опытом.
Призыв к действию ясен: федеральные и оборонные руководители США должны рассматривать управление ИИ как стратегический приоритет. Каждая организация должна иметь стратегию управления ИИ. Каждый проект в области ИИ должен иметь план. Каждое обсуждение политики в отношении ИИ должно касаться не только того, как стимулировать развитие ИИ, но и того, как делать это ответственно. Будущее американского лидерства в области ИИ — а также безопасность и процветание страны — зависят от нашей способности смело управлять этой технологией».






