«И бездны мрачной на краю…»
Сообщество «Круг чтения» 12:16 14 апреля 2020

«И бездны мрачной на краю…»

О романе "Гость", искусстве осквернения и изгнании беса
23

Беседа в программы "Открытая книга" (телеканал "Культура") 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Александр Андреевич, в своём новом романе "Гость" вы делаете своеобразное открытие: во всём виноваты художники. Они рушат миропорядок, призывают беды, вызывают несчастья, нарушают мыслимые и немыслимые запреты. Утверждение яркое и спорное. 

Герой вашего нового романа — радикальный художник-акционист Аркадий Веронов. Для него нет ничего святого. Он троллит общество, издевается над святынями. И всё — ради хайпа и наживы. Как вы считаете, такой персонаж актуален? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Актуально искусство осквернения, Сергей. Мы живём в эпоху, когда эстетика осквернения победила все остальные эстетики и стала этаким общим местом. Если раньше эстетика осквернения была привилегией отдельных демонических фигур, таких, как Бодлер или маркиз де Сад, то сейчас это стало стилем. Я даже думаю, что такой эстетике учат. Не могу объяснить, почему это так. Может быть, потому, что израсходован арсенал традиционной эстетики. 

Когда я говорю о традиционной эстетике, то имею в виду не только театр Станиславского и Немировича-Данченко. Но израсходовал себя и конструктивизм Мельникова, израсходовали себя кубизм и дадаизм. Возникла страшная пустота, от которой художник изнывает. И наступило время порыва или прорыва. Возник протест против этой пустоты, художнику хочется взорвать пустоту. Чем он её может взорвать? Пустоту можно взорвать только пустотой. И это искусство осквернения, искусство разоблачения, срывания пломб, срывания табу — это и есть взрывание пустоты пустотой. Я это заметил и очень переживаю. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

С кого вы писали образ Веронова? Или он собирательный? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Этот образ не списан с конкретного персонажа. Но я пристально слежу за Александром Невзоровым. У меня с ним таинственная экзистенциальная связь. Мы были рядом в самый мучительный, самый мощный период русской истории — когда Россия меняла кожу. Тогда мы были вместе, я восхищался телепрограммой Невзорова "600 секунд", и с ней моя газета "День" были этакими близнецами, побратимами Я слежу за ним и ужасаюсь, и восхищаюсь, и проклинаю его, и думаю: "Боже мой, он — самый гениальный из всех ему подобных". Но Невзоров стал не прообразом, а детонатором этой работы. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Довольно быстро выясняется, что бесчинства Веронова имеют страшные последствия: техногенные катастрофы, авиакатастрофы, массовые беспорядки. Что здесь: ваши скрытые нравоучения об ответственности художника или более тонкая метафора? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Нет, я никогда не говорил об ответственности художника. Художник не ответственен ни перед кем, только перед своим пером. Я просто убеждён, что этот мир, мироздание подвержено магическим влияниям. И если всё время вымаливать свет и добро, второе пришествие, то оно состоится. А если славить тьму и впрыскивать в мир комья тьмы, неверие, не благословлять, а проклинать, то комья тьмы могут взрываться где угодно. Например, на железнодорожных путях, могут разрушаться мосты, начинаться локальные войны… "Камень, брошенный в море, меняет всё море", — сказал Паскаль. И любая эманация тьмы — особенно, если она сделана талантливым художником, маэстро, — врываясь в мир, может произвести самые невероятные разрушения. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

О губительной силе его перфомансов Веронову рассказывает зловещий бизнесмен по фамилии Янгес. Он предлагает художнику вместе "встряхнуть" Россию. Что это за демон-искуситель? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Таких демонов-искусителей полно. Загляните в кулуары Госдумы — и вы увидите там странных людей, которые расхаживают по коридорам с задумчивым видом, иногда здороваются с депутатами, принимая за депутатов охранников или уборщиц. Эти люди — этакие колдуны, которым нравится думать, что они управляют историей. Может быть, они и управляют ею. И этот демон, может быть, один из них. Когда говорят: "схватка магов, битва экстрасенсов", — это звучит декоративно и смехотворно. Но битва идей, форма воздействия… Идеи же бывают не только политические, военные, экономические, информационные. Есть ещё какая-то таинственная составляющая, которая направляет движение народов. 

Этот человек несколько схематичен, но в него мог бы вписаться образ Березовского, например. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

У вас это весьма противоречивая фигура. С одной стороны, он жаждет великих потрясений, а с другой стороны — истово клянётся в любви к России. 

Александр ПРОХАНОВ. 

Для того, чтобы совершить преступление против России, нужно сначала поклясться в любви к ней. Это изначально необходимое условие. Причём, чем больше, чем изысканнее человек на людях клянётся в любви к России, тем он опаснее, к нему нужно относиться осторожно. Потому что самый болезненный и неожиданный удар наносится тогда, когда ударяемому говорят, что он восхитителен, прекрасен, божественен, любим. И после этого можно нанести такой удар. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Янгес уверяет Веронова, что Советский Союз развалили художники, творческие люди, которые целенаправленно или исподволь наносили удары по общественному сознанию. Вам близка такая точка зрения? Вы считаете, что люди культуры и искусства несут ответственность за падение государства? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Она не только близка, она совпадает с моей точкой зрения. Потому что я прошёл перестройку, и я весь в рубцах, в ожогах перестройки. За четыре года перестройки последовательно уничтожили все константы и все коды, на которых было основано Советское государство, понятие государства в целом. Эти коды можно было уничтожить по-разному. Можно было просто расстрелять их носителей. А можно было эти коды разрушить идеологически, разрушить эстетически: средствами искусства, средствами тонких энергий. Когда разрушался образ Чапаева, например, на него обрушилась вся мощь смеховой культуры. И создатели бесконечных чапаевских анекдотов были, конечно, не простолюдинами — это остряки, изысканные люди, этакие тайные смехачи. И так поступали с каждым образом: с образом Зои Космодемьянской, которую стали называть пироманкой, так поступают теперь с образами двадцати восьми панфиловцев, которых, как сейчас пытаются уверить, и не было. Насмехались над всем. Делали это, конечно, художники. Недаром в священных текстах сказано: "Дело рук художников ненавижу". 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Мне кажется, что с некоторыми вероновскими акциями вы могли бы солидаризироваться. Например, он устраивает обструкцию правозащитникам на их собрании. Или пугает пулемётом либеральных экономистов. Получается, что Веронов для вас — не отрицательный персонаж, по крайней мере, не однозначно негативный. 

Александр ПРОХАНОВ. 

Он, по-видимому, совсем не негативный — впрочем, как и всякий человек. Вы как писатель знаете не хуже меня: когда вы принимаетесь за какой-то образ, то поселяетесь в этом образе, и вы в него проецируете себя: все свои скверны, тайны. Все свои невысказанные желания мы в него проецируем. И в данном случае Веронов — это Невзоров только по своему внешнему контуру. А внутренний контур, конечно, во многом совпадет с моими представлениями. Но я никогда бы не стал… Нет, я беру свои слова обратно! Я хотел сказать, что никогда бы не стал стращать либералов пулемётами. Но ведь была такая страшная пора, когда либералы на глазах сгрызали страну: и её территорию, и её технологии, и её веру. Тогда я испытывал к ним метафизическую ненависть. Тогда речь могла бы идти о пулемётах. 

Но сейчас времена изменились. Я стал во многом пластилиновым, мягким, ватным. Расплавился тот жестокий шкворень, который жил во мне когда-то. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

У Веронова есть светлый двойник — Фёдор Степанов. Когда-то в юности они были близки, вместе занимались наукой. А теперь их не просто развела жизнь — они занимаются принципиально разным: Фёдор Степанов мистически запечатывает то мировое зло, которое высвобождает Веронов своими перфомансами. 

Веронов находит своего друга нищим и обездоленным, но не сломленным. Цитирую: "Я был инженером, Аркаша. Но теперь я домашний чародей, шаман в инвалидной коляске. Мне приносят с помоек консервные банки, я их отмываю, очищаю, спасаю от смерти, от уродства, и из этих искалеченных банок создаю космические города…" 

Вы знаете подвижников, подобных Степанову? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Да. Один из них перед тобой. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Это правда. 

Александр ПРОХАНОВ. 

Мне кажется, что мировая и, в частности, русская идея бессмертия, или, вернее, идея воскрешения из мёртвых — это пасхальная идея, которая заложена во всю историографию государства Российского. Возникновения и исчезновения русских империй, чёрные дыры, где исчезают государство и народ в целом, и вновь восхождения и воскрешения — это пасхальная синусоида русской истории. Поэтому воскрешение всего мёртвого, всего исчезающего, закрепление его — очень важная для всех русских мыслителей идея. А для меня как для художника она особенно важна. Может, это один из самых главных стимулов моего творчества — задержать исчезающее историческое мгновение, не дать ему испепелиться, не дать пропасть, выхватить из стремительного исторического потока. Выхватить метафору, что сложилась в этот образ, в который сложился сегодняшний исторической цикл. И запечатлеть его в романе. Поэтому этот антипод Веронова мне очень близок. Это не мой прототип, но я был окружён такими людьми — людьми, которые спасали. Мы роемся на огромных свалках русской истории и вынимаем из неё обломки, осколки. И как Кювье по клюву сумел восстановить весь облик давно вымершей птицы, мы по какому-нибудь маленькому осколку лампады восстанавливаем весь храм. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Чем дольше Веронов бесчинствует, тем отчётливее осознаёт, что он не один. 

"В Веронове тлело жжение. Тёмная муть застилала глаза. Он прислушивался к существу, которое в нём поселилось, и это существо требовало пищи. Этой пищей было то смертельное наслаждение, которое он пережил, и пережить которое снова стремился". 

То есть Веронова одолел бес. Одолел конкретно его, экстремального художника, или речь о художниках всех времён и народов? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Художник стоит перед бесовским искушением. Художник — существо очень опасное и опасливое. Он всё время на перепутье: или ты своим творчеством опускаешь человеческое "я" ближе к поясу, в пах, туда, где бушует неистовая звериная энергия. Либо своим творчеством поднимаешь этот центр ближе к сердцу, к дыханию, к глазам, к теменному оку, чтобы через них улететь в небеса. Поэтому у художника всегда есть два направления. Иногда они совпадают. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Например, в вашей прозе, где так много звериной энергии… 

Александр ПРОХАНОВ. 

Может быть, одним шагом ты опускаешься и опускаешь читателя в преисподнюю, а другим шагом, испугавшись этого, вытаскиваешь себя и своего читателя из этой бездны, поднимаешь его в горний мир. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Многие ваши книги написаны под впечатлением от поездок на войны, в "горячие точки". Можно даже заподозрить вас в упоении распадом и страданиями. Может, эта страсть сродни вероновской страсти? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Нет. У меня есть четверостишие: 

Я воевал в Анголе, в Мозамбике. 

Мне были трудные заданья по плечу. 

Я слышал мир в его предсмертном крике. 

Вот почему ночами я кричу. 

И я ездил для того, чтобы услышать этот крик мира. Такое не всегда можно услышать в московской квартире. Я его слышал. Слышал, как ревут от страдания континенты. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Но вы привозили с каждого поля страдания и войны ярких бабочек. 

Александр ПРОХАНОВ. 

Это тоже была таинственная страсть, которая говорит, может быть, о не совсем здоровой психике, не знаю. Но бабочками увлекались многие: от Гумбольдта до Набокова. Потому что бабочки и война — это разные измерения. Они не связаны друг с другом. Войны, на которых я был, протекали в тропиках, в саваннах, в джунглях, в сельвах, на берегах рек. А это места, где бушуют табуны бабочек. На них нельзя смотреть, оставаясь равнодушным. 

Бабочка — это одно из самых реликтовых существ. На бабочке — в её прожилках, в оттенках, в лазоревых пятнах, в её каких-то серебряных складках, заложена картина молодой — ранней — земли. И бабочка — это одна из величайших метафор, метафора жизни души — Психеи. Потому что душа, рождаясь в мир, — молодая, неопытная, она хочет всё поедать, потреблять. Она поедает листы, накапливает свою плоть, телесность, жиреет, она отвратительна в своей жажде всё поедать. Потом она умирает, сходит в гроб, в саркофаг — становится куколкой. Она уходит в этот страшный затвор, во тьму — в кокон. Это вторая стадия — смерть души. А третья — воскрешение. Когда куколка в своём саркофаге оживает, у неё прорезаются крылья, она ими рассекает чехол и выходит потрясающим существом, которое уже не нуждается в еде — оно пьёт солнце. Солярное существо. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

У вас никогда не было ощущения, что вы напророчили что-то зловещее? Если следовать мистической линии романа "Гость", получается, что вы тоже вызывали какие-то страшные события. Вспоминаю ваш роман "600 лет после битвы", который был воспринят как предсказание чернобыльской катастрофы. 

Александр ПРОХАНОВ. 

У меня не было такого ощущения. Я — не пророк, и даже не хочу мистифицировать это. Возможно, было нечто другое. Я всегда был очень актуальным писателем, всегда жил в потоках, которыми наполнена жизнь. А в этих потоках можно многое углядеть или со многим можно совпасть. 

Чернобыльская катастрофа случилась в период, когда я писал роман об атомной станции в Удомле (это Калининская станция), не помышляя о катастрофе, а говоря о государстве. Но тогда шла перестройка. Я боялся перестройки, видел в ней большую аварию, которой подвержена страна. И когда я писал этот роман, то образ станции, образ атомного реактора был образом государства. Я думал: ведь перестройка может взорвать этот реактор, сломать государство. И в подтверждение этого случился Чернобыль, куда я сразу же улетел. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

В редкие минуты умиротворения Веронов вспоминает прошлое, когда на природе был вместе со своей возлюбленной Верой. И это своего рода тоска по утерянному раю. "Они идут лесами. Красный сосновый жар. Пахнет смолой, муравьиным спиртом. Где-то рядом, в черничниках бродят медведи. Но им обоим не страшно, они идут, взявшись за руки, и в стволах, то слева, то справа мерцают озера. Он целует её, видя, как на стволе длинной тягучей каплей висит золотая смола, и в её волосах запутался листик черники". 

А вам это близко — тяга к природе? Вы могли бы поменять бурную и полную страстей жизнь на такое отдохновение, на побег? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Самое дорогое, что у меня есть, — это природа. В моей жизни был период, когда я четыре года жил в деревне, был лесником. Драгоценнейший период, как я сейчас понимаю. Мне удавалось в течение года видеть все календарные изменения русской природы: от суровых снегопадов, чёрных ночей до первого блеска лазури, до таяния первых снегов. Как гремят ручьи, как расцветают сначала белые цветы, потом золотые, потом красные, потом голубые. И потом всё это превращается в осенние октябрьские иконостасы, когда вся Россия — огромный иконостас золотых икон. И я всё это прожил! Это так прекрасно. Может быть, тем, что я дожил до своих лет, я обязан давним моим деревенским скитаниям. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Веронов хочет выйти из игры и избавиться от "гостя". Он идёт в монастырь, где отец Макарий совершает над ним отчитку. "Отец Макарий поднял крест, обратил его к Веронову. Голосом, похожим на вопль воскликнул: 

— Изыди! 

Веронов слышал, как с треском распадается грудь, хлещет из разорванных сосудов кровь. Наружу, выпутываясь из кишок, выскакивал кто-то огромный, волосатый, похожий на гориллу. Горилла с ненавистью на него обернулась. Он рухнул, опрокинув таз, ударился о каменный пол". 

Как вы писали эту сцену? Вы наблюдали сеансы экзорцизма? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Я наблюдал и продолжаю наблюдать, как Господь Бог отчитывает современное человечество, как из человечества изгоняется это огромное волосатое, мохнатое существо. Оно иногда убегает из человечества, и у того возникает иллюзия свободы. А потом оно опять возвращается и уютно сворачивается у него под сердцем, в кишках. Я всё это видел и вижу. Отдельный акт экзорцизма — нет, не видел никогда. Но я понимаю, что такое изгнание беса из истории, из человечества, из себя самого. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Веронов оказывается на праздновании Дня народного единства, когда на Боровицкую площадь, к памятнику святому благоверному князю Владимиру, стекаются разные политические силы: левые, правые, монархисты, либералы. И вот что там происходит. 

"Веронова восторгало зрелище. В этих толпищах чудилась таинственная сущность империи, из которой, как магма, изливались народы, верования, учения, безумные идеи, таинственные мечтания. Причудливо смешивались, уходили вглубь, вновь появлялись, и ничто не пропадало бесследно, всё повторялось из века в век, из царства в царство. И сейчас в этом вареве возникало Государство Российское, уцелевшее после страшного падения. Оно вновь начинало своё угрюмое восхождение, как тесто, в которое Господь бросил небесные дрожжи". 

Как вы считаете, возможно ли это примирение на основе общего дела, возможно ли слияние самых разных потоков русской истории? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Слияние — нет. Но укрощение этих разрушительных противоречий возможно. Оно возможно, мне кажется, именно в ускорении жизни, в ускорении этого потока. Когда у государства возникает огромная цель или огромная опасность, или то и другое одновременно, то все наполняющие государство силы сливаются в общем желании преодолеть беду. Это самые счастливые периоды в истории государства, в том числе — в истории государства Российского. А потом, когда опять наступает застой, остановка, опять всё раскалывается на левых, на правых, и начинается извечная русская буза, смута, которая преодолевается только рывком вперёд. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Некоторые критики ругают ваши книги за излишнюю выспренность и цветистость. Например, журналист Ольга Романова в статье "Проханов и пустота" написала вот что: "Прохановскую прозу характеризует избыточность метафор, удачных и не очень. Символизируется и метафоризируется любой фрагмент реальности: вещи, еда, интерьеры, события, страны, континенты и т.д. Будто писатель пытается забить все щели в реальности словами, любой ценой удержать идейное единство ускользающего и враждебного мира". Что вы думаете по поводу этого пассажа? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Он справедлив, и Ольга Романова, которая начинала как критик, а сейчас кончила "Русью сидящей", превратилась в пустоту как критик. И этот её пассаж: очень сильный, мощный, — ничем не кончился. То есть я не стал писать хуже после этого. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

В финале романа Веронов, так и не справившись со злом в себе, уносится в тёмную бездну, погибает. Можно ли это назвать хэппи-эндом? 

Александр ПРОХАНОВ. 

Там хэппи-энд другой. После того, как он кидается в эту чёрную магму, в этот вар, там возникает картина русского зимнего поля, русской позёмки: бесконечной туманной, милой, очаровательной, бессмертной и тоскливой русской реальности. И поэтому ещё одна бедная душа, пройдя свой земной путь, погибает. Но позёмка остаётся. Остаётся щемящая и восхитительная русская любовь к своей стране, к её будущему неизбежному величию и к её сегодняшним горестям и несчастьям. 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Александр Андреевич, вы написали страшный роман: зло вторгается в мир. Пожирает его — и будто бы нет спасения. Но всё-таки таинственный свет мерцает. Будем надеяться, что тьма отступит. 

Вы — традиционалист, а у нашей программы "Открытая книга" на телеканале "Культура" есть традиция: гость оставляет автограф в своей книге. Буду вам благодарен за пожелание или даже наставление. 

Александр ПРОХАНОВ. 

Я тебе очень признателен. Со мной мало говорят об искусстве. Вот моё посвящение: "Дорогой Сергей, очень люблю тебя: поэта, революционера, мистика. Рад, что я твой гость!" 

Сергей ШАРГУНОВ. 

Спасибо, Александр Андреевич! 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

12 мая 2020
Cообщество
«Круг чтения»
9
Cообщество
«Круг чтения»
6
Cообщество
«Круг чтения»
2
Комментарии Написать свой комментарий
13 апреля 2020 в 11:46

Все основные бесчинства людей происходят сегодня из-за непонимания ими гибели капитализма в 1976 г.
Людей обманули, что капитализм якобы победил коммунизм. И вот одни стали строить капитализм, который не построить, а другие стали бороться с уже несуществующим капитализмом. Понятно, что жизнь ни у одних, ни у других не удалась. Пора прекратить эти мучения людей, объяснив им, что капитализм давно погиб.
См. Обращение к блогерам, авторам, экспертам и руководителям газеты Завтра по факту гибели капитализма в 1976 г. http://zavtra.ru/blogs/obrashenie_k_blogeram_avtoram_ekspertam_i_rukovoditelyam_gazeti_zavtra_po_faktu_gibeli_kapitalizma_v_1976_g_

13 апреля 2020 в 14:03

"Для того, чтобы совершить преступление против России, нужно сначала поклясться в любви к ней. Это изначально необходимое условие. Причём, чем больше, чем изысканнее человек на людях клянётся в любви к России, тем он опаснее, к нему нужно относиться осторожно. Потому что самый болезненный и неожиданный удар наносится тогда, когда ударяемому говорят, что он восхитителен, прекрасен, божественен, любим. И после этого можно нанести такой удар".

13 апреля 2020 в 15:07

А я все никак не мог понять, почему это я призываю здесь, на сайте Завтра, где, вроде бы, полно патриотов России, спасти Россию, вернув ей выпуск ее денег, а мало кто бросается на деле спасать ее.
Но как выявить настоящего патриота?
Только послав его на смерть за Родину.
Я вот всю жизнь пробегал не просто на смерть, а на верную смерть за Родину.

13 апреля 2020 в 18:25

Проханов провидец и создатель. "Гость" пришёл и не уходит....

14 апреля 2020 в 06:36

Ария не званного Гостя:
"Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
То тут сто грамм, то там сто грамм-
Проснулся-снова утро!"
Скорее бы молодая крапива взошла!

14 апреля 2020 в 00:07

Здесь неполное интервью. Нет того, что объясняет нынешнюю позицию Проханова. По-моему, это было важно.

14 апреля 2020 в 03:10

Этот диалог ассоциативно напомнил мне "Легенду об Уленшпигеле". Но даже не саму книгу, а тот дивный советский фильм времен русского ренессанса. Когда человечество откатывается в какую беспросветно черную полосу своего развития, когда вроде все работает - цеховая культура в зените мастерства, но кругом мракобесие и невежество. Жгут книги, культурное владычество Испании, а простой люд кроме, как о пожрать ни о чем и думать не хочет.

Этот мир вновь спасут те, кто сохранит способность ЧИТАТЬ, ибо все уже написано. И человечеству, чтобы вернуться в золотой век потребуется сохранить тысячу самых важных книг. А все остальное? То пусть будет. Как память о том, как мы взлетели и опалили свои крылья.

14 апреля 2020 в 06:41

Уважаемый Сергей! Я плачу, как Шурик! Птичку жалко, упавшую на самое дно самого глубокого ущелья. Как бы высоко кто не летал-никогда не отрывайся от коллектива.

Александр Андреевич жалеет о распаде Советской империи, хулит художников, писателей , которые приложили руку к её распаду. Но это было и будет. Так же поступали наши классики 18-19 века. Одна книга Александра Радищева чего стоит! так что спасибо таким " художникам", как Радищев. которые двигают развитие общества и страны. Хотя в истории были и Пётр Первый и Горбачёв М.С.

14 апреля 2020 в 23:44

В те добрые времена Российская империя была всё-таки суверенным государством, иногда даже совсем не с умным правителем, зато не предателем.

14 апреля 2020 в 09:15

Уже даже М. Л. Хазин, рядом в статье "Без теории нам смерть", признал, что нами правят не капиталисты предприниматели, а капиталисты банкиры: "Но вот если посмотреть на ситуацию с марксистской точки зрения, то все непонятки мгновенно рассеиваются. Чему нас учит марксизм-ленинизм? Что система управления в любом государстве строится под интересы правящего класса. А какой у нас в мире сейчас правящий класс? Для ответа на этот вопрос нужно разобраться, а какой у нас строй. С ним всё ясно, строй этот — финансовый капитализм. И, соответственно, правящий класс — финансисты, банкиры."
Конечно, это не финансиальные капиталисты, масло масляное, а фглонисты.

Но А. А. Проханов молчит. Того и глядишь, что его опередят в публичном громком признании:
- отмены капитализма отменой золотопаритетности денег;
- в необходимости спасения России возвращением ей выпуска ее денег;
- в необходимости освобождения народа от эксплуатации, направлением населению России выпускаемых денег, превращенной прибавочной стоимости, прибыли;
- в необходимости входа в коммунизм, направлением работы появившегося коммунистического способа производства на работу на все население, через направление выпускаемых денег к населению России.

14 апреля 2020 в 09:56

""Для того, чтобы совершить преступление против России, нужно сначала поклясться в любви к ней. Это изначально необходимое условие. Причём, чем больше, чем изысканнее человек на людях клянётся в любви к России, тем он опаснее, к нему нужно относиться осторожно. Потому что самый болезненный и неожиданный удар наносится тогда, когда ударяемому говорят, что он восхитителен, прекрасен, божественен, любим. И после этого можно нанести такой удар"."
*****************
А кто больше всех, ритуально возлагая руку НА, именно клянется (Я клянусь...)? Кто, под видом блага, творит не благое? С открытым забралом? И под предлогом борьбы с эпидемией в России решил избавиться от коренного населения?

Малый и средний бизнес в России тонет из-за режима «выходных дней». По прогнозам экономистов работы лишатся 15 миллионов человек. Основатель интернет-портала вакансий superjob.ru прогнозирует еще больше — к концу «выходного» апреля работу потеряют 30 млн человек. О закрытии всех своих магазинов уже объявила даже крупная торговая сеть «Спортмастер» — это 500 торговых точек и 23 тысячи сотрудников, сокращает сотрудников РЖД. Что уж говорить о более мелких предпринимателях.

Причина закрытия бизнеса — отсутствие поддержки от государства. Государство не дает бизнесу ни снижения, ни отмены налогов, а дает лишь отсрочку. Что означает — долг будет просто копиться как снежный ком. С чего можно будет заплатить эти налоги потом, если нет никакой возможности заработка?

В условиях нынешнего небывалого кризиса — Россия единственная страна мира, которая вместо помощи гражданам объявила о введении нового налога! Имеется в виду налог на доходы от банковских вкладов свыше 1 млн рублей.

Для сравнения, в США президент Трамп направляет на прямые выплаты гражданам $500 млрд., по 3 тыс. долларов на семью из 4-х человек. Во Франции и Италии людей освобождают от уплаты коммунальных расходов. Малый бизнес там освободили от налогов на период от полугода до года. А банки «замораживают» уплату ипотечных и иных кредитов на период карантина.

То есть во всех странах, где введены карантинные меры, государство поддерживает своих граждан и бизнес, чтобы они не разорились. И только в России мы сидим дома на полном самообеспечении, с обязанностью оплачивать все кредиты и услуги ЖКХ!

Российские предприниматели уже сами создали петицию, в которой подсчитали: если обнулить налоги для малого и среднего бизнеса на 6 месяцев, то бюджет не досчитается 1,5 триллиона рублей. Это всего 17,5% от Фонда национального благосостояния — кубышки, которая как раз и создавалась на случай тяжелых времен. Цена совсем небольшая, ради того, чтобы сохранить миллионы рабочих мест для своих граждан! Так почему деньги не дают бизнесу и гражданам из этого Фонда?

Ведь миллионы граждан в ближайшем будущем могут начать вымирать от нищеты, голода и стресса. Более половины и так живут только от зарплаты до зарплаты и не имеют сбережений, зато имеют кредиты и ипотеки. В стране могут быть миллионы жертв разрушенной экономики — несопоставимая цифра с несколькими десятками умерших пожилых людей от коронавируса сейчас. Несравнимо даже с тем, что сделали реформы Ельцина в 90-х годах!

Ситуацию могло бы спасти объявление в стране чрезвычайного положения, при котором по закону материальные издержки и потери берет на себя государство, включается режим форс-мажора, которые отменяет договора: в том числе кредитные и ипотечные. Но президент, как уже говорят в народе, просто самообнулился и самоустранился от помощи стране в небывалом экономическом кризисе и переложил всю ответственность и издержки на плечи местных властей и самих граждан.

Благодаря действиям российской власти тонет в кризисе и вся страна. Именно Россия отказалась договариваться с Саудовской Аравией и странам ОПЕК+ и запустила катастрофическое падение цен на нефть. А значит рухнет не только малый и средний бизнес — но и вся российская экономика, которая на 50-60% процентов живет за счет доходов от продажи ресурсов. Поэтому наверно государство и самоустраняется от решения проблем граждан, так как понимает — что денег в бюджете не будет через пару месяцев совсем? А где их взять нам, если вы запретили всем работать, под предлогом эпидемии?

Зато исключения сделаны, например, для табачных фабрик, — их продукция так жизненно необходима? Исключение сделано для строительного бизнеса — им работать можно! И рабочие продолжают ездить в метро и на общественном транспорте. Какой же тогда это всеобщий карантин для предотвращения эпидемии? Или санитарные условия на стройках настолько стерильные, что туда вирус не проберется? А армия полицейских – вирус не переносит? А депутаты Думы – сидят в таком количестве, которое запрещено сейчас любым простым гражданам. Налицо двойные стандарты, а значит, все происходящее — это не борьба с эпидемией!

Врач в четвёртом поколении, доктор медицинских наук, профессор Павел Воробьёв уверен, что эпидемия коронавируса — в значительной степени выдумки, глобальная мистификация. Никакой эпидемии, никакой пандемии нет и не будет. Оказывается, и жители Уханя (Китай), запертые в своих домах на карантине кричали чиновникам: «Ложь! Это все ложь! Мы протестуем!». Такое видео опубликовало издание «The Guardian». Екатерина Синицына, врач-эпидемиолог, проживающая в Италии сообщает, что в Италии нет такого количества смертей, как показывают по ТВ, а в жертвы эпидемии для увеличения статистики по коронавирусу записывают даже погибших в ДТП.

«Противо-эпидемические» меры диктуются не медиками, а политиками! И в России, как мы полагаем, власть имущие решили добить народ и страну окончательно, на плаву останутся только олигархи. И делается это намеренно? Ведь мы видим, что и до появления коронавируса проводимая политика уже привела к обнищанию, обиранию населения и сокращению его численности.

— На миллиарды долларов скупались государственные облигации США, в то время как российская экономика просто тонула в болоте стагнации. По темпам роста экономики Россия находится на 166 месте в мире

— «Замораживались», то есть просто изымались у граждан их пенсионные накопления и направлялись на выплаты нынешним пенсионерам. А где же те деньги, которые мы всю жизнь отчисляем себе на пенсию в виде процента от зарплаты? Куда делись наши кровные?
И как мы будем жить в старости? Ведь министр финансов Силуанов, после того как изъял накопительную часть пенсии, которая по закону вообще неприкосновенна, заявил, что возвращать отнятое — государство не собирается (https://www.interfax.ru/business/382558). И так с нами, как с безмолвными рабами, поступают уже много лет! И вот сейчас просто добивают безработицей и безденежьем, чтобы и до пенсии мы не дожили?

— Под предлогом улучшения благосостояния народа нам повысили налоги — НДС до 20%, повысили пенсионный возраст и тут же 1 триллион выделили на налоговые льготы олигархам. (https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/neftyanym-kompaniyam-vydelyat-trillion-rubley-iz-byudzheta-1027513932)
А это как раз все, что государство получило от повышения НДС и пенсионного возраста за 2019 год. Олигархам все мало? Это мы должны кормить их из собственных карманов? Повышение НДС до 20% привело к подорожанию всех товаров и продуктов именно для нас. Повышение пенсионного возраста — к нищете, болезням, стрессу и вымиранию для граждан пред-пенсионного и пенсионного возраста.

— Все сверх-доходы от продажи нефти и газа складывались в кубышку — Фонд национального благосостояния на случай кризиса. И вот кризис наступил — почему опять ни копейки не тратится на поддержку населения?

— 20 лет не получало денег и здравоохранение. Президент недавно признал, что «Российская система здравоохранения в регионах находится в кризисе. Материально-техническая база состоит в основном из наследия СССР, многие здания больниц не ремонтировались с момента развала Союза». То есть нынешней властью не сделано ничего с момента развала СССР?

А для заселения пустующей территории президент Путин поручил создать рабочую группу, которая за 2019–2025 гг. должна завезти в страну не менее 5 млн человек мигрантов (https://www.opentown.org/news/252772/).

Дональд Трамп недавно сказал, что продолжая закрывать города и предприятия можно разрушить страну. «Из-за гриппа умирают тысячи людей. И при этом мы никогда не «отключали» из-за этого страну. Еще больше людей мы теряем в авариях. И мы при этом не просим автопроизводителей прекратить делать машины». И добавил, что из-за экономического кризиса можно потерять больше людей, чем от вируса.

Это бы надо понять и нашему президенту Путину, но система упорно делает вид, что меры по разрушению экономики страны принимаются вынужденно. Но это — блеф!
Даже официальная статистика показывает очень невысокие цифры смертности. Но зато с экранов телевизоров, запертые в безнадеге люди видят шеренги гробов и каталки с трупами, въезжающие в американские рефрижераторы…

Поэтому все происходящее в России — по нашему мнению похоже на намеренную диверсию со стороны президента и правительства. В случае эпидемии какие-либо ограничительные мероприятия могут быть введены по предложению главного санитарного врача РФ — но с ее стороны рекомендация запереть в квартирах всех здоровых граждан и запретить им работать не поступало. Карантинные меры, согласное ее постановлению, касаются граждан, прибывших в РФ из-за рубежа. Тогда на каком основании, в связи с чем нам запрещают работать?

Нарушается наше основное конституционное право:
Ст. 34: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

И нарушает его сам президент, гарант Конституции. По закону ограничение конституционных прав граждан возможно только в исключительных случаях и при особых правовых режимах, которые на территории нашей страны — не вводились!

Все врачи в один голос говорят, что лучшее средство от ОРВИ — которым и является коронавирус — это солнце и свежий воздух. При любом карантине, по всем медицинским нормам, изолируют больных от здоровых, а не здоровых изолируют от жизни и работы. Любое ОРВИ уходит с появлением весеннего солнца, вирусы не выносят ультрафиолета и погибают на свежем воздухе. А в спёртом воздухе квартир как раз размножаются. Да и вентиляционная система зданий переносит вирусы по всему дому. Изоляция здоровых граждан в квартирах — антинаучна и противозаконна!

Есть все основания полагать, что паника вокруг коронавируса намеренно раздута СМИ, ни один ученый медик не подтверждает смертельной опасности этой болезни. Наоборот, в один голос они заявляют, что ведет себя коронавирус не страшней гриппа или обычной пневмонии. Смертность от него намного меньше порога объявления эпидемии — 5% от всего населения страны. Итальянский врач Стефано Монтанари, со стажем 40 лет, объявил, что в его стране от коронавируса умерло только 3 человека. Но все здравые голоса просто не слышны за истерикой СМИ, которые принадлежат, как известно, власть имущим и сверх-богатым россиянам, крупным монополиям. На плаву сейчас и останутся лишь монополии. И значит именно в их интересах намеренно нагнетается паника!

Если просидим сейчас в страхе в своих квартирах — то через месяц-два можем начать вымирать от нищеты и голода! Объявим недоверие президенту и правительству, которые, по всем признакам, — на коротком поводке у мировой элиты, МВФ, диктующих верхам страны все шаги, от которых мы стонем — тогда и перестанем стонать. Но готов ли народ стать на самом деле единственным носителем власти в своей стране? Или он так и будет смотреть на все происходя

http://bpros.ru/pod-predlogom-borby-s-epidemiej-v-rossii-reshili-izbavitsya-ot-korennogo-naseleniya/

14 апреля 2020 в 10:15

Уж, Черкасова, за все время Вашего пребывания здесь, Вы могли понять, что гибель предприятий в России происходит не из-за отсутствия поддержки их государством, а потому что экономика России бесприбыльна, в экономику России не проходят выпускаемые деньги, превращенная прибавочная стоимость, прибыль. В бесприбыльной экономике, в условиях простого воспроизводства, любое предприятие неизбежно обанкротится, как его ни поддерживай.
См. Россия гибнет, потому что ее экономика бесприбыльна. http://zavtra.ru/blogs/rossiya_gibnet_potomu_chto_ee_ekonomika_bespribil_na
Или: Россия сегодня гибнет, потому что лишена расширенного воспроизводства. http://zavtra.ru/blogs/rossiya_segodnya_gibnet_potomu_chto_lishena_rasshirennogo_vosproizvodstva_

14 апреля 2020 в 10:50

Стремление узнать правду, пытливость, гораздо важнее, чем ответы на вопросы о правде или ее формулировки. Поэтому на Вас уже ничто не способно повлиять..

14 апреля 2020 в 11:05

Ишь, какая верткая. Россия гибнет на бесприбыльности, а она резонерствует.
"Стремление узнать правду, пытливость, гораздо важнее, чем ответы на вопросы о правде или ее формулировки."
То есть, главное, оказывается у Черкасовой, это стремление узнать правду, а не познать правду. Застряла она в стремлении.

14 апреля 2020 в 12:06

Невзоров - обыкновенный, но талантливый стендапер вульгарно материалистического разлива. Его просто прикольно слушать, как и всякого юмориста. Однако всерьёз относиться к его фантазиям не стоит. Под его маской, с которой он сросся, прячется хороший, добрый и умный человек, по своему борящийся с этим агрессивным, безумным миром.

14 апреля 2020 в 13:21

Проханов отождествил себя с ненавистью к Невзорову и так существует.. вместо того, чтобы принять в своем сознании истинных виновников несправедливости, которую он не может не видеть и не признавать как реальность, он сыплет свои стрелы ненависти в Невзорова, который вскрывает язвы.. ну, не самым эстетичным способом, по-своему. А Проханов одевает свои к нему претензии в утонченную ненависть, пользуясь слогом. Так чем он от Невзорова отличается, в таком случае???

14 апреля 2020 в 23:59

Да, время сейчас гадкое, иррациональное. И люди быть ровными и гладкими не могут, за исключением стриженых баранов.

15 апреля 2020 в 01:38

Я почему-то забанен у Сергея Шаргунова.
Поэтому прошу извинения, но дам комментарий на его статью, о поддержке книг здесь рядом, в этой статье.
Книги вообще исчезают, вытесняясь электронной книгой. Люди не знают, что такое держать в руках любимую книгу. Но беда еще и в том, что люди вообще перестали читать.
А нас ждет, как только мы направим выпускаемые деньги законно (бюджетно) населению России, всем и каждому, эра первооткрывательства, когда каждый будет стремиться освоить, в своей области, все достигнутое человечеством, и затем открыть дверь в неизвестное. А почти каждый толком читать не умеет.
Здесь путь один. Всеми уважаемый и известный человек должен объяснить роль книги в жизни человека.
Я вижу в этом уважаемом и известном человеке А. А. Проханова. Только ему для этого надо стать еще известнее, надо публично заявить об отмене капитализма отменой золотоаритетности денег и об острой необходимости спасения России возвращением ей выпуска ее рублей. И потом рассказывать людям о том, как и для чего стоит жить.

16 апреля 2020 в 00:15

"Руки рабочих создают все богатства на свете".

А деньги - лишь средство его распределения.

16 апреля 2020 в 09:32

Нет, Геннадий Сергеев, не только так. Деньги не только средство распределения, что у кого выпускаемые деньги, у того и выпускаемый товар (и услуги).
Деньги - это и финансирование, то есть средство создания. То есть деньги определяют и то, какой товар (и услуги) создается
Сегодня выпуск денег в России принадлежит ворью, фглонистам. А что нужно ворью? В первую очередь, бордели. Вот мы и живем в разнообразных борделях.
Станут выпускаемые деньги в России законно (бюджетно) принадлежать народу, всем и каждому, как это и положено по закону и совести, появятся товары и услуги, которые нужны народу. В том числе и книги.

17 апреля 2020 в 07:39

у чистых всё чисто..
сказал мне как то батюшка на исповеди

17 апреля 2020 в 07:49

Актуально искусство осквернения

c 37 года прошлого века....

или с тех времен
которые в последнюю седмицу Великого поста вспоминают.....
черта пока никто не уничтожил