Каждый знает, а, возможно, так и свято верит в неизменное повышение уровня и организации всего и вся, что краткими словами определяет суть понятия прогресс, который в естественных условиях выступает в виде эволюции. Во всяком случае, сотни миллионов лет так оно и было! Неукоснительно повышалась степень усложнённости практически всех видов флоры и фауны (со своими особенностями, само собой). И постепенно дело дошло даже до высочайшей степени уровня человеческого бытия, когда раскрылась и стала возрастать и усложняться вместе с плотской составляющей составляющая духовная! А вместе с её растущими запросами человек изменял и окружающий мир в сторону стремления к прекрасному. С какого-то момента стали во множестве возникать всевозможные технические механизмы и приборы, являвшиеся, образно говоря, как бы продлением рук человека, и придававшие им невиданной дотоле силы, которая предопределила усовершенствование производственных процессов и бытовых сторон жизни, предоставила невообразимые прежде возможности хозяйствования в "лаборатории природы"! И, в то же время, как ни странно, именно с того момента было положено начало конца явлению прогресса. Или, лучше сказать, прогресс сместил свой центр тяжести с человеческой составляющей в сторону составляющей механизмов и машин, постепенно укрепляя там этот центр исключительно и всецело! Относительно быстро дело дошло до такого трагикомизма, когда "хвост завилял собакой", т.е. когда человек в своём остановившемся и даже деградировавшем развитии перестал соответствовать темпам и уровню развития своих механических помощников, что стало противоречить уже самому принципу соответствия, и, как и всякий дисбаланс, поспособствовало созданию разности потенциалов – напряжения. Это напряжение касается и затрагивает прежде всего ноосферу – эту, образно говоря, духовно-мыслительную ауру, которой до всего происходящего на планете есть дело и которая незримо окутывая её (планету), как одеяльце окутывает детскую колыбель, сохраняет тем самым более-менее стабильную духовно-физическую составляющую, и этим даёт человечеству шанс относительно безопасно развиваться.
Очень сильным криком оттуда (из ноосферы), тревожным предупредительным импульсом была реакция на изобретение атомной бомбы, могущей уничтожить зараз всё человечество и саму планету! Особенно зловеще и нелепо это выглядело, что поля битв второй мировой ещё не остыли, миллионы тел погибших ещё не были преданы земле! Люди не услышали то предостережение, не распознали его…
Тут нужно определиться с одной важной, даже основополагающей аксиомой: в божеском мире существование всех его составляющих элементов, их действий и общей направленности процессов происходит в соответствии и согласии с божескими же законами, заложенными в сущностном основании, базисе этого мира (что, кстати, обусловливает и причину, и движущую силу эволюции-прогресса). Законы те не есть тайною за семью печатями, а сообщены в своё время Сыном Божиим всему человечеству! Но существует в подлунном мире и такое на первый взгляд излишество, как свобода воли, своего рода избирательность. Ею потенциально наделены все участники бытия, все его деятели (акторы) – от элементарных частиц до человека. Раскрывается же эта потенция свободы воли по мере возрастания организации и духовной составляющей (идущих параллельно) каждого такого актора. И, таким образом, как нетрудно догадаться, именно в человеке, существе высокоорганизованном и духовном, свобода воли достигает максимального своего развития. То есть, если в неорганическом и биологическом мире свобода воли присутствует лишь потенциально, либо в зачаточном состоянии (к примеру, у двух атомов водорода нет шансов избежать слияния в молекулу воды при встрече с атомом кислорода, а, скажем, у ягнёнка нет шансов остаться в живых при встрече с голодным волком), то у человека свобода воли может уже влиять на все его жизненные процессы и выстраивать их в соответствии с направленностью человеческих чаяний, придавать им нужные человеку стройность и порядок.
И, таким образом, исходя из вышеприведённой аксиомы и из фактора свободы воли, пути развития как отдельного человека, так и человеческих обществ, могут быть вполне вариабельными, вполне разнообразными, но при этом они складываются и формируются либо в канве божеских законов (читай в сторону добра), либо в канве противоречия им (читай в сторону зла), в зависимости от направленности индивидуального и коллективного векторов воли, которые, как нетрудно догадаться, взаимно коррелируются.
Возвращаясь теперь к принципу соответствия и к неизбежно возникающей разности потенциалов (напряжения) при его нарушении, можно отметить, что в случае с направленностью общественного сознания на зло, на противостояние божеским законам бытия, что несомненно является нарушением порядка вещей, такое напряжение образуется и устанавливается как регулятор и жёсткая подсказка, что что-то делается не так.
Этот регулятор всегда включается в страшные апокалиптические времена, когда напряжение достигает наивысших своих грозовых значений, такие подсказки, пусть не очевидного, не прямого, а завуалированного, опосредованного характера, всегда присутствуют – нужно их только обнаружить! Скажем, во времена Ноя тогдашнее человечество скатилось до пренебрежения Божеских заповедей, до полного погружения в болото греховности, до скотства и вседозволенности. В воздухе за много лет до Всемирного Потопа чувствовались и виделись отблески грозовой атмосферы, которую и уловил Ной, что дало ему время предпринять меры для спасения себя и своей семьи.
Но кто же это будет делать теперь, при том, что тучи предельно сгустились, возможно, ещё темнее, чем во времена Ноя, а ноосфера настолько утончилась, что уже не может исполнять функцию оберега? Кто способен теперь хотя бы прислушиваться к предупреждениям, к сигналам, исходящим от природы (читай - от той же ноосферы)? Кто удосужится отвлечься от безумия обогащения и скотской страсти потребительства? Кто побудит людей выбраться из того гнилого болота, куда забрели все мы, чтобы вновь обрести тропу искательства, выйти на дорогу смысла, на путь творческого осветления всех сторон жизни, их переустройства в русле божеского устроения?
Тут бы явиться на арену той самой сакральности, о которой было мною сказано в предыдущей статье, дабы власть имущие, хотя бы что-то поняли, почувствовали и осознали, прекратили бы разгул и вакханалию всего того непотребства и скотства, кое творится повсюду, начиная от телевидения и и-нета, заканчивая отношениями между людьми в быту, в семье, на производстве! Но.., нет – не до того сейчас власть имущим, не дрогнет в их сердцах чувствительный нерв, не услышат шума и не увидят отблесков грозовых зарниц, предрекающих неизбежность конца!.. жаль!... А и то, ведь сказано в Библии, что, если слепцы будут поводырями у слепцов, то все обязательно рухнут в яму!.. (В прямой линии с президентом на вопрос "Почему природа обезумела?" мы, увы, услышали весьма поверхностный ответ, в котором следствия выдаются за причину).
Допускаю, что эта "мерзость запустения", эта эпоха буйства плоти дадены нам в испытание, в наущение, дабы изжить в себе всё то непотребство, то низменное отвлечение на вещи недостойные, то гипертрофированное сосредоточение на предметах пустых, гадких и даже кощунственных, выработать стойкий иммунитет против этого. Но уж слишком дорогою ценою, увы, обходится наработка такой резистентности. А может в этом и есть настоятельная необходимость, и пример Самого Христа, принявшего распятие, нам об этом говорит? Вероятно, да! Ведь сказано, что "в раю нет не распятых"! Но поговорим об этом в следующий раз…
И напоследок приведу слова выдающегося русского философа, в которых слышится горечь и боль о всём том, о чём мы только что говорили: "Человечество, вообще-то, вовсе не беспрерывно совершенствуется, не идёт неуклонно по какому-то ровному и прямому пути к осуществлению добра и правды. Напротив, оно блуждает без предуказанного пути, подымаясь на высоты и снова падая с них в бездны, и каждая эпоха живёт какою-то своею верою, ложность или односторонность которой изобличается последующими поколениями. И, в частности, то "новое время", которое тянется на земле уже несколько веков и которое раньше представлялось в особой мере бесспорным совершенствованием человечества, освобождением его от интеллектуальной, моральной и общедуховной тьмы и узости прошлого, расширением внешнего и внутреннего кругозора его жизни, увеличением его могущества, освобождением личности, накоплением не только материальных, но и духовных богатств и ценностей, повышением нравственного уровня его жизни. Это "новое время" изобличено теперь в нашем сознании как эпоха, которая через ряд внешних блестящих успехов завела человечество в какой-то тупик и совершила в его душе какое-то непоправимое опустошение и ожесточение. И в результате этого яркого и импонирующего развития культуры, просвещения, свободы и права человечество пришло на наших глазах к состоянию нового варварства и… оказалось, что "прогресса" не существует!"**.
Куда идём, Господи? Скажи…
_____________________________________________________________
* Куда идёшь?
** (С.Л. Франк "Крушение кумиров")