Сообщество «Форум» 08:41 13 июня 2021

"Отцы и дети" – это не так просто…

проблемы отцов и детей – это не так просто, как кажется на первый взгляд, ибо за ними, в их основании стоит важнейшее дело преемственности поколений...

Преемственность поколений, равно как и разлад, трения между ними, благодаря произведению Тургенева, называют "проблемами отцов и детей". Но действительно ли они, проблемы эти, существуют или всё это:

а) брюзжание старшего поколения, его вечное недовольство и ностальгия о том, что "были когда-то и мы рысаками";

б) бунтарский дух молодого задора и отрицания?

Думаю, что и одно и другое имеет место быть, а, следовательно, проблематика сия отнюдь не надумана, а всё-таки существует! И, таким образом, если кто-то полагает, что разность потенциалов, возникающая между "консервативностью" старости и "прогрессивностью" молодости, существует, то скорее всего он будет прав, но не вполне и не до конца. Ведь образующийся в этом случае вольтаж возник относительно недавно, вероятно, с тех самых времён Ивана Сергеевича, о которых он так замечательно пишет в своём романе, ну или, может быть, чуть раньше. А вот в патриархальные времена этого напряжения не могло появиться, поскольку – не из чего было! Ведь тогда молодая поросль проживала свою жизнь практически в таких же условиях, что и старое отцовское и дедовское поколение – в тех же рамках традиций, верований и, если можно так выразиться, "технического оснащения", которое представляли собой инструментарий и орудия производства, как и практически неизменяющийся уровень познаний об окружающем мире, дающий те или иные навыки в нём существовать и передающийся от прадедов, т.е. из седой древности, к новым поколениям. Всё это способствовало укоренению всех тех навыков и стиля поведения в генах (этих закрепителях психически-духовных изменений в плоти) и формированию таким образом однотипного бытия, читай – оформлению этноса! Таким образом, этнос, нация – это по большому счёту неукоснительная и даже жёсткая преемственность, которая в своё время путём кропотливого эволюционного отбора сформировала и генное обеспечение, закрепляя тем самым этнические особенности и отличия уже в крови (которая, исходя из библейских источников, помните?, является носителем и плотским хранилищем души!).

Одним словом, перефразируя поэта, "мы говорим нация – подразумеваем преемственность, мы говорим преемственность – подразумеваем нация"! Во всяком случае, преемственность являет собой стержень нации и её духовный фундамент! Ведь именно преемственность сформировала стержневые, определяющие признаки нации, закрепив их на генетическом уровне, т.е. в самой крови! И она, преемственность, требует постоянной поддержки и подкрепления, т.е. от деда – отцу, от отца – сыну, от сына – внуку! Если же поток этот начинает ослабевать и истощаться, то национальные черты теряют чёткость, становятся размытыми. Наглядный пример такому вырождению являют собой современные итальянцы и их номинальные предки – древние римляне, между которыми – целая пропасть, и которых можно было бы и по языку, и по крови отнести к разным этническим образованиям!

Далее суть данных рассуждений требует введения одного важного, хотя и повсюду в наши времена недооценённого понятия! Мне как-то уже приходилось о нём не единожды упоминать. Сейчас вынужден сделать это снова. Имею здесь ввиду связь вот той самой преемственности поколений и нарастающей, набирающей силы и крепнущей от этой преемственности сакральности, т.е. той коренящейся в этой связке духовной компоненты, которая за века и тысячелетия приобретает силу духовного, повторяю, стержня нации, народа! Сакральность, надо сказать, имеет свойство распространяться на все стороны жизни, но особенно она имеет влияние на власть и содержащиеся в ней атрибуты, как конденсат ментальности народа! О чём хорошо ведали в былые века, когда придавали огромное значение триаде существования любого государства, любого общественного устроения, любой даже семьи! Триада эта состоит:

- из невидимого присутствия всех умерших (предков);

- из наличествующего состава всех живых (современников);

- и из потенциального явления всех ещё не родившихся (потомков).

Только тогда, когда эта триада (предки-современники-потомки) соблюдается и чтится (в первую очередь с сакральной стороны), нравственный базис такого общества позволяет быть ему устойчивым и не скатиться к разложению. Если кому-то это не совсем ясно с философских позиций, то немало подкреплений этому в жизни бытовой, литературной, в образцах искусства. И многие простые люди понимают и чувствуют это порой даже лучше, чем те, кто на Олимпе! В качестве примера, не поленитесь прочесть следующий отрывочек – оно того стоит: "…Студент вздохнул и задумался. Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. …Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха. Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение...Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы… и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла" (А.П. Чехов "Студент").".

Именно этим "высоким смыслом" живёт, именно из этих источников черпает силы как отдельно взятый человек, так и целая нация, народность – силы для своего бытия во времени и пространстве! Или, как пели когда-то наши "Песняры": "В земле наша правда, в земле наши корни \ И сила в плечах – от лесов и полей"! И, поверьте, это не только и не столько метафора!..

Касаемо нынешних власть имущих, то они должны ведать, что для понимания сакральной стороны жизни, необходимо быть проникнутым во всё то, о чём сказано выше, и в свою очередь быть пронизанным всем тем! Необходимо читать, смотреть, мыслить, прислушиваться к уже имеющемуся материалу, в особенности к трудам великих на этот счёт, коль сами не в силах ничего подобного осмыслить и изложить! Вспомните потрясающие слова из ещё одной песни (Владимира Высоцкого): "Наши мёртвые нас не оставят в беде\Наши павшие как часовые"! А эти самые нынешние зачастую необдуманно утверждают, что их уже давно нет, и им ничего не нужно! Подозреваю, что подобные строки ними воспринимаются в лучшем случае как фигура речи или аллегория! Тягчайшее заблуждение, особенно непозволительное для людей весомого калибра и занимаемой должности! Ибо слова пророков следует чтить и помнить, их опасно игнорировать или воспринимать вульгарно-упрощенчески, как это делают индивидуумы, вроде представителей политикума-террариума обобщённого Запада, для которых существуют лишь вещи осязаемые и наглядные, в особенности, если это деньги! При такой общей направленности (на чисто материальное, без учёта сакрального) во власть попадают исключительно случайные люди, недостойные тех высот, на которые их занесло денежным вихрем! К тому же, тут не просматривается ничего этнического, ничего национального, ибо некому и нечего передавать, кроме опять же пошлого материального, денежного! Посему и нет в наличии и по существу, скажем, американской нации, как таковой, а есть сборище духовно атомизированных индивидуумов, правда "спаянных одной цепью" товарно-денежной "идеологии" и такого же нижайшего уровня преемственностью! Эта преемственность не несёт в себе духовной основы, а посему есть пшик и ничто!

Тут мы подошли к интересной вещи, касающейся глобализма, который по сути своей отвергает нации и этносы, перемешивает и растворяет их в своём "плавильном котле". Но в сущности, и строители социализма, а в перспективе – коммунизма были как бы глобалистами! Правда, сделали их ними наивные представления о мироустройстве западных капиталистических стран. Ведь чем иным, как не глобалистским проектом был проект мировой социалистической революции, в конечном итоге которого все страны и народы должны были слиться в братском социалистическом единении, совместно выстраивая дорогу к коммунистическому будущему! Однако энтузиазм первопроходцев нового мирового устроения не встретил ни малейшего отклика у подавляющего большинства западных тружеников серпа и молота, до мозга костей пропитанных, увы, кургузой и узколобой бюргерской идеологией!..

Словом, предмет обсуждения, – проблемы отцов и детей – это не так просто, как кажется на первый взгляд! Ибо за ними, в их основании стоит важнейшее дело преемственности поколений, на которую, в свою очередь, опираются и на которой зиждутся этнические и национальные общности – этот последний рубеж защиты всего человеческого, того, что от Бога! Падёт этот рубеж под напором бесовских сил глобализма – тут и настанет сказочке конец!.. Правда, и при таком раскладе существует альтернатива (единственная), заключающаяся в обретении и развитии социалистического общественного устроения. Ведь в таком случае интегрирование наций в соборную их общность в формирующихся реалиях Нового человека происходит на совершенно иных базисных основах! Да и сами вдохновлённые социалистической идеологией нации кардинально изменятся и будут представлены в букете всех остальных особым образом – в единении без слияния, без растворения одних в других! Но, сами понимаете, такой вариант (или хотя бы его прототип советского образца) на данный момент, увы, по известным всем нам причинам, преждевременен и невозможен.

* * *

Земля - это совсем не "плавильный котёл", а приёмник-распределитель, в котором "проходят закалку" великое множество разнородных начал в виде наций и этносов, среди которых имеется и начало русское! А, следовательно, естественным является положение вещей, при котором на определённом этапе развития каждая нация, каждая народность и этническая группа сепарируется от других. И, таким образом, она получает возможность развиваться самостоятельно, тем самым отшлифовывая и закрепляя те грани, те своеобразия, которые при окончательном слиянии во вселенское человечество будущего придадут ей или, правильнее сказать, вернут ей те краски, те оттенки, какими наделил её Создатель. Одним словом, на время разошедшиеся пути, в конце концов, в силу той известной аксиомы, что "все дороги ведут в Рим", приведут к одному храму, в который войдут все, пусть и разными дверями…

1.0x