Сообщество «Посольский приказ» 11:59 25 ноября 2017

Глобальная деструкция

датский журналист Йеспер Ларсен - о кризисе Европы, былой Дании и информационной войне Запада с Россией

«ЗАВТРА». Семьдесят лет Европа жила достаточно спокойно и расслабленно, несмотря на определённые сложности, связанные с угрозой большой войны и периодическим появлением левых террористических организаций. Но сейчас спокойное время миновало, пришёл кризис. Кризис глубинный, не экономический, не политический, - внутренний, духовный, цивилизационный.

Йеспер ЛАРСЕН. Взгляд из России кардинально отличается от взглядов европейцев. Для них это просто поверхностные изменения.

«ЗАВТРА». Но есть же некие устои, которые создают цивилизацию, создают тип культуры, тип сознания, который позволяет, исходя уже из этой цивилизации, создавать материальные ценности, создавать собственную систему безопасности, собственную науку, производство. Сейчас эти основы (по крайней мере, у нас есть такое представление) - нивелируются, подрываются. И дело не в перверсиях, гей-парадах и т.д. Всё дело в отношении к миру, к жизни. У тебя нет ощущения, что грядёт глобальная деструкция?

Йеспер ЛАРСЕН. Да, всё переворачивается с ног на голову и понятия не воспринимаются так, как они должны были бы восприниматься. Раньше я называл себя демократом, очень ценил демократию. Датчане, как и другие западные народы, думают, что они должны с демократией прийти и в другие страны. Но если следовать законам демократии, то население должно знать, что происходит в их стране, получать как можно больше правдивой информации. Это в идеале. В реальности информация, предоставляемая СМИ, лжива.

«ЗАВТРА». Это определённая политика СМИ, которая влияет на все основные сферы жизни общества. И я так понимаю, что Европа сейчас идеологически монолитна ровно настолько же, насколько монолитны те СМИ, которые влияют на общественное мнение?

Йеспер ЛАРСЕН. Все мейнстрим-медиа работают в одном направлении и говорят одно и то же, используя одних и тех же экспертов. Говорят, что Дания стоит на четвёртом месте по открытости и свободе СМИ. Но поскольку альтернативного мнения у нас в СМИ нет (есть в закрытом режиме, официальные СМИ его блокируют), поэтому все эти места и рейтинги неважны.

Для властей и СМИ датчане бесправны. Когда Дания бомбила Ливию, датчан не спросили, хотят они этого или нет, просто политики втихомолку, незаконно приняли решение в своих интересах.

Датчане любят упрекать Россию в отсутствии свободы слова и толерантности, хотя они понимают, что это из-за того, что Россия не хочет больше террористических актов. Не хочет обострять ситуацию. Смешно, но мы тоже не хотим обострять ситуацию. И поэтому своё «эксклюзивное право свободы» тоже не используем.

Русским почти никогда не дают слова в датских СМИ в связи с ситуацией вокруг России. Российские действия освещаются только негативно. Конечно, случаются исключения, но даже в самой престижной высшей школе журналистики в Дании признали, что датские СМИ действуют односторонне, и провоцируют начало новой холодной войны. В датском медиа пространстве существует определенная двойная мораль. Противоречащие убеждения поразительно уживаются друг с другом.
Датчане считают себя нацией, воплощающей свободу слова, в отличие от России, где якобы убивают журналистов и промывают мозги госпропагандой. Датские СМИ внушили им то, что в вопросе с Россией есть только одна правильная позиция – антироссийская.

Если подытожить вышесказанное, то получается, что свобода слова и независимая журналистика теоретически важны для датчан, но только не в ситуации, касающейся России. Хотя, я думаю, с каждым годом независимо мыслящих людей будет становиться всё больше.
«ЗАВТРА». Американская культура – оружие массового поражения. Она внедряется политическими способами во все страны мира. В России независимая культура была уничтожена в 90-е годы. От наших главных киностудий остались одни обломки, а наша книжная культура исчезла. В России переключение на американскую культуру произошло мгновенно, буквально за несколько лет. А что происходит в Дании? Как датские власти выстраивают свою политику в отношении культуры? Существует ли датская независимая мысль и культура? Есть ли у вас философы, художники, которые не встроены в эту американскую матрицу?

Йеспер ЛАРСЕН. Среди датских культурных деятелей существуют разные воззрения. Кто-то и за датскую культуру, и не против американской, кто-то за датскую культуру и против американского глобализма. Если рассматривать сферу политики, то в авангарде национальной политики против глобализма стоит Dansk Folkeparti (Датская Народная партия).

«ЗАВТРА». Но датский кинематограф, датская литература развиваются органично или всё-таки чувствуется, что они задавлены массой американских фильмов?

Йеспер ЛАРСЕН. Безусловно, появляются очень удачные и книги и фильмы об истории и культуре Дании. Однако если ты скажешь, что Дания для датчан, то на тебя будут смотреть, как на экстремиста.

«ЗАВТРА». Я думаю, вопрос в том, что тот тип культуры и прессы, которые влияют на сознание людей, направлены на увеличение числа эмигрантов и при этом заставляют людей не волноваться и не замечать эту проблему. Это похоже на анестезию: когда человеку делают укол, после которого он не понимает, что ему отрезают ногу.

Йеспер ЛАРСЕН. Вот пример: два года назад, когда сирийские беженцы приезжали к нам, СМИ врали, что власти пускают только врачей и инженеров, то есть высокообразованных людей. На самом деле это было, конечно, не так. 2/3 прибывших в Данию мигрантов вообще не имеет никакого образования.

«ЗАВТРА». Не думают ли в Дании о том, что через мигрантов правительство решает демографическую проблему Европы?

Йеспер ЛАРСЕН. Возможно, так оно и есть. Но дело в том, что интегрирование мигрантов в общество не происходит. Ассимиляции нет. Власти, конечно, сделали некоторые рестрикции, и теперь они стали головной болью для самих датчан. Например, датчанину теперь сложно жениться на россиянке.

«ЗАВТРА». Зачем и почему ЕС нужна эта миграция? Существуют разные конспирологические версии. Кто-то считает, что Европу стремятся переформатировать в виде новой Америки, сделать из неё некий плавильный котёл. Кто-то придерживается демографической версии – ЕС не хватает рабочих рук. Какая тебе версия ближе?

Йеспер ЛАРСЕН. Всё зависит, на какой уровень принятия решений смотреть. Версии, действительно, разные. На самом деле за теми людьми, которых мы выбрали, стоят другие люди, которых мы не знаем, так как они скрыты. Это происходит и в ЕС, и в США. Согласись, Обама вряд ли что-то решал.

«ЗАВТРА». В былые времена, в Советском Союзе мы очень часто слышали про скандинавский социализм. Что с ним происходит сейчас, как он себя чувствует?

Йеспер ЛАРСЕН. Система социализма разрушается и фактор иммигрантов – одна из причин. Когда мы начинали строить социализм, было много рабочих рук и мало стариков. Иметь работу, работать было частью национальной культуры, всем было очевидно, что здоровый человек должен работать и помогать всем социально слабым слоям общества. В Дании была сильна эмансипация женщин, поэтому в основном работали оба родителя. Помощь, которую государство давало людям, была на чём-то основана и оправдана, и в ней действительно нуждались. Теперь, когда к нам приплыли эмигранты, всё перевернулось с ног на голову: они не могут и не хотят работать, у них много детей. Наша социальная система из-за этого страдает, и власти начинают её урезать. Теперь если у тебя нет датского паспорта, ты получаешь только половину социального пособия. На эту сумму практически невозможно жить.

«ЗАВТРА». Существует определённый накал антирусскости в СМИ Европы. Я думаю, Дания не исключение. Каковы основные направления этой русофобии? Каковы претензии к России?

Йеспер ЛАРСЕН. Пишут, что Россия агрессивна, нападает на своих соседей – на Грузию, на Украину. Россия всех пугает атомной бомбой. Нет свободы слова. Не уважаются права человека. Она убивает сотнями журналистов. В России незаконно быть гомосексуалистом. Путин популярен, потому что в России сильна пропаганда, которая целиком и полностью работает на него. Путин хочет быть царём, императором, хочет вернуть Советский Союз. России всегда мало места, мало земли, поэтому они хотят и Украину, и Грузию, и всё на свете. И при этом у народа нет никакой другой информации. Если спросить людей, то 9 из 10 скажут, что войну в 2008-м начала Россия. Точной статистики нет, однако, думаю, при опросе больше половины датчан скажут, что Ельцин – хороший президент. Это же число думает, что Дания хочет дружить с Россией, а Россия не хочет. Россия хочет всё решать за бывшие советские республики, которые хотят быть не с Россией, а с Западом, и иметь демократию. Адекватные дебаты на тему России в Дании исключены, так как у датчан нет правдивой информации о вашей стране.

«ЗАВТРА». Антирусская европейская пропаганда похожа на предвоенную подготовку СМИ. Так ли это?

Йеспер ЛАРСЕН. Да, происходит очевидная радикализация населения или, по крайней мере, попытка объяснения и оправдания возможной войны с Россией. В датских СМИ модно панически рассуждать о российских самолётах и российской угрозе. Несколько лет назад Россия проводила военные учения в Балтийском море. Наши СМИ написали, что Россия проводит подготовку к захвату острова Борнхольм, намереваясь уничтожить всех политиков, которые там были. При этом, надо отметить, что Борнхольм лежит между Россией и Данией практически на одинаковом расстоянии. Советские войска в своё время его освободили, и могли бы оставить себе, но они решили отдать его датчанам… Мы просто получили его назад с условием, что никакие западные военные структуры там присутствовать не будут (как и в Восточной Германии).

«ЗАВТРА». Теперь они там присутствуют?

Йеспер ЛАРСЕН. Да. Но якобы они присутствуют там не на постоянной основе.

Вообще, надо понимать, что решения датских властей об участии в военных действиях приняты с подачи СМИ, которые обманывают население для получения его поддержки. Если российские СМИ врут россиянам – это проблема россиян. Я датчанин, и не хочу, чтобы мне врали мои СМИ. Поэтому для меня это проблема.

«ЗАВТРА». Что ты можешь рассказать о деятельности так называемой «рабочей группы по стратегическим коммуникациям», которую создали по инициативе Европарламента с целью противодействия кремлёвской пропаганде?

Йеспер ЛАРСЕН. На сегодняшний момент EastStratCom является, по сути, координирующим звеном между властями, структурами нацбезопасности, различными организациямими и медиа ресурсами. Уровень работы этой единицы очень низкий. И это делает такие явления как EastStratCom еще более опасными, так как они работают на глупое население, которому внушить что-либо гораздо легче.

Если говорить об интеллектуальной планке изданий, то похоже теперь на Западе никому подобный приоритет уже не нужен– главное, чтобы былапронатовская и антироссийскаясмысловая нагрузка. Большего не требуется.

Известно, что EastStratCom сотрудничает с украинским «Миротворцем», составляющим смертные листы журналистов, на которых были также и датские журналисты. Когда это обнаружилось, реакция была слабой. Да, наш министр иностранных дел взял на себя инициативу некоей небольшой корректировки их работы, но в целом все продолжается как раньше. Это, кстати, тот министр, который пролоббировал «Пусси Райот» и даже пригласил их в Данию для того чтобы они дали нашим политикам «советы в вопросах демократии».
«ЗАВТРА». Понимаю, что людей, ориентированных на Россию в Дании очень немного, но всё же – что эта малая группа ждёт от России?

Йеспер ЛАРСЕН. Есть несколько групп - антиНАТО, антиглобалисты, и на них смотрят, как на сумасшедших. Они говорят, что нужно вести постоянный диалог с Россией, разговаривать. Правые, националистические партии мало чего знают о России. Но им нравится, что Путин помогает Асаду, борется с террористами.

«ЗАВТРА». Ты несколько раз ездил на Донбасс, собрал там много материалов. Твоя информация могла бы быть востребована в какой-нибудь крупной газете, на серьёзном датском телеканале? Хотя бы в виде альтернативного мнения?

Йеспер ЛАРСЕН. Нет, эти истории нигде не пройдут. Народ тогда узнает правду о том, что происходит в Крыму, на Донбассе. А это не нужно правящей элите. Ко мне относятся с подозрением, считают, что куплен Путиным. Власти не хотят даже дискутировать со мной на тему России.

«ЗАВТРА». Если всё же часть политических групп и сил заинтересованы в альтернативе, в возможности высказывать своё мнение, то, пожалуй, самый эффективный способ влияния для вас сейчас – это создание интернет-канала. Альтернативная информация всегда очень интересовала людей. Это как дефицитный товар, редкая вещь.

Йеспер ЛАРСЕН. Да. Абсолютно верно! В реализации этой идеи я вижу смысл своего бытия.

«ЗАВТРА». Как думаешь, в конечном итоге, кто победит в этой информационной войне – Запад или Россия?

Йеспер ЛАРСЕН. Официально считается, что у России нет шансов в информационной войне с Западом. Но я считаю, что России не надо копировать западные методы ведение этой войны. Это проигрышная позиция.Более эффективней было бы изучение того, как пропаганда действует на население. Наверняка в России есть эксперты, способные понять эти механизмы.

Понимание друг друга лучше всего происходит через обычное общение. Например, если датчанин поедет в Крым, то он сразу поймет, что история об аннексии – ложь. Поэтому для России и русских важно продолжать быть открытыми по отношению к западным людям.

Также было бы хорошо для России наблюдать и поддерживать западные альтернативные СМИ, которых пока, конечно, очень немного. Это внимание со стороны России усилило бы их в локальных результатах. Альтернативной журналистике в Европе приходится нелегко – власти Запада очень активно работают на ограничение свободы слова и свободы западной прессы, при этом растёт контроль над населением. Из населения хотят сделать послушное стадо.

Я думаю, что России, для того чтобы улучшить свои позиции в информационной войне, надо разобраться и понять, что происходит на Западе в отношении обвинений в «российской пропаганде».

Российские СМИ должны помнить, что ошибки в журналистике очень вредят реноме страны, и что лучше вместо антипропаганды предоставлять правдивую информацию. Если совершены ошибки, то их надо признавать. Именно это определяет качество журналистики!Я уверен, что это то, что хотят все люди от своих СМИ – и датчане, и русские.

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x