Свершилось. Кубанские казаки и православные больше не спорят о том, что протоиерей Всеволод Чаплин назвал «спорным в деятельности господина Гельмана», а губернатор Ткачев счел не идущим «вразрез с моральными ценностями». Кубанские казаки и православные просто сказали: «Гельман – вон! »
Открытие выставки Icons сорвано. Вчера к 18:00 часов, времени открытия выставки Icons и лукавого потирания Гельманом своей бороденки, перед входом в краснодарский Выставочный зал «живым щитом» выстроились представители казачества, православной общественности, а также члены ЛДПР, КПРФ и ряда организаций левого или националистического толка.
Против «гельманизации Кубани» — выступают они. Призывы полицаев разойтись подобру-поздорову не возымели успеха. После чего стражи «гельманизации Кубани» предприняли попытки разорвать оцепление и повязать его участников. Нашла коса на камень, «зачистить» площадку перед зданием удалось лишь после сообщения: «Заложена бомба! »
Начальник полиции общественной безопасности Александр Папанов, верно, сам обрадовался не на шутку, объявил в мегафон, что открытия выставки Icons сегодня не будет. Последовали радостные крики «ура! », аплодисменты и «в воздух чепчики бросали».
Лично меня немало подивил такой факт. В сетях живо обсуждается жест протоиерея Алексия Касаткина:
Добропорядочные граждане и гражданки возмущаются: «На фото слюной Гельмана мочит настоятель краснодарского храма в честь иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радосте протоиерей Алексий Касаткин. И суть «творческого союза» Чаплина и Гельмана после этих событий становятся однозначно понятными. Первый — превращает таких вот недалёких краснодарских алексиев в осатаневших уродов. Другой — тупо стрижет на этом денежные купоны и репутацию «гонимого» (да какой этот, с позволения сказать, член истеблишмента, «гонимый»)? Тьфу! Чума на оба эти дома! »
Очевидно, автор возмущения слишком далек и от господина Гельмана и от кулуаров мастерской современного искусства от господина Гельмана. Постулат учения здесь таков: «главное в искусстве – это жест». Так что господин Гельман плевок заценил. Ничья – 1:1.
Марина Алексинская
Протоиерей Всеволод Чаплин:
«Не секрет, что на выставках, которые устраивает господин Гельман, а также в его действиях как политтехнолога, было много спорного, того, что противоречит идеалам христианства и российского патриотизма. И, наверное, мы долго, если не всегда, будем спорить. Но это не значит, что партнеров по церковно-общественному диалогу мы должны выбирать, только исходя из полного совпадения позиций или по принципу вероучения: с православными будем общаться, а с атеистами, мусульманами, иудеями или буддистами – нет, тем, кто разделяет наши взгляды, будем подавать руку, а тем, кто их не разделяет – нет.
Церковь традиционно стремится вести диалог с людьми разных мировоззренческих позиций, в том числе с критиками и теми, кто исповедует отличные от наших социальные идеалы.
Так что, на мой взгляд, диалог с такими людьми, как Марат Гельман, вполне возможен. Он не обещает быть легким, но почему-то я чувствую, что позиции будут постепенно сближаться. Хотя, может быть, я и не прав.
Не стоит забывать, что в Краснодаре планируется не только выставка «Icons», а и некоторые другие экспозиции, гораздо более спорные, с моей точки зрения. Многие люди, как я понял, выступали в первую очередь против этих экспозиций.
Экспонаты, объединенные под названием «Icons», я видел. Я не раз говорил, что некоторые из художников – верующие люди, и никаких кощунственных намерений у них не было. Некоторые работы могут быть названы спорными, но надо, чтобы художники объяснили, что они имели в виду».
Художник Гор Чахал:
«Я согласился участвовать в этой выставке, поскольку все её экспонаты были согласованы с отцом Всеволодом Чаплиным. Кроме того, предварительно я попросил прислать мне список предполагаемых участников выставки и иллюстрации работ. Ничего особенно провокационного я там не увидел. Особенно меня мотивировало то, что отец Всеволод реабилитировал мою работу «Солнце Правды, Добра и Красоты», сказав, что работа, по его мнению, спорная, но в данном контексте вполне уместна.
Так что не думаю, что выставка может быть провокационной.
Цели и задачи выставки Icons были четко сформулированы в пресс-релизе: «подчеркнуть тонкую грань взаимоотношений современных художников и икон. Конечно, речь идёт не о новых иконах как предметах религиозного культа, а о принципах иконографии. Столетиями изобразительное искусство в Западной Евразии развивалось в рамках церковного, храмового искусства, как его часть. Этому развитию сопутствовала полемика, благодаря которой зарождались целые культурные эпохи, религиозные течения, философские системы. Из иконы родилось искусство Нового времени и современное искусство. Быть может поэтому так сильно притяжение современных художников к священной иконографии».