Не хочу присоединяться к бесчисленному сонму «спасителей России», у каждого из которых имеется свой рецепт преодоления того мировоззренческого, системного кризиса, в котором оказалась наша страна после крушения русско-советской цивилизации, в последние годы синергетически усиленного глобальным финансово-экономическим кризисом. Тем более, что все эти рецепты, как правило, обращены к подсистемным уровням переживающей кризис системы: пространственно-временным и информационно- энергетическим, а потому противоречат не только друг другу, но и одному из фундаментальных принципов современной науки, который гласит: «Никакую проблему невозможно решить на том же уровне, на котором она возникла» (А. Эйнштейн). Понимаю, что авторитет автора теории относительности может быть оспорен по целому ряду причин, поэтому приведу ту же мысль в интерпретации К. Геделя и его «теоремы о неполноте»: в любой системе возникают проблемы, принципиально не решаемые в рамках этой системы и требующие поиска в рамках Надсистемы. Если кому-то из читателей газеты и это утверждение покажется чересчур сложным, в качестве иллюстрации использую известный анекдот о пьянице, который ночью ползает вокруг фонарного столба и на вопрос прохожего, что он тут делает, отвечающего, что ищет потерянный кошелёк и ключи от дома. «А ты их прямо сейчас вот здесь, под столбом, потерял? » — спрашивает прохожий. «Нет, там! » — мычит в ответ пьяница, указывая куда-то в темноту. «А почему тогда здесь ищешь? » — на что следует ударный ответ всего анекдота: «Так здесь же светлее! »
Разъясняю аналогию: выход из нынешнего кризиса и «спасители России», и отечественные политики, наподобие анекдотического пьяницы, ищут не там, где он вообще может быть, а там, где «светлее», то есть — понятнее для них. Это касается, кстати, не только российского, но и глобального кризиса.
С конца 60-х годов ХХ столетия, то есть в течение более чем полувека, и наша страна, и всё человечество стали решать свои проблемы вопреки Геделю — в рамках Подсистем одной Системы, сформированной еще в эпоху неолитической революции, не позднее III тысячелетия до нашей эры. Хотя сам этот кризис, проявленный через практически непрерывные мировые войны и кризисы ХХ века, для всех, имеющих глаза и желающих видеть, ясно указывает на исчерпанность данной Системы и необходимость перехода от «неолитического» сознания с его диалектическим принципом «исключенного третьего» («или-или») к сознанию ноолитическому, триадно- или даже троично-пятимерному («и-и-и-и-и»), учитывающему все взаимосвязи вещества, энергии, информации, пространства и времени.
Применительно к современной российской действительности это означает, что существующая политическая система нашей страны, основанная на принципе маятника или качелей («красные»—«белые», «левые—правые», или «коммунизм—либерализм»), себя полностью изжила, что со всей наглядностью показали не только «межвыборные» протестные акции прошедшей зимы, где «по одну сторону баррикад» оказались вроде бы абсолютные и несовместимые «идейные противники», но и фактический отказ Путина от услуг правящей партии «Единая Россия», лидером которой он формально являлся, на президентских выборах, и эклектизм его предвыборных статей, и полное бессилие кандидатов в президенты, ни один из которых (включая победившего Путина) оказался не в состоянии увлечь за собой народ. В результате торжествует даже не «топтание на месте» (Д. Медведев), а инерция торможения, из-за которой Россия продолжит сползать «в хвост» развития человеческой цивилизации — все цифры нарастающих отставания и деградации нашей страны публиковались неоднократно и достаточно хорошо известны, так что нет смысла их лишний раз повторять.
Кстати, длившиеся в течение последних 4 лет попытки президента Медведева реформировать существующую политическую систему в отсутствие опережающего «ноолитического» мышления вылились в максимальное упрощение возможности создания новых политических партий и возврат к выборности власти «на местах», что должно вернуть страну к ситуации 90-х годов прошлого века, когда в выборах участвовало более сорока партий и движений. Результатом такого «партийного пиршества» стала всеобщая «разруха в головах», ускорение деградации, духовно-нравственное и социально-экономическое обнищание народа. Политика «разделяй и властвуй! » («или-или») совершенно неприемлема как средство преодоления кризиса и возрождения России — напротив, русская цивилизация будет обречена на самоуничтожение в результате атомизации и деградации всех составляющих её подсистем: от народов до отдельных людей.
Должен сказать, что едва ли не единственным и уж точно наиболее известным проявлением «ноолитического» мышления сегодня являются философские прозрения Александра Проханова, всё время настаивающего на единстве русской истории, русского пространства, русской народной энергетики и русского «культурно-информационного кода», при этом обращенного вовсе не к Подсистемам, а к Надсистеме. И этот пример даёт надежду на то, что мы найдём потерянную нами дорогу в Будущее именно там, где её на время потеряли, а не там, где «светлее».
Валентин СОЛОМАТИН
Рязанская область