После пяти месяцев атак со стороны Израиля глава Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам (UNRWA — БАПОР) Филипп Лаццарини написал в сети Х: "Израиль сейчас отказывает в любом доступе автоколонн БАПОР с продовольствием в Северную Газу. Там сейчас голод, созданный людьми. Голод, на который мы смотрим, является пятном позора на всём человечестве".
Уже сейчас не стоит заблуждаться. В секторе Газа население находится в катастрофической продовольственной ситуации, а дети умирают в большом количестве от голода и инфекционных болезней. Эти два фактора взаимосвязаны в порочном круге. Это убивает людей, вероятно, погибших уже тысячи. Нужно сказать, что это бесчеловечно, мы сейчас наблюдаем самую крайнюю степень угрозы выживанию населения.
Около 20 лет назад были разработаны показатели для измерения острого продовольственного кризиса. И с тех пор мы никогда не видели ситуации, в которой всё население местности, а сейчас это всё население Газы, находилось бы в состоянии такого гуманитарного кризиса. Подобного ещё не случалось в XXI веке.
Можно ли это предотвратить? Очевидно, что да. Ещё в декабре Комитет по всемирной продовольственной безопасности (КВПБ) оценил ситуацию по Интегрированной классификации фаз продовольственной безопасности (ИКФ). Это своего рода высший арбитр, так сказать, высокий суд в области оценки гуманитарных ситуаций. И обстановка абсолютно ясна. Процитирую их решение: "Необходимость прекращения боевых действий в сочетании с устойчивым восстановлением гуманитарного доступа в сектор Газа являются важнейшими условиями для предотвращения голода". КВПБ заявлял это в декабре и повторил ещё раз на прошлой неделе в марте. Эту катастрофу невозможно предотвратить без прекращения огня, оказания полного спектра гуманитарной помощи и восстановления основных услуг.
Почему так важна именно эта классификация? ИКФ — это система, которую международные гуманитарные агентства приняли около 20 лет назад, чтобы попытаться прийти к стандартизированным метрикам гуманитарных ситуаций. По части продовольственной безопасности было выделено пять категорий положения населения. Были приняты их цветовые обозначения, которые очень легко понять. Зелёный — первая фаза, являющаяся нормальной, жёлтый — вторая фаза, стрессовая, оранжево-коричневый — третья фаза, то есть кризис. Красный цвет символизирует четвёртую фазу, которая означает чрезвычайную ситуацию. Отмечу, что в самом первом варианте ИКФ такая ситуация называлась голодом, но сейчас она переквалифицирована в чрезвычайную ситуацию. Но есть ещё одна, последняя, пятая фаза. Она обозначена тёмно-красным — это катастрофический голод. В Газе сейчас как раз созданы все предпосылки для катастрофического голода. И эта тёмно-красная фаза — индикатор сложности и трагичности всей ситуации.
Существуют также метрики количества задействованного населения. В случае Газы это, по сути, всё население, насчитывающее более 2 млн человек. И голод — это не просто то, что люди пережили и от чего могут восстановиться. Голод оказывает долгосрочное воздействие на организм человека. Такие данные были получены из Нидерландов, где население пережило голодную зиму в 1944 году, в самом конце Второй мировой войны. Голландцы проследили пожизненные последствия голода как для маленьких детей, так и для детей, которые в то время ещё не родились и находились в утробе. И они обнаружили, что, когда эти дети вырастают, они становятся ниже ростом, отстают в развитии и имеют более низкие когнитивные способности, чем их старшие братья и сёстры. И это передаётся следующему поколению. Потому что, когда маленькие девочки, которые прошли через голод, вырастают и становятся матерями, их собственные дети также страдают от последствий голода в меньших масштабах. Так что голод — это бедствие, которое будет на протяжении нескольких поколений влиять на здоровье палестинского населения.
Даже сейчас мы уже опоздали с действиями. Если вдруг, а это маловероятно, будет прекращение огня и в Палестину поступит гуманитарная помощь, это будет слишком поздно для спасения жизни сотен, а возможно, и тысяч детей. Они сейчас находятся на грани между жизнью и смертью. Они живут без пищи, без чистой воды и медицинской помощи. Это кризис, который невозможно остановить в одночасье.
И это кризис, который является не просто гуманитарным кризисом. Это — фундаментальный политический кризис. Это кризис нарушения согласованного международного гуманитарного права, а также международного уголовного права. Имеются неопровержимые доказательства того, что это — военное преступление со стороны Израиля, а именно создание условий массовой голодной смерти, совершаемое в больших масштабах.
Алекс де Ваал, исполнительный директор Всемирного фонда мира при Университете Тафтса и автор книги "Массовый голод: история и будущее голода"
Источник: Democracy Now!