ГРОМЫКА. "Нашатырь" ("Союз")
"Нашатырь, как известно, приводит в чувство. В случае "Громыки" — это чувство глубокого удовлетворения".
Из интервью музыкантов
"Нашатырь споспешествует тому, чтобы другие медикаменты лучше проникали в неблагородные вещества, очищали и высветляли их, спасая от черноты. Таким образом, сам нашатырь как бы незрим в отличие от иных начал, смешанных с неблагородными телами. Зато он помогает их взаимодействиям, а сам же эти взаимодействия как бы минует".
Альберт Великий. Малый алхимический свод.
Всего год назад писал рецензию на дебютный альбом петрозаводского квинтета. За один 2016-й "Громыка" натворила больше, чем иные успевают за десятилетие. Во-первых, уже осенью был представлен ударный диск "Акробатенька". Во-вторых, "Громыка" подружилась с "Кассиопеей", очаровательными бредографами из Минска — итогом стал совместный сингл, в котором музыканты обменялись кавер-версиями: "Кассиопея" исполнила визитную карточку петрозаводцев "Говорил я вам", а "Громыка" ответила "Если", также в релизе оказалась "Сердца частица" из будущего "Нашатыря". Наконец, в начале марта вышла уже и виниловая компиляция под сакраментальным названием "Говорил я вам", куда вошли песни из первых альбомов, специальный номер "Ещё идут песочные часы" и бравое "Невозможное возможно", открывающее третий диск.
"Нашатырь" пока стал самым большим альбомом по объёму — чёртова дюжина композиций, 44 минуты. "Удовлетворение" из эпиграфа —подтверждаю. Хотя появились песни, которые пока ещё, как говорится, не расслушал. Но хватает и бесспорных удач: "Зачем нам такие разные нужны", "Птичий или свиной", "Вот вам, держите".
Настоящий материал появился в период, предшествующий записи "Акробатеньки". То есть третий альбом фактически является вторым. Однако музыканты решили довести пластинку "до ума". Кстати, поэтому мы снова слышим дивный инструмент "ФАЭМИ", который в дальнейшем был заменён не менее чудным стилофоном. Пожалуй, "Нашатырь" звучит потяжелее первых альбомов, гитара ещё более лихая и агрессивная, но даже в таком звучании полнокровно живёт отголосок эстрады 70-х-80-х.
И спокойная, располагающая манера исполнения. "Громыка" цепляет, но не беспокоит, наоборот, вселяя уверенность. Духоподъёмный абсурдизм — редкая история, доложу я вам.
чтобы ночь не очень тёмною была
нужен кабель
чтобы был порядок друг за другом всё шло
нужен штабель
чтоб на башне Спасской не погасла звезда
нужен Абель
чтоб Чапаев победил в гражданской войне
нужен Каппель
"Громыка" открывает свой необычный, увлекательный и разнообразный мир, посему и аудитория группы не сводима к одному знаменателю — с разными предпочтениями по хитам, с оригинальным восприятием песен.
"Самая филологическая группа России", по утверждению некоторых поклонников, от вечных вопросов русской жизни (не забывая, впрочем, и о них —"Пристав Марат") перешла к вечным человеческим темам (как то - мужское и женское), иногда в преломлении современного общества.
Слова и формулы, порой весьма затёртые веком сим, "Нашатырь" словно подбрасывает в воздухе и проверяет на жизнеспособность, оставляя слушателям возможность решать интеллектуальные кроссворды или просто радоваться. Вот "Загубила" — может, региональный номер, связанный с градоначальницами Петрозаводска, а может связь мировой политики и природных катаклизмов. Или "Женщины тяжёлого поведения" — остроумнейшая песня, хотя, казалось бы, содержание лежит на поверхности. Но умение сыграть на известном и очевидном — дорогого стоит.
Даже пассажи "на грани фола" не режут уха. Юмор "Громыки" — солнечный, солидный, без тошнотворного КВНовского послевкусия, заполонившего собой культурную сцену и масс-медиа. Хотя помним и утверждение музыкантов, что они действуют всерьёз, не пытаясь "насмешить или развеселить публику".
"Громыка" — не повзрослевшие юнцы, не бесполые существа, но подчёркнуто мужская — эстетически и этически — группа. Довольно несовременный, но оттого особо симпатичный подход.