Сообщество «Салон» 00:00 24 марта 2016

Музон

Свой стиль группа именует "тяжёлым психоделическим твистом" — красиво, верить не обязательно. "Громыка" — это действительно громко, но без стремления оглушить. Жёсткие гитары, перегруженный бас, густой баритон, ориентированный на советскую эстраду семидесятых, наконец, очаровательное блямкание металлофона и ксилофона и завораживающие звуки детского синтезатора "Фаэми" и стилофона. Коктейль — из инструментального рока и психодела шестидесятых, панка и стоунер-рока, диско-Италии и киномузыки. Среди отечественных аналогий — симулятивный рок художников-концептуалистов из "Среднерусской возвышенности", "Центр", "АВИА" и "НОМ". Но, как ни удивительно, никакой соц-артовской шпильки здесь вовсе нет, хотя, казалось бы, группа и живёт этими темами. И при всём богатстве выбора — главное: "Громыка" отсылает ко многому и многим, но оригинальна и самостоятельна.

ГРОМЫКА. "Gromyka". ("Союз")

Неожиданный и привлекательный рок-аттракцион из Петрозаводска, шумно заявивший о себе в последние недели. Ажиотаж на первом московском концерте в модной "Рюмочной" в Зюзино. На сцене квинтет убедительных мужчин в костюмах, на голове вокалиста шапка пирожок а-ля "политбюро". Странное запоминающееся название, которое отсылает к выдающемуся "Господину Нет", советскому министру иностранных дел и председателю президиума Верховного Совета СССР, хотя сами музыканты утверждают, что можно вспомнить и Громозеку из булычёвских сказок о приключениях девочки Алисы, и некое отображение грохота-громкости. К тому же название пришло уже после появления большей части песен дебютного альбома.

Свой стиль группа именует "тяжёлым психоделическим твистом" — красиво, верить не обязательно. "Громыка" — это действительно громко, но без стремления оглушить. Жёсткие гитары, перегруженный бас, густой баритон, ориентированный на советскую эстраду семидесятых, наконец, очаровательное блямкание металлофона и ксилофона и завораживающие звуки детского синтезатора "Фаэми" и стилофона. Коктейль — из инструментального рока и психодела шестидесятых, панка и стоунер-рока, диско-Италии и киномузыки. Среди отечественных аналогий — симулятивный рок художников-концептуалистов из "Среднерусской возвышенности", "Центр", "АВИА" и "НОМ". Но, как ни удивительно, никакой соц-артовской шпильки здесь вовсе нет, хотя, казалось бы, группа и живёт этими темами. И при всём богатстве выбора — главное: "Громыка" отсылает ко многому и многим, но оригинальна и самостоятельна.

Одиннадцать номеров альбома уверенно вползают в мозг и разбегаются на цитаты, пусть даже формулы невзрачные или малопонятные — "ты подарила мне это тепло", "я вышел из душа, зачем мне всё это нужно", "индейцы-ковбойцы резиновые из ГДР". Визитная карточка: "Говорил я вам — не послушались" напоминает "А я тебе thказал", — сакраментальная фраза одного богемного персонажа, а "так и получилось" сродни популярному интернет-мему — "так и вышло". Ходишь и напеваешь, но нет раздражения, как бывает от попсовой теле-радио‑"контрабанды".

Триада "Среднерусской Возвышенности" в одноимённой песне состояла из "Пушкина, Чайковского и Репина"; у "Громыки" свой выбор русских культурных архетипов: "Пушкин, Шишкин и Мышкин", и последний — не достоевский герой, но советский хоккейный вратарь, некогда остановивший нхловскую армаду.

Полтора года назад видная петрозаводская группа "Револьвер", существующая ещё с конца восьмидесятых, обрела своё второё "Я" в виде "Громыки". Знакомая для Карелии история: замечательные фолк‑экспериментаторы из "Ва‑та‑ги", уйдя в творческий отпуск, сотворили не один интересный проект. Но, насколько понимаю, под "Громыку" подписались все музыканты "Револьвера".

Симпатично, что весь этот поток сознания, игры со словом и звуком, китчевые модели вовсе не выглядят каким-то реактивным глумом. Четверть века, двадцать, даже пятнадцать лет назад подобное читалось бы как пляски над поверженным телом СССР. "Громыка" — совсем не об этом. Более того, и увлекательным ретроманским путешествием в музей музыки "Громыка" не выглядит. Скорее это некий футуристический поп из параллельного настоящего или неведомого будущего. "Громыка" мимоходом задевает какие-то приметы времени, но в первую очередь создаёт свою реальность.

"Громыка" не является пародией, так как группой движет и вдохновляет её именно возможность создавать небывалое — то, что будет вдохновлять других", — утверждают музыканты.

Кстати, одним из принципов Андрея Громыко был — "Никогда нельзя унывать". Вот от депрессии, затмившей и независимую сцену, и официозный "секонд-хенд" петрозаводцы предельно далеки. "Громыка" — это весело, стильно и жизнеутверждающе. И при максимуме маски и образа, они куда живее и человечнее иных своих коллег, вещающих "за душу".

За "Громыку", конечно, сыграло и общее ожидание новой "фишки", которую с завидной регулярностью выдают культурные медиа или социальные сети. Бывает, что эта самая "фишка" — нечто стоящее и фундаментальное, случаются чисто сезонные явления, были и просто фрики на час. Вроде как у "Громыки" уже готов материал для второго альбома. Не думаю, что они взорвут шоу-бизнес, и не уверен, что не уйдут в самоповтор, тиражируя приёмы дебютной пластинки. Но точно желаю себе ошибиться.

Это бывает со мной

На чердаках в Вазастане

Это бывает со мной

В борьбе между инем и янем

27 октября 2024
Cообщество
«Салон»
1 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
18 октября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x