пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 07 июня 2025
Авторский блог Александр Балтин 11:59 3 июля 2023

Феномен Марии Шкапской

её голос напряжённо-естественен

…фокус весны смещается: и, увиденная феноменом погибания, она расходится своеобразной образностью: образностью Шкапской: чей индивидуально-уникальный образ возвышается трагически в космосе русской поэзии:

Приползла лукавая, вся талая,
И в угрюмом городе, в камнях,
Распустила слухи небывалые,
Что погибнут улицы на днях.

Никакого расцвета – будто с запредельной чёткостью увидены финалы движения всего: в том числе и весны…

…сердце физиологично: его вечная работа может вызвать ужас: как так? не останавливаясь, не умолкая, пока жив этот телесный пласт; но… если представить метафизическое сердце, своеобразного эфирного двойника связки мышц, может получится следующее:

Ведь солнце сегодня ярко

И легче земные ноши,

Но сердце – пустая барка

И груз её в море брошен.

Одна из работ жизни: опустошать мистическое сердце.

Одна из подоплёк поэтического труда - наполнять его созвучиями.

…физиологизм поэзии Шкапской: части оной – область предельного обнажения потаённой грани:

Ах, дети, маленькие дети,

как много вас могла б иметь я

вот между этих сильных ног,-

осуществленного бессмертья

почти единственный залог.

Когда б, ослеплена миражем

минутных ценностей земных,

ценою преступленья даже

не отреклась от прав своих…

Её нервные вибрации отвечают цветаевским тремоло и разрывам.

Её голос напряжённо-естественен, и строчки, вспыхивая рубинами постигнутого опыта, превращаются в драгоценности духа…

Строки, мерцающие золотыми нитями – как бы не было страшно.

А от стихов Шкапской становится страшно порой: заглядывает в такие глубины себя, что и выход невозможен: хотя есть он, есть – в стихи, в поэзию.

Атеистка – она вступает в невыносимые отношения с Богом: иногда кажется – с пустотой, которую заполняет собственным кошмаром, криком, который не будет услышан:

Боже, милый и трудный, внемлю!

Но внемлешь ли нам и Ты?

Иль только готовишь землю

под белые эти кресты?

Кресты зажигаются в ночи духа.

Ответ нисходит в бездны души, выжигая новые и новые строки: пока – не прекратятся они.

Ведь Шкапская-поэт замолчала довольно рано.

…пчелиное полнозвучие завершается резким, мускульно-болезненным сокращением строки:

Как в тёмный улей чёрная пчела
сбираю мёд отстоенной печали,
и с лука каждого летящая стрела
меня неуклонимо жалит.

Снова жало, снова боль, но и пчела, и мёд связаны с печалью: более отдающей скорбью…

Однако, сама энергия речи Шкапской рождает ощущение световой музыки: словно слоящее за сценой стихов настолько напитано незримым солнцем, что и череда трагедий жизни (а Шкапской пришлось многое пережить) не более, чем репетиция – перед подлинной пышностью грядущих запредельных созвучий: открывшихся поэту там… за рубежоми физиологии и яви…

1.0x