9 января 2024 года Исследовательская служба Конгресса США опубликовала доклад «Война России против Украины: реакция Евросоюза и отношения США-ЕС».
Санкции
С февраля 2022 года ЕС ввел 12 пакетов санкций (или ограничительных мер), направленных на то, чтобы подорвать способность России финансировать войну против Украины, возложить издержки на российскую элиту и ослабить экономическую базу России. Введение санкций требует единодушия среди членов ЕС.
На сегодняшний день санкции ЕС в отношении российского правительства, а также финансового, делового, оборонного, технологического и медиа секторов включают:
• Замораживание активов 331 организации (включая ключевые банки) и 1612 физических лиц (в основном российских чиновников и представителей элиты), к которым также применяются запреты на выезд.
• Ограничение операций с центральным банком России и блокирование доступа к его резервным активам.
• Наложение ограничений на долг и капитал для определенных банков и компаний.
• Запрет на операции с некоторыми российскими государственными военно-промышленными предприятиями.
• Отключение 10 ведущих российских финансовых учреждений, включая Сбербанк, от SWIFT (доминирующей в мире международной системы финансовых сообщений).
• Расширение контроля над экспортом товаров и технологий двойного назначения.
• Запрет на экспорт некоторых видов экспорта в авиационном, морском и технологическом секторах (например, полупроводники), а также на экспорт двигателей для дронов и предметов роскоши в Россию.
• Запрет на импорт стали, спиртных напитков, морепродуктов, золота, бриллиантов и другой продукции из России.
• Закрытие воздушного пространства ЕС, морских портов и дорог для российских операторов.
• Приостановление вещания 13 российских СМИ (включая дочерние).
Энергетическая зависимость ЕС от России усложнила нацеливание на ее энергетический сектор. ЕС не запретил импорт российского природного газа, но ввел санкции:
• Запрет на импорт большей части российской сырой нефти и нефтепродуктов (около 90% импорта российской нефти) с исключением сырой нефти, доставляемой по трубопроводам.
• Запрет компаниям ЕС предоставлять услуги по транспортировке нефти, за исключением российской сырой нефти и нефтепродуктов, продаваемых в страны, не входящие в ЕС, по согласованным ценовым пределам или ниже (установленным в сотрудничестве с коалицией «Большой семерки» [G7] и направленным на снижение российских ценовых пределов. нефтяные доходы при сохранении стабильности мировых энергетических рынков).
• Запрет на экспорт технологий нефтепереработки из ЕС.
• Запрет на импорт российского угля.
ЕС также утвердил инструмент противодействия обходу санкций для борьбы с уклонением от санкций в других странах. В декабре 2023 года ЕС согласился принять меры по ужесточению ограничения цен на нефть.
Помощь ЕС Украине
По данным ЕС на декабрь 2023 года, поддержка Украины со стороны ЕС и государств-членов составляет почти 68 миллиардов евро в виде военной, финансовой, гуманитарной и чрезвычайной помощи, а с учетом финансирования ЕС на помощь украинским беженцам достигает почти 85 миллиардов евро. (Показатели в долларах США немного выше при текущем обменном курсе 1 евро: 1,09 доллара.)
Военная помощь
Через свой Европейский фонд мира (EPF) на сегодняшний день ЕС выделил 5,6 миллиарда евро на финансирование военной помощи Украине, в том числе 3,1 миллиарда евро на летальное оборудование, 380 миллионов евро на поставки несмертоносного оружия и 2 миллиарда евро на предоставление Украине 1 миллиона евро. патронов (либо из запасов государств-членов, либо путем совместных закупок, но существуют некоторые производственные проблемы). Государства-члены могут получить возмещение из EPF за предоставленную помощь. ЕС также учредил миссию по обучению вооруженных сил Украины. По оценкам ЕС, двусторонняя военная поддержка Украины со стороны членов ЕС составляет более 21 миллиарда евро.
Финансовая и другая помощь
ЕС, его государства-члены и европейские финансовые институты совместно выделили Украине 40,6 млрд евро на финансовую, гуманитарную и чрезвычайную помощь, в том числе:
• 11,6 млрд евро будут предоставлены или гарантированы бюджетом ЕС в 2022 году.
• 18 миллиардов евро финансовой помощи ЕС на 2023 год (в виде льготных кредитов).
• 9,5 миллиардов евро от государств-членов.
ЕС также координирует доставку в Украину предметов первой необходимости в натуральной форме. Механизм временной защиты ЕС предоставляет украинским гражданам, которые бежали, немедленное право на жительство и доступ к льготам на всей территории блока (до 17 миллиардов евро в виде финансирования ЕС помогает поддержать украинцев в государствах-членах).
ЕС рассматривает до 50 миллиардов евро финансовой помощи и 20 миллиардов евро военной помощи Украине на период 2023-2027 годов, а также возможности использования замороженных российских активов для поддержки восстановления Украины.
Решение проблемы энергетической зависимости
После начала военного конфликта наУкраине ЕС обязался поэтапно прекратить импорт всего российского ископаемого топлива, включая природный газ, до 2030 года. К концу 2022 года трубопроводный газ из России будет составлять примерно 8% импорта газа ЕС (по сравнению с 40% в начало 2022 года), хотя это снижение частично отражает решение России сократить поставки. Импорт российского сжиженного природного газа (СПГ) в ЕС за тот же период несколько увеличился. В 2023 году статистика ЕС указывает на дальнейшее снижение доли России в импорте угля, нефти и трубопроводного газа в ЕС, а также на незначительное снижение по сравнению с уровнями 2022 года доли России в импорте СПГ в ЕС.
Сотрудничество США и ЕС
Правительство США и ЕС тесно сотрудничали в ответе на военный конфликт России с Украиной. Сотрудничество включало усиление санкций, приостановку преференциального торгового режима России в соответствии с правилами Всемирной торговой организации, определение верхнего предела цен на нефть для стран «Большой семерки» и обеспечение ответственности за военные преступления. Администрация Байдена также обязалась помочь ЕС снизить его зависимость от российского газа, отчасти за счет увеличения поставок СПГ в ЕС.
Напряжённость в солидарности ЕС, включая спор по поводу импорта украинского зерна в ЕС и задержку в утверждении нового финансирования ЕС, может создать проблемы для будущего сотрудничества по Украине, равно как и возможная «усталость доноров» США и политические разногласия. ЕС считает американскую военную и финансовую поддержку Украины «незаменимой». Некоторые в Конгрессе могут быть заинтересованы в мониторинге масштабов помощи ЕС и других аспектов отношений США и ЕС, затронутых войной на Украине:
• Безопасность и оборона. Война вызвала дебаты об улучшении военного потенциала ЕС и укреплении партнерства НАТО-ЕС.
• Энергетика и климат. Действия России могут ускорить энергетический переход ЕС и энергетическое сотрудничество между США и ЕС, несмотря на некоторую напряженность по поводу «зеленых» субсидий США.
• Расширение ЕС. Традиционно в Конгрессе существовала двухпартийная поддержка расширения ЕС. ЕС объявил Украину официальным кандидатом на членство в июне 2022 года (восемь других стран, включая Молдову и Грузию, также являются официальными кандидатами). Вступление в ЕС обычно занимает много лет.