Авторский блог Владимир Овчинский 02:29 13 ноября 2025

Европа готовится к космической войне

главные противники – Россия и Китай

Германия, Франция и Великобритания в 2025 году неоднократно предупреждали о растущей угрозе со стороны российских и китайских космических спутников, «которые регулярно замечены в шпионаже за спутниками, используемыми западными державами», - пишет «Си-эн-эн» (вражье сми) (09.11.2025).

В октябре 2025 года эти страны неоднократно сообщали о случаях слежки, глушения и создания помех со стороны России в работе их спутников в космосе.

«Действия России, особенно в космосе, представляют для всех нас фундаментальную угрозу. Угрозу, которую мы больше не можем игнорировать», — заявил министр обороны Германии Борис Писториус на Берлинской конференции лидеров космической отрасли в сентябре 2025 года.

Нацеливание на спутники связи может повлиять на такие аспекты, как спутниковые снимки, телекоммуникации и широкополосный спутниковый интернет. По данным международного аналитического центра RAND, сбой в работе систем навигации и позиционирования может повлиять как на военные операции, так и на гражданскую авиацию.

Предупреждения появились после начала войны на Украине. Украинские официальные лица заявляют, что «Москва усилила сотрудничество с Китаем: Пекин проводит спутниковую разведку украинской территории по её поручению».

Для справки:

Китай в противовес спутникам Маска Starling к 2027 году планирует довести число активных спутников Guowang до 400, обеспечивая как коммерческую связь, так и военные коммуникации.

Писториус отметил, что два российских разведывательных спутника в сентябре 2025 года были замечены отслеживающими два спутника IntelSat, используемых Вооружёнными силами Германии и её союзниками. IntelSat — коммерческий поставщик спутниковых услуг, чьим парком пользуются правительства и компании в США и Европе.

«В последние годы Россия и Китай стремительно расширили свои возможности ведения космической войны: они могут заглушать, ослеплять, манипулировать спутниками или уничтожать их с помощью кинетических средств», — добавил Писториус, объявив о многомиллиардном увеличении финансирования немецких космических программ.

Глава Космического командования Великобритании также забил тревогу, заявив, что российские спутники следят за британскими объектами в космосе, а также «еженедельно» глушат их сигналы.

«У них на борту есть полезная нагрузка, которая может видеть наши спутники, и они пытаются собирать с них информацию», — заявил генерал-майор Пол Тедман в интервью «Би-би-си» (вражье сми) в октябре 2025 года. Глушение осуществляется с помощью наземной инфраструктуры. Россия потратила годы на разработку средств радиоэлектронной борьбы в условиях войны на Украине.

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте в 2025 году вновь предупредил «о планах России разработать ядерное оружие в космосе для выведения из строя и уничтожения спутников».

Президент России Владимир Путин публично заявил, что Москва не намерена размещать ядерное оружие в космосе. Однако Россия также наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, призывающую государства-члены не разрабатывать космическое ядерное оружие в 2024 году. Китай воздержался при голосовании.

Как работает спутниковый «шпионаж»?

В целом космическим силам сравнительно просто обнаруживать и определять местоположение иностранных спутников, но сложно определить их точные возможности и намерения.

По словам эксперта Клейтона Своупа, заместителя директора Проекта по безопасности в аэрокосмической сфере в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, власти строят предположения о намерениях российских спутников на основе того, где в космосе находится спутник, что еще находится рядом с ним, а также исторических особенностей поведения подобных спутников.

Например, если российский спутник в течение длительного периода времени находится вблизи европейского спутника связи, власти могут сделать вывод, что он находится там с целью шпионажа.

Эксперты полагают, что российские спутники, приблизившиеся к двум спутникам IntelSat, частично используемым Германией, предназначались для перехвата сигналов.

Между тем, на более низких орбитах российские спутники ранее испытывали «предметы, похожие на оружие, и запускали снаряды», сообщил Своуп «Си-эн-эн». Власти могут идентифицировать спутники, похожие на те, что оснащены снарядами, чтобы определить, представляют ли они физическую угрозу для объектов других стран.

«У русских уже есть опыт использования таких спутников для слежки за другими спутниками, так что люди могут подумать, что это спящая ячейка, готовая нанести удар в любой момент», — сказал Своуп.

«Очень сложно отличить угрозу в смысле оружия от угрозы в смысле сбора разведывательной информации», — добавил он. «Иногда приходится многое догадываться о возможностях спутника и намерениях его оператора».

Германия и Великобритания — не единственные страны, забившие тревогу. США и Франция первыми предупредили более десяти лет назад, что «российские спутники, по всей видимости, шпионят и собирают информацию об их объектах, в том числе о коммерческих спутниках».

В 2015 году Министерство обороны США заявило, что российский военный спутник расположился вблизи двух спутников Intelsat, что побудило США связаться с Москвой по поводу его перемещений, которые многие в то время описывали как «загадочные».

Затем, в 2017 году, после того как Франция и Италия совместно запустили разведывательный спутник, российские спутники вскоре приблизились к нему, чтобы рассмотреть его, по словам Юлианы Зюсс, исследователя политики безопасности Немецкого института международных отношений и безопасности (SWP).

Эксперты заявили «Си-эн-эн», что Китай представляет ещё большую угрозу, чем Россия.

Аналитики отметили ряд сложных манёвров Китая в космосе, направленных на сближение с другими спутниками, «на невероятно высоких скоростях и с такой точностью, что, по-моему, это действительно вызвало недоумение на Западе».

По словам аналитика SWP, некоторые возможности Китая вызвали обеспокоенность на международном уровне. Например, Китай провёл испытания спутника с роботизированной рукой, способной переводить другие спутники на другую орбиту.

По словам аналитика CSIS Своупа, деятельность Пекина в космосе весьма активна, а его цели не столь прозрачны.

«Мы не всегда знаем, что они делают, но они делают много разных вещей, которые заставляют многих людей чесать голову», — добавил Своуп.

Германия заявила, что в течение следующих пяти лет выделит на космические проекты до 35 млрд евро (40,2 млрд долларов США).

«Это, конечно, большая цифра. Думаю, это также отражает наличие политической воли, которая позволит наверстать упущенное и, знаете ли, действительно сдвинуть дело с мертвой точки», — сказала Зюсс. Но она также подчеркнула, что космическая гонка — это непрерывный процесс, финишной черты которому пока не видно. «Европе в целом есть что наверстать. Германии, безусловно, есть что наверстать».

Представитель Министерства обороны Германии сообщил «Си-эн-эн», что объем закупок в космической сфере в 2025 году составит около 1,9 млрд евро (2,2 млрд долларов США), «но в ближайшие годы он значительно вырастет».

Правительство Великобритании также объявило о намерении увеличить расходы на оборону в 2025 году, а в стратегическом обзоре британских возможностей было отмечено, что «больше внимания необходимо уделять космической, кибернетической и электромагнитной сферам». В октябре 2025 года Великобритания объявила, что проводит испытания датчиков для обнаружения лазерных угроз в космосе в рамках мер по защите британских спутников.

Анализ, проведенный лондонским аналитическим центром Chatham House, показал, что в краткосрочной перспективе необходимы еще большие инвестиции, а в стратегическом обзоре не учтено, насколько серьезными на самом деле являются угрозы в космосе, из-за чего страна рискует остаться позади.

Тем временем Франция «очень активно заявляла о необходимости иметь так называемые «спутники-телохранители», то есть спутники, задача которых — защищать другие спутники», — сказал Своуп. Он добавил, что то, как будут выглядеть эти спутники, остаётся открытым вопросом, поскольку разработка продолжается.

Аналитики отмечают, что США в последние годы они значительно увеличили инвестиции в военный космос. Европейские союзники могут извлечь из этого выгоду благодаря сотрудничеству в рамках Организации Североатлантического договора (НАТО) и других альянсов.

В 2019 году НАТО объявило космос «сферой деятельности» трансатлантического альянса, а спустя годы объявило, что статья 5 будет применяться и в космосе. Статья 5 гласит, что нападение на одного члена НАТО является нападением на всех его членов. Однако аналитики RAND утверждают, что НАТО необходимо «сбавить обороты» в своей космической деятельности, иначе в критический момент возникнет риск несостоятельности.

Технические специалисты подготовили Объединённую полярную спутниковую систему-2 (JPSS-2) Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) к летным испытаниям на низкой околоземной орбите на базе космических сил Ванденберг (VSFB) в Калифорнии. Испытания проведены 5 октября 2022 года.

Европа готовится к космическому конфликту

«Нэшнл интерест» (11.11.2025) пишет:

«Космос теперь прочно признан стратегической сферой. Более того, это главная стратегическая позиция, где великие державы и корпорации мира борются за доминирование. Европейское оборонное агентство (ЕОА) и Европейское космическое агентство (ЕКА) теснее сотрудничают в области киберустойчивости космических объектов, стремясь повысить свою конкурентоспособность в этой стратегической сфере, несмотря на десятилетия отставания от США, Китая и России».

Европейская комиссия (ЕК) предполагает, что Европа всё больше зависит от космических услуг, таких как навигация, наблюдение за Землёй и связь, и что эти услуги имеют решающее значение для её безопасности. Нарушение работы этих систем и функций может поставить под вопрос безопасность Европы.

«С ростом российской угрозы для Европы, усилением Китая на Востоке и возвращением всё более противоречивой позиции Америки европейцы стремятся максимально адаптировать своё общество и системы к местным условиям. Сегодня наблюдается серьёзная стратегическая тенденция к европейской автономии в космосе. Способность защищать и обеспечивать безопасность критически важных космических систем становится частью этой цели».

Для укрепления стремления Европы стать самостоятельной и конкурентоспособной державой в космосе был предпринят ряд инициатив. Среди них — Центр операций по кибербезопасности (C-SOC), создаваемый ЕКА в качестве специализированного центра мониторинга и защиты космических систем, наземных сегментов и каналов связи (земля-космос, космос-космос) от киберугроз.

Под эгидой ЕКА новая дополнительная программа будет включать в себя наблюдение за Землей, защищённую связь, позиционирование, навигацию и синхронизацию (PNT), мониторинг спектра и Интернет вещей (IoT) для обеспечения возможностей безопасного и быстрого реагирования.

ЕКА стремится получить около 1 миллиарда евро на разработку спутниковой сети с оптическими/радиолокационными датчиками высокого разрешения, бортовым искусственным интеллектом и обработкой данных, которая будет использоваться как в гражданских, так и в военных целях, а также в разведке. Система будет иметь двойное назначение. Кроме того, ЕКА поддерживает стратегию Европейского союза по внешним связям (EEAS) по более эффективному использованию космоса в целях безопасности и обороны, включая осведомлённость о космической сфере, защиту критически важных космических систем и услуги двойного назначения.

Традиционно ЕКА занималось развитием гражданского космоса — наукой, исследованиями, наблюдением за Землей, связью и так далее. Поворот в сторону обороны означает расширение его полномочий и включение в них вопросов космической безопасности, устойчивости к внешним воздействиям и возможностей двойного назначения. Европейская космическая отрасль также будет всё больше учитывать оборонные потребности.

ЕКА берёт на себя роль главного координатора между различными заинтересованными сторонами в европейском космическом секторе.

Космические возможности оборонного назначения, как правило, обходятся слишком дорого. Европейским государствам-членам необходимо будет взять на себя обязательства. А самому ЕКА, не подготовленному к этой миссии, необходимо будет научиться более эффективно управлять закупками в сфере обороны и взаимодействием с государственными органами.

В связи с ростом угроз в космической сфере, включая (но не ограничиваясь) глушение, уязвимость спутников, кибератаки и спорные космические операции, наличие устойчивых космических систем больше не является факультативным для любой страны или региона, особенно для такой развитой и зависимой от космических услуг страны, как Европа.

Достаточно вспомнить войну на Украине и то, какую ключевую роль в ней сыграл космос. В начале войны Россия начала разрушительные атаки на Viasat, британского провайдера спутниковой связи, используемого по всей Европе. Starlink, по сути, стал жизненно важным каналом связи для украинских военных.

Тем временем такие важные члены НАТО в Европе, как Франция, возглавили движение за то, чтобы рассматривать космос как реальную стратегическую сферу, неразрывно связанную с конфликтами на Земле.

Стремление Европы к стратегической автономии в области космических технологий неизбежно означает, что в этой жизненно важной сфере происходит конвергенция обороны и гражданского сектора.

Суть всего этого в том, что ЕКА готово взять на себя ведущую роль в космической обороне Европы. Оно не заменяет национальные оборонные ведомства. Оно просто выступает в качестве центрального координирующего и предоставляющего возможности для космических средств, обеспечения устойчивости, систем двойного назначения и обеспечения стратегической автономии Европы.

1.0x