Авторский блог Андрей Фефелов 00:00 20 августа 2015

Игра в погром

Внутри коллективного Гельмана завёлся ещё один маленький Гельман: против художников-акционистов вышел акционист православный, взявший себе псевдоним Энтео. Внутри большого Гельмана завёлся червяк, который стал грызть его изнутри. Так русское общество выработало противоядие против зловредного вируса, напустив на него другой вирус — персонажа, истерично провозглашающего "воинственный уранополитизм". Постмодернистская игра продолжается. И следует ждать, когда внутри организации "Божья воля" появится свой маленький предатель-обличитель. Да, вряд ли действия и мировоззрение Энтео имеют какое-то отношение к православной вере, к духовному деланию. Но ведь и так называемые "современные художники" весьма далеки от подлинного искусства...
Мертвенность опустошенного августа нарушил громкий скандал, возникший вокруг "нападения христианских фанатиков на выставку произведений авангарда". Это событие, по сути своей забавное и парадоксальное, гремит до сих пор в сетях и прессе. Как пустая железная бочка, пущенная под откос со скалистого холма, не может грохнуться и замереть, так и обсуждения "поступка Энтео" никак не могут завершиться, дав место блаженной тишине. В минувшую пятницу группа разъяренных молодых людей во главе с Дмитрием Цорионовым, провозгласившим себя бичом Божьим, ворвалась в выставочный зал "Манеж", где среди пыли и солнечных лучей прозябала выставка "Скульптуры, которых мы не видим". Мы бы еще век не видели эти скульптуры, если бы не вопли и драка с охраной, устроенные на выставке активистами организации с претенциозным названием "Божья воля". В ходе этой резонансной возни была разбита фарфоровая тарелка с логотипом "Икея" и промят паркет выставочного зала. Снесенная с постамента тяжелая бронзовая скульптура авторства покойного Вадима Сидура — не пострадала. Самое, конечно, замечательное — это реакция на случившееся со стороны "правых", "левых", западников и славянофилов. Так называемый "либеральный" сегмент в интернете перешел просто на визг: "АААА!!! Православный ИГИЛ… Новая инквизиция… Цорионов — новый Торквемада, посмотрите на его лицо…" Но больше всего меня повеселила реакция нашего брата-патриота: "Акция Цорионова ДИСКРЕДИТИРУЕТ САМУ ИДЕЮ ПОГРОМА!.." За всей этой буффонадой проглядывают краешки явлений и тенденций, о которых стоит поговорить. Весьма вторичный по сути, занятный по форме — представитель "Второго русского авангарда", вечно рефлексирующий и догоняющий самого себя Вадим Сидур, наверное, весьма бы удивился, если бы узнал, что его произведения будут громить христианские радикалы. Ибо в советское время он нёс на себе ярлык "религиозного художника". Но времена иные... Разглядывая поврежденное на фронте нервное лицо Вадима Сидура, я заметил разительное антропологическое сходство с представителем новой волны православных активистов — Дмитрием Энтео... Как сказал мне один представитель Союза Православных Хоругвеносцев про Энтео: "Был бы сей дерганый юнец не Цорионов, а Царионов — всё было бы иначе". Однако если рассмотреть данный казус не через очки идеологий, политических и религиозных симпатий, то мы наблюдаем довольно любопытный социокультурный феномен. Мне очень понравилось остроумное высказывание публициста Константина Крылова: "В Манеже одно произведение современного искусства напало на другое произведение современного искусства". Многие годы так называемые художники-актуалисты тиранили общество своими инсталляциями-провокациями. Модерировал этот процесс пресловутый Марат Гельман, выступавший в роли пастуха всего этого неопрятного разрозненного стада "актуальщиков". Методом этих персонажей было найти нерв общественной жизни, чувствительную зону — и воткнуть туда со всей силы булавку. Помимо истории, патриотизма, советского прошлого — чувствительной зоной является православие и православная культура. В 90-е годы выкормыш Гельмана Авдей Тер-Оганян в том же Манеже на публику рубил иконы, называя это художественной акцией. Тогда он получил по зубам без всякой "Божьей воли". За святые образа вступились обычные посетители выставки и другие художники. Что двигало этим человеком? Ненависть к религии? Едва ли… Скорее всего, речь шла о пресловутом самовыражении. Тщеславии — говоря по-старому. За прошедшие годы культурный выводок Гельмана успел изрядно потоптаться на этой ниве. Чего стоит только одна выставка "Осторожно, религия!" на которой иконописный лик Спасителя пытались соединить с логотипом "Кока-Колы". Реакция православной среды была разнообразной, как сама эта среда. От глухого ворчания до акций прямого действия, когда люди из приходов действительно расшвыривали провокационные выставки и вызывали на себя репрессии со стороны государства. Между тем, сейчас мы пришли к совершенно новому раскладу, когда внутри коллективного Гельмана завёлся ещё один маленький Гельман: против художников-акционистов вышел акционист православный, взявший себе псевдоним Энтео. Внутри большого Гельмана завёлся червяк, который стал грызть его изнутри. Так русское общество выработало противоядие против зловредного вируса, напустив на него другой вирус — персонажа, истерично провозглашающего "воинственный уранополитизм". Постмодернистская игра продолжается. И следует ждать, когда внутри организации "Божья воля" появится свой маленький предатель-обличитель. Да, вряд ли действия и мировоззрение Энтео имеют какое-то отношение к православной вере, к духовному деланию. Но ведь и так называемые "современные художники" весьма далеки от подлинного искусства... Рис. Геннадия Животова // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

29 ноября 2024
1.0x