Авторский блог Георгий Судовцев 12:28 9 мая 2018

Энциклопедический словарь Великой Отечественной войны

Книга Андрея Голубева и Дмитрия Лобанова

Андрей ГОЛУБЕВ, Дмитрий ЛОБАНОВ. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Энциклопедический словарь. — М.: Книжный мир, 2018. — 688 с.

Конечно, более чем 10 тысяч материалов (и почти 700 статей), объединённых темой Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., сами по себе — огромная работа, которая, к тому же, не сводилась к банальной "копипасте" соответствующих материалов последнего по времени издания Большой Советской Энциклопедии. Но, по большому счёту, это, повторюсь, не дело отдельных энтузиастов — таких, как авторы этого издания, которые с уважением и любовью относятся к памяти о своих предках.

"Я так и не увидел ни одного своего деда. Мои родители не запомнили своих отцов — папе был всего один год, а мама появилась на свет тогда, когда в дом уже летело страшное извещение о том, что её отец "пропал без вести"… Мой дед, Василий Смирнов, имея "бронь", пошёл на фронт добровольцем и погиб, защищая Москву на Брянском фронте. Другой мой дед, Дмитрий Голубев, имея ранения, полученные на советско-финской войне, также пошёл на фронт и погиб, защищая столицу на Калининском фронте", — пишет Андрей Голубев.

"Мой дед по отцовской линии, красноармеец Лобанов Иван Семёнович, пал смертью храбрых в начале 1940 года, сражаясь с белофиннами. Другой мой дед, Привалов Павел Афанасиевич, начал войну 22 июня 1941 года в звании лейтенанта. Он защищал Москву в 1941-м, прорвался из Харьковского окружения, сохранив личный состав и орудия в 1942-м, дрался в Сталинграде и на Курской дуге в 1943‑м, и будучи четырежды ранен, закончил войну в поверженном Берлине", — рассказывает его соавтор Дмитрий Лобанов.

Всего два свидетельства из возможных миллионов. Действительно, память об этой войне хранится в каждой российской (и не только российской) семье — по всему бывшему Советскому Союзу. И "перекличек" и "пересечений" между военными судьбами разных людей можно найти множество. Например, один мой дед был кадровым военным-артиллеристом и погиб в октябре 1941-го под Ельней. А другой был призван в армию осенью 1939 года, прошёл Советско-финскую войну, потом сражался на Волховском фронте, приехав после тяжёлого ранения и госпиталя в отпуск летом 1942 года, оказался в оккупации, после освобождения снова был мобилизован в Красную армию и закончил войну в Германии. А в это время их жёны трудились в тылу, растили детей, ухаживали за стариками, молились, чтобы их мужья с победой вернулись домой…

Да, были и те, кто сражался по другую сторону фронта: власовцы, бандеровцы, "лесные братья" и многие другие. Их тоже было немало — миллионы как минимум. И они помнят эту войну иначе, не желая признавать закономерность и неизбежность нашей Победы и своего поражения 1945 года. Они, конечно, "ничего не забыли и ничему не научились", даже взяв — надеюсь, временный и очень недолгий — исторический реванш.

Наверное, данный энциклопедический словарь, вышедший уже вторым, расширенным и дополнённым, изданием (первое было выпущено к 70-летию Победы 1945 года), в нынешних условиях был бы в десятки или, может быть, даже в сотни раз полезнее, если бы на его основе был создан интерактивный сайт по истории Великой Отечественной (хорошо бы — и всей Второй мировой войны, а в идеале — с версиями хотя бы на основных иностранных языках: английском, французском, китайском, немецком, испанском и арабском), дающий не "западный", весьма ангажированный и антироссийский, а отечественный взгляд на этот важнейший, судьбоносный период в развитии человеческой цивилизации.

Понятно, что реализация подобного проекта потребовала бы немалых финансовых средств, организационных и прочих усилий со стороны нашего государства и общества, но, честное слово, оно того стоит! Не только с целью сохранения и восстановления исторической правды, но, прежде всего, — с целью укрепления единства нашего общества, необходимость и возможность которого показывают и доказывают такие акции, как "Гвардейская ленточка" и "Бессмертный полк".

И не надо при этом делать вид, будто Третий рейх и его союзников со всей Европы одолела какая-то иная, несоветская Россия, без коммунистов и Сталина. Может быть, нашим олигархам и политикам приятнее быть сожранными "братьями по классу и по разуму" из "коллективного Запада", чем признать и возвысить безмерный подвиг наших (и, кстати, их собственных — тоже) дедов и прадедов? Может быть, им "поперёк горла" сам принцип социальной справедливости, и они, как чёрт ладана, боятся малейших признаков восстановления правды о Советском Союзе? Какой-то социальный садомазохизм: "садо" — по отношению к своим согражданам, и "мазо" — по отношению к западным "партнёрам", — не находите? И если всё это так, то они упорствуют в своём пребывании на стороне зла и лжи, а потому, говоря словами Нового Завета, "собирают горящие уголья себе на голову".

Поддержка и реализация такого проекта, наоборот, стала бы шагом к укреплению социального мира в нашей стране, стабилизации общества и усилению государственного потенциала России в целом. Или всё будет по-прежнему в полном соответствии с незыблемыми законами "либеральной демократии": "Выборы прошли — забудьте!"?

"Никто не забыт и ничто не забыто!" — отвечает на это Вечный огонь памятника Неизвестному солдату у Кремлёвской стены. "Никто не забыт и ничто не забыто!" — отвечает на это книга Андрея Голубева и Дмитрия Лобанова. "Никто не забыт и ничто не забыто!" — должны ответить на это всё мы. Ибо "какою мерою мерите — такою и вам отмерится".

1.0x