Сообщество «Геоэнергетика» 19:00 18 ноября 2020

Нас пугают – нам не страшно

Как Прибалтика обходится «без российской электроэнергии» 

После подписания политического соглашения между Еврокомиссией и правительствами Литвы, Латвии и Эстонии о предстоящем в 2025 году отключении энергетических систем стран Прибалтики от электрического кольца БРЭЛЛ прошло чуть более двух лет. Вскоре после подписания этого соглашения руководители республик Прибалтики выступили с собственной инициативой – весной 2019 они намеревались провести тестовые испытания работы своих энергосистем в изолированном от БРЭЛЛ режиме. Но инициативу эту реализовать так и не удалось – она слишком явно не вписывалась в планы, разрабатываемые в Брюсселе как в столице ЕС и как в городе, в котором располагается штаб-квартира ENTSO-E, European Network of Transmission Operators for Electricity. Устоявшегося перевода названия этой организации нет, поэтому воспользуемся тем, которое используется в документа СО ЕЭС России (Системного Оператора Единой Энергосистемы) – «Европейское сообщество операторов магистральных сетей в области электроэнергетики».

Несостоявшиеся тесты работы энергосистем Прибалтики

Главная задача, стоящая перед ENTSO-E – разработка и реализация проекта объединения всех энергосистем, существующих на территории Европы, география будущей объединенной системы значительно шире границ ЕС, в ENTSO-E на сегодняшний день входят компании-операторы энергетических систем 42 государств Европы, от Португалии на юге до Исландии на севере. Для такого масштабного проекта все проблемы Прибалтики с ее попытками отсоединиться от БРЭЛЛ, сражениями с Белорусской АЭС, с одной стороны, напоминает игру дошколят в песочнице. Ну, а с другой стороны – такая небольшая площадка оптимально проходит для тестирования технологических вариантов решения общей проблемы. Окажется эксперимент удачным – его масштабируют, что-то пойдет не так – не особо и жалко. Не заниматься же такими тестами с энергосистемами европейских стран-грандов как Германия или Франция, в самом-то деле. Излишне творческую инициативу прибалтийских политиков пресекли быстро и просто – тем самым отключением 25% генерирующих мощностей Эстонии, о котором мы уже писали. После этого прибалтийским энергетикам было уже не до экспериментов с кольцом БРЭЛЛ – в таких условиях удержать бы стабильность собственных энергосистем. Поэтому громко анонсированного теста работы без БРЭЛЛ не состоялось ни в 2019, ни в 2020 году: первой от его проведения отказалась Эстония, за ней последовала и Латвия.

Нас пугают – нам не страшно

Кстати, как раз в 2019 году Россия, которая, по замыслу брюссельских «энергетических идеологов», должна была дрожать от страха за судьбу Калининградской области, которая до 2018 года вынуждена была импортировать немалые объемы электроэнергии из ЕЭС основной части России через территорию Литвы, не только отказалась дрожать от страха, а провела собственные тестовые испытания. Напомним, что в 2018 году в Калининградской области одна за другой были приняты в эксплуатацию три газовые ТЭЦ, и в 2019 году Россия проверила, как себя будет чувствовать наш эксклав без транзита электроэнергии через Литву. Проверили дважды – да нормально Калининград себя чувствует, не кашляет и даже нос не морщит. Больше того с 2018 года Калининградская область энергоизбыточна, как и было запланировано. То, что это было именно запланировано, доказать просто – генеральным подрядчиком и компанией-оператором всех новых электростанций Калининградской области является Интер РАО – единственная в России компания, имеющая право на экспорт электроэнергии. Конечно, есть надежда, что экономика и население Калининградской области будут развиваться и расти, рано или поздно излишков электроэнергии не останется, но до того замечательного времени вполне разумно электроэнергию экспортировать.

Это достаточно «тонкий» момент: несмотря на наличие в аббревиатуре БРЭЛЛ буквы «Р», энергосистема Калининградской области в состав этого электрокольца не входит. Следовательно, критически зависящая от импорта электроэнергии Литва, которая на политической сцене демонстрирует самое неистовое рвение прочь из БРЭЛЛ, сохраняет возможность закупать российскую электроэнергию. При этом политики Литвы вполне «сохраняют лицо», на словах продолжая неистовую борьбу за энергетическую независимость от России: видите, уважаемые зрители, как азартно мы сражаемся с БРЭЛЛ! Ну, а то, что «под боком» у нас Калининградская область, чья энергосистема полностью синхронизирована с литовской – так об этом писать вовсе не обязательно.

Украина «обходится без российского газа», Эстония и Латвия – «без российской электроэнергии»

2019-й год был примечателен еще и теми действиями, которые предприняли операторы энергосистем Эстонии и Латвии по отношению к России. Снижение объемов производства в Эстонии привело к росту ее себестоимости, чего в России не наблюдалось. Несмотря на то, что в Эстонии и в Латвии имеются государственные антимонопольные органы и на то, что они обе, как и Интер РАО, торгуют электроэнергией в соответствии с правилами энергобиржи Nord Pool (кроме Прибалтики, участие в торгах принимают еще 11 европейских государств, Россия и Белоруссия), весной 2019 года объем перетоков в сечениях Ленинградская область – Эстония, Псковская область - Эстония и Псковская область – Латвия решением системных операторов Эстонии и Латвии был уменьшен вдвое. Кроме того, регулирующие органы Эстонии для поставок неоднократно заявляли о намерениях ввести заградительные пошлины для поставок электроэнергии из России, мотивируя это тем, что в России нет «зелёных» налогов – на выбросы углекислого газа. Реакция Интер РАО была молчаливой: по итогам 2019 года объем поставок как в Эстонию, так и в Латвию оказался равен нулю. Зато сразу на 42% увеличился объем поставок электроэнергии в Литву, где основным партнером Интер РАО является компания InterRAO Lietuva (IRL). IRL работает в Литве с 2002 года, является владельцем ветроэлектростанции Vydmantai wind park установленной мощностью 30 МВт и владельцем контрольного пакета акций целого ряда компаний: IRL Polska, InterRAO Latvija и InerRAO Eesti.

Латвия и Эстония меняют отношение к БелАЭС

Резкий рост объёма поставок российской электроэнергии в Литву в 2019, конечно, не свидетельствует о резком росте спроса в Литве. Это просто Эстония и Латвия, вместо того чтобы получать электроэнергию из России, стали покупать её у Литвы, повторив «подвиг» Украины, которая, как известно, «обходится без российского газа» с 2015 года. Переплачивать, но сохранять лицо на антироссийской политической арене – это стиль, который, как видим, достаточно популярен у ряда постсоветских государств. Летом этого года эту замысловатую традицию имела шанс нарушить Латвия, которая, в отличии от Литвы, никаких страхов по поводу безопасности Белорусской АЭС не испытывала, ориентируясь не на политиков своей южной соседки, а на положительные заключения неоднократных проверок БелАЭС, проведенных экспертами МАГАТЭ и Евратома. В Риге побывал премьер-министр Белоруссии, был анонсирован и визит Александра Лукашенко. Несмотря на наличие общей границы, между Латвией и Белоруссией нет ЛЭП – все перетоки электроэнергии осуществляются через территорию Литвы. В том случае, если бы руководители стран-соседок смогли договориться о строительстве «их собственной ЛЭП», Латвия могла бы превратиться в эксклюзивного поставщика «атомной» электроэнергии Белоруссии на энергобиржу Nord Pool - это был бы масштабный и взаимовыгодный проект с хорошими перспективами. Даже после того, как в Белоруссии резко обострилась внутриполитическая ситуация, министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич позволял себе заявления о том, что итоги президентских выборов не влияют на запланированные переговоры с Белоруссией. Однако после того, как в Брюсселе было принято решение о непризнании итого белорусских выборов, риторика политиков Латвии и Эстонии мгновенно изменилась. Изменилась настолько синхронно, что причин сомневаться в том, что решение об отказе импортировать электроэнергию БелАЭС принималось отнюдь не в Риге и не в Таллине.

Проект Harmony Link

Однако соответствующие заявления премьер-министров Латвии и Эстонии требуют согласования с их же антимонопольными органами и последующего утверждения на уровне Nord Pool. Литва от такой «бюрократической нагрузки» избавлена, поскольку в этой республике принят закон, запрещающий любую работу с энергетической отраслью Белоруссии после ввода в эксплуатацию АЭС. Уже 26 августа 2020 года системный оператор энергетической системы Литвы, компания LitGrid официально известила своих партнеров по БРЭЛЛ о своем выходе из соглашения о бронировании аварийных мощностей. После этого стало совершенно очевидно, что следующий шаг Литвой тоже будет сделан – LitGrid, следуя действующему законодательству своего государства, действительно прервет поставки электроэнергии, как только БелАЭС выдаст ток в объединенную энергосистему Белоруссии. Этим решением Литва продемонстрировала полную готовность выполнять любые требования Брюсселя, и за эту бескомпромиссность тут же получила поощрение со стороны Еврокомиссии. 2 октября на официальном сайте ЕС было опубликовано решение Еврокомиссии «О выделении 493 млн евро на строительство литовско-польской межсетевой линии Harmony Link; 166,5 млн евро на установку синхронных компенсаторов в Литве, Латвии и Эстонии и еще 60,6 млн евро на модернизацию и усиление местных сетей, необходимых для интеграции с Harmony Link». Это не первые инвестиции из бюджета ЕС в этот проект – еще в 2019 году ЕК выделила 10,3 млн евро на разработку маршрута для Harmony Link, исследования морского дна, территориальное планирование и экологическую оценку. Запланированное время введения в строй Harmony Link – 2023 год, еще какое-то время уйдет на ту самую интеграцию местных сетей Литвы, Латвии и Эстонии. Более 730 млн евро – весьма масштабные инвестиции, при этом понять основную идею проекта Harmony Link не так просто, поскольку хорошо известно, что Польша сама импортирует электроэнергию. Если Польша энергодефицитна, то кто, что и в каком направлении намеревается поставлять по Harmony Link? Никакой информации по этому поводу нет ни на сайте ЕС, ни на литовских сайтах, там можно найти только победные реляции о том, что Еврокомиссия согласилась финансировать реализацию этого проекта. Единственная подсказка в данном случае – загадочная аббревиатура HVDC, High-Voltage Direct Current line, линия электропередач высокого напряжения постоянного тока. Harmony Link планируется как морской кабель высокого напряжения именно постоянного тока, и это позволяет оценить наиболее вероятное, с моей точки зрения, содержание проекта профессионалов ENTSO-E и руководителей энергетической отрасли Еврокомиссии.

1.0x