Есть, есть всё-таки притяжение мысли. Стоит что-нибудь написать или даже просто подумать, как из информационного пространства начинают приходить известия на ту же тему.
Совсем недавно я написала, что передовая гуманистическая западная педагогика настоятельно не рекомендует задавать детям сакраментальный вопрос: «Кем ты хочешь быть?», поскольку быть им во взрослой жизни придётся скорее всего – никем. Прекариатом.
И вот в рамках финала VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) прошло Пленарное заседание «Professional update: образовательная экосистема для человека новой экономики», сообщает пресс-служба оргкомитета чемпионата.
На пленарном заседании показали ролик, с девушкой, которая разочаровалась в своей профессии. И вот теперь бедолага не знает, как бы ей заняться любимым делом: никаких трудовых навыков у неё нет. Ролик оживлённо обсуждался и лейтмотивом дискуссии стало: «Что делать молодым людям новой экономики, которые хотят получить новые навыки, знания, найти себя в новой профессии?»
Вице-премьер РФ Татьяна Голикова погладила по головке таких разочарованных: «У вас всё впереди». И не просто погладила, а поставила перед собой и собравшимися чиновниками задачу изменить систему образования для того, чтобы дать молодым возможность «совершенствоваться». А для этого нужно обеспечить не только доступность дополнительного образования, но и содействовать трудовой мобильности населения. Мобильности – понимаете? Он ещё ничего не умеет, но уже мобилен.
Всё это сущая нелепица: некая девица, едва получив профессиональное образование, в нём разочаровалась и желает заняться любимым делом. Какое дело – любимое, она, естественно, не знает, т.к. ничего не пробовала всерьёз. Давно известно: любимое дело – это то, что ты умеешь; лучше умеешь – больше любишь. И вот вместо того, чтобы помочь ей трудоустроиться по специальности, высокая начальница велит начальникам пониже «изменить систему образования для того, чтобы дать молодым возможность совершенствоваться». И это полагается принимать всерьёз, как нечто прогрессивное и государственно важное.
Но ведь это сущий абсурд: молодой человек получает специальность, чтобы, даже не попробовав себя в ней, немедленно бросаться опять в какое-то учебное заведение для получения другой специальности. И это называется – «усовершенствоваться»! Такого «трудящегося» следовало бы назвать не трудящимся, а праздношатающимся. Но ведь всё это говорят высокопоставленные и, следовательно, умные люди…
О чём всё это свидетельствует? О том, что ни первая, ни вторая, ни тридцать пятая специальность – никому не нужна. Да и не умеют эти «совершенствующиеся» деятели «новой экономики» почти ничего: известно, как нынче учатся – подчитают слегка в сессию, скачают курсовик, в конце купят текст дипломной работы – и порядок. А дальше академические шапочки и фотки с подкинутыми вверх дипломами.
И взрослые и авторитетные им прямо и говорят: «Вы всё правильно делаете, учиться чему-то всерьёз и не надо». Что надо? На этот вопрос наиболее прямо ответил научный руководитель института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Он сказал, что для успеха человека не так важны профессиональные навыки, как «активная самостоятельность — умение брать на себя ответственность и трансформировать ситуацию». Наверное, он основывается на собственном опыте. И то сказать, ещё в 2017 году Герман Греф наставлял молодых: нужны энергичные люди, а не всякие там инженеры, айтишники и прочая чепуховина. Вот они-то, энергичные, наверное, и будут трансформировать ситуацию.
Тогда объясните, о великие, зачем обучаться во всех этих бесчисленных вузах и получать диплом за дипломом? Очень просто. «Усовершенствуются» во втором заведении уже за деньги (да и в первом – часто). А это занятость преподавателей, налоги, то-сё. Потом борьба с безработицей: он же учится. В-третьих, вроде как жизненная перспектива: может, с пятого раза найду «любимое дело». А пока… пока побегаю курьером-доставщиком. Молодые люди «усовершенствуются» и не слишком бузят.
А «энергичные люди» меж тем невозбранно обделывают свои гешефты. И не моги против слова молвить. Тебя мгновенно устыдят: во всём мире так. Это верно: так во всём мире.
Но если мы хотим «трансформировать ситуацию» не имитативно, не словесно, а подлинно, образовательную систему надо менять, но в направлении противоположном заявленному. Она должна быть заточена на подготовку специалистов, знатоков, умельцев, а не как нынче – «взгляд и нечто». Специалисты должны быть разного уровня: инженеры, техники, квалифицированные рабочие, но все они должны ориентироваться на многолетнюю работу по профессии, а не на стрекозиное порхание.
На это мне возражают: а где эти знатоки-умельцы будут работать, когда есть только места развозчиков пиццы и мастериц маникюра? Ответ прост: начинать надо с государственного плана развития народного хозяйства, частью которого должна быть система подготовки специалистов. Нет плана – вся эта возня обслуживает саму себя.