«Энергичные люди» «трансформируют ситуацию»
Авторский блог Татьяна Воеводина 14:34 23 мая 2019

«Энергичные люди» «трансформируют ситуацию»

образовательная система должна быть заточена на подготовку специалистов, знатоков, умельцев
7

Есть, есть всё-таки притяжение мысли. Стоит что-нибудь написать или даже просто подумать, как из информационного пространства начинают приходить известия на ту же тему.

Совсем недавно я написала, что передовая гуманистическая западная педагогика настоятельно не рекомендует задавать детям сакраментальный вопрос: «Кем ты хочешь быть?», поскольку быть им во взрослой жизни придётся скорее всего – никем. Прекариатом.

И вот в рамках финала VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) прошло Пленарное заседание «Professional update: образовательная экосистема для человека новой экономики», сообщает пресс-служба оргкомитета чемпионата.

На пленарном заседании показали ролик, с девушкой, которая разочаровалась в своей профессии. И вот теперь бедолага не знает, как бы ей заняться любимым делом: никаких трудовых навыков у неё нет. Ролик оживлённо обсуждался и лейтмотивом дискуссии стало: «Что делать молодым людям новой экономики, которые хотят получить новые навыки, знания, найти себя в новой профессии?»

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова погладила по головке таких разочарованных: «У вас всё впереди». И не просто погладила, а поставила перед собой и собравшимися чиновниками задачу изменить систему образования для того, чтобы дать молодым возможность «совершенствоваться». А для этого нужно обеспечить не только доступность дополнительного образования, но и содействовать трудовой мобильности населения. Мобильности – понимаете? Он ещё ничего не умеет, но уже мобилен.

Всё это сущая нелепица: некая девица, едва получив профессиональное образование, в нём разочаровалась и желает заняться любимым делом. Какое дело – любимое, она, естественно, не знает, т.к. ничего не пробовала всерьёз. Давно известно: любимое дело – это то, что ты умеешь; лучше умеешь – больше любишь. И вот вместо того, чтобы помочь ей трудоустроиться по специальности, высокая начальница велит начальникам пониже «изменить систему образования для того, чтобы дать молодым возможность   совершенствоваться». И это полагается принимать всерьёз, как нечто прогрессивное и государственно важное.

Но ведь это сущий абсурд: молодой человек получает специальность, чтобы, даже не попробовав себя в ней, немедленно бросаться опять в какое-то учебное заведение для получения другой специальности. И это называется – «усовершенствоваться»! Такого «трудящегося» следовало бы назвать не трудящимся, а праздношатающимся. Но ведь всё это говорят высокопоставленные и, следовательно, умные люди…

О чём всё это свидетельствует? О том, что ни первая, ни вторая, ни тридцать пятая специальность – никому не нужна. Да и не умеют эти «совершенствующиеся» деятели «новой экономики» почти ничего: известно, как нынче учатся – подчитают слегка в сессию, скачают курсовик, в конце купят текст дипломной работы – и порядок. А дальше академические шапочки и фотки с подкинутыми вверх дипломами.

И взрослые и авторитетные им прямо и говорят: «Вы всё правильно делаете, учиться чему-то всерьёз и не надо». Что надо? На этот вопрос наиболее прямо ответил научный руководитель института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Он сказал, что для успеха человека не так важны профессиональные навыки, как «активная самостоятельность — умение брать на себя ответственность и трансформировать ситуацию». Наверное, он основывается на собственном опыте. И то сказать, ещё в 2017 году Герман Греф наставлял молодых: нужны энергичные люди, а не всякие там инженеры, айтишники и прочая чепуховина. Вот они-то, энергичные, наверное, и будут трансформировать ситуацию.

Тогда объясните, о великие, зачем обучаться во всех этих бесчисленных вузах и получать диплом за дипломом? Очень просто. «Усовершенствуются» во втором заведении уже за деньги (да и в первом – часто). А это занятость преподавателей, налоги, то-сё. Потом борьба с безработицей: он же учится. В-третьих, вроде как жизненная перспектива: может, с пятого раза найду «любимое дело». А пока… пока побегаю курьером-доставщиком. Молодые люди «усовершенствуются» и не слишком бузят.

А «энергичные люди» меж тем невозбранно обделывают свои гешефты. И не моги против слова молвить. Тебя мгновенно устыдят: во всём мире так. Это верно: так во всём мире.

Но если мы хотим «трансформировать ситуацию» не имитативно, не словесно, а подлинно, образовательную систему надо менять, но в направлении противоположном заявленному. Она должна быть заточена на подготовку специалистов, знатоков, умельцев, а не как нынче – «взгляд и нечто». Специалисты должны быть разного уровня: инженеры, техники, квалифицированные рабочие, но все они должны ориентироваться на многолетнюю работу по профессии, а не на стрекозиное порхание.

На это мне возражают: а где эти знатоки-умельцы будут работать, когда есть только места развозчиков пиццы и мастериц маникюра? Ответ прост: начинать надо с государственного плана развития народного хозяйства, частью которого должна быть система подготовки специалистов. Нет плана – вся эта возня обслуживает саму себя. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
23 мая 2019 в 15:00

И что, предлагаете вернуться, уважаемая Татьяна Владимировна, в тот клятый Вами " совок"?
Для чего тогда ломали!?

24 мая 2019 в 14:06

Как для чего... для личного обогащения.

23 мая 2019 в 15:01

Про специалистов понятно. А кто такие знатоки? Это которые "Своя игра" или "Что, где, когда". Теперь умельцы, кто? Это новое название для рабочих, крестьян и других? Нищий может быть умельцем в своем деле? Может! "Они оба могут!" Картёжники -умельцы? Конечно! Татьяна, а почему Вы забыли про первопроходцев? Кормильцев всё меньше и меньше. Да, ещё бывают повстанцы! Но это уже совсем ни к чему.

23 мая 2019 в 15:36

Тему, которую затронул автор я очень хорошо знаю и буквально изнутри, тут вам и соросовские семинары и многое иное. То, что говорит инородец Фрумин есть прямое заимствование из западных либеральных теорий. Надеюсь "вошка", где преподает Фрумин в особых рекомендациях не нуждается!?

Суть теории в том, чтобы нацелить индивида на так называемые soft skills или "мягкие навыки", как способность приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. Ты один на один в этом мире, от государства ничего не жди, от людей тоже. Человек человеку волк.

Собственно эту стратегию нам предъявили на одной тусовке, ее вы можете увидеть в весьма любопытном ролике, наберите в ютьюбе фразу " Стабильности нет и не будет", сами все и увидите. А посколько власть захватили либералы, отсюда и плясать надо.

23 мая 2019 в 21:00

В стране победившего криминала, где высшей ценностью является "частная собственность", нет собственности и ты не имеешь ченности. В этой стране нужны професиональные вертухаи, для охраны богатст но и они не дураки, пример Захарченко у нас есть, где можно совмещать одно с другим. Нужны поофесиональные лакеи, шуты, скоморохи. Нужны професиональная быдла, что б знало своё место.

23 мая 2019 в 21:39

История с Захорччернко как раз и показала что в образовании есть недочёты, вертухай не должен хотеть жить как вельможа (за это я думаю он получит лет 15). Так же получит и клир, так как не смог внушить что стяжательство это грех. Вообщем работы в образовании много.

24 мая 2019 в 13:15

Уважаемая Татьяна. В целом статья правильная, но позволю себе не согласиться с одной вашей фразой - "Но ведь это говорят высокопоставленные и, следовательно, УМНЫЕ люди. "Больше наглости" - А. Чубайс. И в той же ВШЭ свято выполняют рекомендации Чубайса. А НАГЛОСТЬ и УМ априори несовместимые понятия. А вообще - то вы у меня вызываете уважение - будучи "капиталистом" и исповедовать прогрессивные и достаточно левые идеи - это много-го стоит. Вот вы- действительно умница.